Роберт Берг
Во время пребывания Гитлера в военной ставке «Вольфсшанце» («Волчье логово») в Восточной Пруссии (июнь 1941 – ноябрь 1944) в его обслуживающий персонал входило более десятка молодых женщин, чьиобязанности заключались в дегустации предназначенной для фюрера еды с целью не допустить его отравления. До конца войны из 15 дегустаторов, которых называли «ядовитой бригадой», дожила лишь Марго Вёльк. Всю жизнь Марго скрывала свою связь с нацистским режимом. Первое интервью СМИ она дала в 2012 году, накануне своего 95-летия.
В начале 1942 года берлинская квартира Вёльк была разбомблена, оставаться там было невозможно, и она перебралась в дом своей свекрови в Восточной Пруссии (территория нынешней Польши), расположенный всего в нескольких километрах от ставки Гитлера. Вскоре к Марго наведались офицеры СС и сообщили, что отныне она будет работать в ставке фюрера и получать за это жалованье в размере 300 марок. На автобусе Марго привезли в ставку, где уже находилось 14 других молодых женщин, чистокровных немок, отобранных для работы в «ядовитой бригаде». «Вы будете пробовать блюда, приготовленные для фюрера и офицеров его штаба», — сказал Марго эсесовец.
«Я чувствовала себя подопытным кроликом, однако спорить с СС не решалась — в то время за это можно было поплатиться головой», — рассказала 96-летняя Вёльк в интервью британской газете Mirror.
Известно, что Адольф Гитлер был убежденным вегетарианцем. Основу его рациона составляли макароны, рис, горох и цветная капуста. Личным поваром фюрера, уроженца Австрии, была Констанция Манциарли, тиролька, готовившая ему блюда австрийской кухни.
До того как попасть в «Вольфсшанце», Марго довольствовалась весьма скудным рационом военного времени, состоявшим из суррогата кофе, изготовленного из желудей, хлеба из опилок и маргарина. «В бункере же питание было просто замечательное. Нам давали самые лучшие и свежие овощи и фрукты. Я помню превосходную спаржу под голландским соусом, овощной бульон с клецками, жареный сладкий перец, овощное рагу, — вспоминает она. — Кажется, мясных или рыбных блюд мне ни разу не приходилось пробовать, хотя после войны я читала, что Гитлер не был строгим вегетарианцем и время от времени позволял себе мясо».
Девушки-дегустаторы сидели за одним столом, и каждая пробовала одно из блюд, подававшихся в тот день на обед, продолжает Марго Вёльк. «Только после того как мы съедали наши порции, еда отправлялась на стол к фюреру. Мысль о том, что еда может быть отравлена, я попросту гнала от себя. Кроме того, ставка тщательно охранялась, и мне казалось маловероятным, что кто-то мог пронести туда яд. Сама я ни разу не общалась с Гитлером. Лишь однажды мне довелось видеть, как он играл на лужайке со своей овчаркой Блонди», — рассказывает она.
Опасения Гитлера за свою жизнь, однако, были небеспочвенными: 20 июля 1944 года группа оппозиционно настроенных генералов и офицеров организовала на него покушение. «Мы услышали оглушительный взрыв, кто-то крикнул, что Гитлер убит, но, конечно, он заблуждался», — вспоминает тот день Марго Вёльк.
К осени 1944-го среди обслуживающего персонала бункера распространились слухи о том, что германские войска терпят поражение на Восточном фронте и советская армия уже приближается к границам Германии. «У меня был приятель, офицер вермахта по имени Герхард Лагранж, — вспоминает Марго. — Он посоветовал мне покинуть ставку, если представится такая возможность. “Русские уже недалеко отсюда, и, в случае чего, тем, кто работал на Гитлера, не поздоровится”, — сказал он. Тогда я решила самовольно оставить ставку и уехала домой в Берлин. В Берлине мне пришлось скрываться от СС, поскольку официального разрешения на возвращение домой я не получила».
После взятия Берлина Марго Вёльк, как и многие другие немки, была изнасилована бойцами Красной армии и лишилась после этого возможности иметь детей. В 1946-м в Берлин вернулся ее муж, проведший два года в советском лагере для военнопленных.
Однажды после войны Марго встретилась с лейтенантом Лагранжем. «Тебе очень повезло, — сказал он ей. — Всех остальных девушек-дегустаторов, оставшихся в ставке, советские солдаты расстреляли. Ты — единственная, кто выжил».