1 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Марина – «хозяйка» еврейской общины РМ
19.08.2014
 
Марина Лекарцева  уже 4 года занимает должность директора Еврейской общины РМ. По просьбе редакции она дала интервью нашему корреспонденту и ответила и на вопросы о деятельности ЕОРМа, и о себе самой.
 
– Марина, перед тем, как начать наш диалог, хотелось бы – пусть и задним числом – поздравить Вас с  недавним днем рождения и пожелать всего наилучшего.
 
– Спасибо!
 
– Теперь давайте сообща совершим экскурс в Ваше прошлое. Кем Вы в свои детские годы мечтали стать, когда вырастете? Сильно сомневаюсь, что в том коротком – или более обширном? – перечне фигурировала должность директора Еврейской общины...
 
– Само собой, о подобном в те времена, в 80-е, и речи быть не могло – хотя бы потому, что тогда никаких еврейских официальных организаций в СССР не существовало. Но дело не только в том. Ребенку свойственно мечтать не о начальственных постах, а о чем-то более романтичном и, к тому же, так или иначе связанном с его увлечениями и занятиями. Я, в частности, всегда «питала слабость» к танцам – и к народному, и к бальному, в разные годы постигала их секреты и, вроде бы, не без успеха пыталась проявить свою природную склонность в любительских коллективах и даже в широко известном ансамбле «Кодрянка»… Но, параллельно с мечтой о концертных подмостках, существовала и иная, более «приземленная» – стать педагогом, пойти по родительской стезе.
 
– И кто из них учительствовал?
 
– Оба. Мать, Ирина, преподавала в школе математику; отец, Анатолий Котеля (ныне, увы, покойный) после завершения своей спортивной карьеры стал школьным учителем физкультуры и одновременно тренировал детские и юношеские футбольные команды. Да и некоторые другие мои родственники тоже были педагогами. В частности, бабушка по материнской линии, Белла Хацкелевна Рубальская. Ей посчастливилось избегнуть трагической участи многих своих земляков, жителей Белой Церкви, уничтоженных нацистскими оккупантами. После войны осела в Кишиневе, была учительницей русского языка и литературы, но многие годы преподавала в школе для глухонемых.
Вот и я хотела стать учительницей.
 
– … но осуществить это намерение что-то помешало?
 
– Нет, всё складывалось, как и до́лжно. Как раз тогда, в 90-е, в период активного возрождения еврейской культуры в республике, в Молдавском госуниверситете был открыт факультет иудаики  (к сожалению, впоследствии упраздненный…) – и я туда поступила, на специальность «преподаватель-переводчик: румынский язык, иврит, идиш». Мне представилась возможность приобщиться к духовным ценностям народа Книги, к которому принадлежу (у меня мама – еврейка),  заметно углубить и упорядочить и прежде имевшиеся у меня представления об истории, культуре, религии, об еврейских мыслителях, героях и мучениках, да и много о чём еще. Училась и сдавала все экзамены и зачеты без особых трудностей, да и педпрактику в школе прошла успешно, но по окончании вуза преподавателем так и не стала – судьба сложилась иначе. 
 
– Зато освоили уйму языков?
 
– Сразу же должна уточнить: ивритом, который нам преподавали, я неважно владею (хотя стараюсь по мере возможности свои познания в нём совершенствовать), а идиш знаю лишь на бытовом уровне – способна понять, о чём идёт речь, но на нём не говорю. Однако в годы учебы неплохо освоила госязык Молдовы (на котором нам преподавали все дисциплины на факультете), а также английский. Тут же добавлю, что мне удалось получить еще одно образование – экономическое (в Славянском университете Молдовы), и оно в наши дни более чем необходимо, особенно тем, кто оказывается на руководящих должностях.
 
– Только ли познания в иудаике, других гуманитарных областях и в экономике способствовали Вашему карьерному росту?
 
– Думаю, что не последнюю по значимости роль сыграли и моя искренняя заинтересованность и достаточно ответственное отношение к тому, чем приходилось заниматься, и накапливаемый опыт работы в еврейских структурах. Отправной точкой в этом стала работа в Израильском культурном центре, тогдашние частые поездки по регионам республики и за ее пределы, знакомство с тамошними энтузиастами еврейского движения.
 
Перейдя в 2000-м в «Гилель», я поначалу чувствовала себя не слишком уверенно (казалось, что другие знают и умеют делать всё лучше меня), но затем в этой хорошей еврейской молодежной тусовке я ощутила себя своей.
Лишним тому подтверждением стало назначение меня руководителем одной из гилелевских программ (произошло это всего через пару месяцев после моего прихода); ну а впоследствии я была назначена директором.
 
Следующей ступенью «восхождения» оказалась работа в еще более респектабельной структуре – Еврейском конгрессе Молдовы, исполнение функций заместителя гендиректора. Ну а на свою теперешнюю должность, еще более ответственную и хлопотную, – директора Еврейской общины РМ – я была назначена в 2010-м (тогда, напомню, эта должность именовалась чуть иначе – «исполнительный директор»).
 
– К конкретному разговору о ней мы, разумеется, еще вернемся. Пока же хотелось бы уточнить: насколько (и только ли положительно…) успешный карьерный рост «деловой женщины» – Марины Котели-Лекарцевой сказывается на ее приватной жизни, на состоянии дел в семье?
 
– Если я верно поняла вопрос, Вы пытаетесь выяснить, не отражается ли негативно моя загруженность делами на службе на моей собственной семье, на ребенке и муже? Могу Вас уверить: поводов для подобного беспокойства не имеется. Приходя домой, я перестаю быть «начальственным лицом» и даже не пытаюсь претендовать на роль «главы семейства», оспаривать приоритет мужа. Да им, признаюсь, особо не покомандуешь. И не только потому, что мой супруг, Дмитрий Лекарцев, занимает не менее значимую должность: он вице-председатель куда более многочисленной, чем наша, общины – Украинской. К тому же он, как и я, по знаку Зодиака – Лев, но Львице со Львом трудно соперничать.
 
Главное же, что я прекрасно осознаю – и мне это кажется естественным: долг и предназначение женщины – не «верховодить» в семье, а быть гарантом любви и взаимопонимания, создательницей и хранительницей домашнего уюта.
Поэтому, едва переступив порог нашей квартиры и убедившись, что всё в доме, как говорится, тип-топ, что с дочкой и мужем всё в порядке, я первым делом спешу на кухню, занимаюсь готовкой, а затем их «кормежкой», мы общаемся – и всё это для меня самая большая радость.
 
– Вы упомянули о своей дочери. Если можно, хоть несколько слов о ней.
 
– Ее зовут А́лика (она, кстати сказать, тоже родилась в августе), ей 5 лет, но она уже неоднократно давала поводы не только нам, родителям, но и многим другим людям для самых искренних похвал и радужных предположений. У нее обнаружилась склонность к лицедейству, она совершенно естественно чувствует себя на сцене, у микрофона – перед любой аудиторией, неплохо поет, декламирует, танцует. Потому-то и была принята в детский театральный кружок при Еврейской библиотеке – Культурном центре им. И. Мангера. Надеемся, на этом ее артистическая карьера не завершится.
 
– Ну а в честь кого она получила столь редкое имя? Лично я знаю лишь одну Алику́ – артистку, дочь актера Вениамина Смехова.
 
– Мы попытались подобрать своей дочери имя действительно не «расхожее», к тому же образующее с фамилией благозвучный словесный «тандем». Дочери оно нравится...
 
– После только что состоявшейся виртуальной экскурсии по вашей семейной обители самое время «вернуться» в служебный кабинет директора ЕОРМа и уточнить у хозяйки этих скромных апартаментов: какие направления деятельности для общины (а значит, и для её директора) ныне являются приоритетными?
 
– Нам приходится заниматься достаточно обширным кругом вопросов, напрямую связанных и с повседневной жизнью местного еврейства, и с его трагическим и героическим прошлым, и взаимоотношениями диаспоры с исторической родиной… Не стану, разумеется, перечислять всё, что делается; назову лишь несколько основных направлений нашей работы.
 
Одно из них – борьба с антисемитизмом. Причем ЕОРМ старается не дублировать то, что делают другие, – у нас, если можно так выразиться, имеется своя ниша. Руководство общины реагирует на любые проявления юдофобии и в качестве официального «полпреда» местного еврейства обращается в прокуратуру, в правительство по таким поводам… Уже не раз мы ходатайствовали о том, чтобы наконец был принят закон (аналогичный тем, что уже давно действуют во многих цивилизованных государствах) о преследовании лиц и организаций, отрицающих Холокост. К сожалению, предпринимаемые усилия пока не дали желаемого результата. Но, как говорится, вода камень точит…
 
Весьма значимым нам представляется и увековечение памяти тех своих соплеменников, которые были уничтожены здесь в годы Второй мировой войны фашистскими захватчиками и их местными приспешниками. Столичные власти дали добро на восстановление памятника «Жертвам фашизма» – на месте массового расстрела горожан (в основном – евреев) на Старой почте. Но заниматься практическим осуществлением этого проекта, а также противостоять тем, кто пытается помешать его реализации (в частности SRL Olmosdon), руководству Еврейской общины приходится, по сути, в одиночку. Председатель ЕОРМа Александр Билинкис вынужден был поэтому обратиться к нескольким общественным и коммерческим структурам с просьбой, чтобы и они поучаствовали в осуществлении этого проекта. Хочется верить, что призыв услышан и необходимая финансовая, а также иная поддержка будет оказана.
 
Еще один памятник – жертвам Холокоста – по инициативе Тираспольской еврейской общины и при содействии ЕОРМа планируется установить в Тирасполе. Там практически все имевшиеся проблемы уже решены, за исключением одной: где именно, на какой из улиц, должен быть воздвигнут этот монумент. Надеюсь, приемлемый вариант уже вскоре будет найден и утверждён.
 
Столь же важным делом мы считаем сохранение памяти о замечательных земляках-соплеменниках, внесших весомую лепту в становление и развитие еврейской и – шире – всей многонациональной культуры нашего края.
Совсем недавно (о чем посетители вашего сайта, конечно же, знают) была открыта мемориальная доска на доме, где жил выдающийся скульптор Лазарь Дубиновский. (Правда, к нашему сожалению, лишь тогда обнаружилось, что на ней одна из трех надписей – та, что на иврите, – выполнена неверно; поправка будет уже вскоре внесена.) Сейчас в стадии решения вопрос об установке мемориальной доски архитектору (и на протяжении многих лет – председателю АЕООРМа) Семену Шойхету. Вслед за этим предполагается так же увековечить память о дирижере Ефиме Богдановском…
 
– Ну а как обстоят дела с восстановлением утраченных объектов еврейской духовной культуры, в частности с почти полностью разрушенной в своё время синагогой  Цирельсона, с таким трудом «отвоеванной»  руководством общины?
 
– Объект (а точнее, его руины) община выкупила, но потом, в течение 9 месяцев, пришлось преодолевать массу препон. Во-первых, он нам достался с «довеском» – огромным долгом, который ЕОРМ вынуждена была выплатить. Во-вторых, примэрия, и правительство никак не могли определиться, чья же это земля... Наконец, всё утряслось, и теперь на этом месте будет возведен комплекс, включающий синагогу, Центр культуры и музей (проектная документация уже подготовлена).
 
Музей поначалу окажется виртуальным: обнаруженные в разных уголках нашей республики интересные образцы духовного и исторического наследия местного еврейства на первых порах здесь можно будет увидеть лишь в электронном виде; ну а впоследствии, в случае, если удастся приобрести сами эти реликвии, они займут достойное место в постоянной (уже не виртуальной!) экспозиции музея или будут храниться в его фондах.
 
– Вы упомянули об одном из добрых начинаний, затеянных и осуществляемых Тираспольской общиной. Хотелось бы уточнить, как там обстоит дело с избранием ее нового председателя – вместо ушедшего из жизни Ефима Тейтеля?
 
– Пока он не избран, и у ЕОРМа это вызывает озабоченность. Содействие региональным общинам, посильная поддержка тем из них, которые являются «проблемными» (в частности Оргеевской, да и ряду других), мы относим к числу своих приоритетных задач. Тут же отмечу, что не менее важным для нас было и остается оказание помощи рядовым членам общины. По примеру Анатолия Лейбовича, до своего безвременного ухода в мир иной щедро помогавшего малоимущим соплеменникам, ЕОРМ оказывает посильную материальную поддержку всем ветеранам войны. Да  и другим  особо нуждающимся, благодаря чему им удается в отопительный сезон расплатиться за тепло и другие коммунальные услуги.
 
– Теперь – вопрос о череде традиционных осенних еврейских праздников и совсем уже близком, общереспубликанском – 70-летии освобождения Кишинева и всей Молдовы от немецко-румынских оккупантов. Как будут эти памятные даты отмечены общиной?
 
– По опыту прошлых лет мы знаем, что тысячи кишиневцев, в том числе и многие евреи, ежегодно, 24 августа, без чьей-либо подсказки, приходят на Мемориал воинской славы (теперь именуемый Eternitate), чтобы воздать дань благодарной памяти тем, кто погиб смертью храбрых в боях за освобождение столицы Молдавии. Уверена, что так же наши земляки поступят и на сей раз.
Но хочется, чтобы в предстоящей торжественно-траурной церемонии, посвященной юбилею освобождения, приняло участие как можно больше наших соплеменников, в том числе совсем еще молодых ребят. Поэтому руководство ЕОРМа, сообща с лидерами местных еврейских молодежных организаций, обсудило этот вопрос, и нашло с их стороны полную поддержку.
 
Было также решено, что в день праздника члены этих организаций придут домой к каждому из пяти ныне здравствующих евреев – участников Ясско-Кишиневской операции, поздравят их с памятной датой, вручат подарки, выслушают и запишут воспоминания ветеранов. Всё это станет для бывших фронтовиков еще одним свидетельством признания их боевых заслуг, а их юным гостям увиденное и услышанное позволит более конкретно убедиться, какие тяжкие испытания выпали на долю тех, кто в «сороковые, роковые» спас мир от «коричневой чумы». Также мы предлагаем всем ветеранам транспорт и сопровождение, если у них есть силы и желание доехать до мемориала, чтобы возложить цветы.
 
Теперь – о череде осенних еврейских праздников – Рош а-Шана, Йом-Кипур и др. В этом году одновременно с ними мы решили отметить и еще одну – пусть и не столь громкую, но очень значимую для местной еврейской диаспоры – знаменательную дату: 25-летие возрождения еврейской культуры в нашем крае. Оно началось ровно четверть века назад, в 1989-м, когда здесь было создано одно из первых в тогда еще единой стране Общество еврейской культуры. Поэтому по случаю юбилея ОЕКа будет проведен целый ряд торжественных и культурно-просветительных мероприятий, которые, надеемся, привлекут внимание многих наших земляков.
 
– В сентябре в столице республики проходит Этнофестиваль, в котором на протяжении многих лет активно участвовали и члены нашей общины. Но год назад, когда эта акция была перенесена ее организаторами на субботний день, евреи в празднике не участвовали. Не произойдет ли нечто подобное и в нынешнем году?
 
– Если на сей раз фестиваль совпадет с Шабатом или Йом-Кипуром, Еврейская община на празднике вновь не будет представлена, хотя ей есть что показать представителям всех других этносов и гостям молдавской столицы.
 
– И ещё один вопрос, несколько иного плана. На последней отчетно-выборной конференции Александр Билинкис  согласился временно продолжить руководство общиной, пока его на этом посту не заменит некий, того вполне достойный, имярек (чья фамилия тогда так и не была названа). Прошло уже немало времени, а ясность в этот вопрос до сих пор не внесена.
 
– Всё оказалось гораздо сложнее, чем тогда можно было предположить. У претендента на столь ответственную должность изменились планы, а других желающих ее занять пока не видно. Потому-то Александр Григорьевич не оставляет свой пост, хотя руководство нашей общиной – дело достаточно хлопотное и затратное, и за то, что для нее делается, ее лидеры получают больше упреков, чем «ку́выта». Но кто-то же должен всем этим заниматься – чтобы еврейская жизнь в диаспоре не угасала…
 
Михаил ДРЕЙЗЛЕР

 
Количество просмотров:
1029
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.