24 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Валерий Лицкай: Бери, что сможешь, а остальным – что осталось
03.11.2014

Этой фразы, которой политолог Валерий Лицкай характеризирует жесткую, но эффективную экономическую политику либералов, вполне достаточно, чтобы обрисовать сегодняшнюю ситуацию в Молдове: «Бери, что сможешь, остальным – что осталось». Об особенностях политического строительства и предвыборной кампании этого года Валерий Лицкай рассказал в интервью главному редактору информационного портала NOI.md Ирине Астаховой.

- За более чем 20 лет участия в политической жизни Молдовы мне удалось проанализировать несколько избирательных кампаний, и я могу сказать, что нынешняя кампания значительно отличается от того, что было ранее. До сих пор это были избирательные кампании лидеров, а не команд. Поэтому программные установки, названия партий сменялись калейдоскопом и, в сущности, ничего не говорили о политике, проводимой партией. Поэтому политика партий была непредсказуемая.

Прошло 20 лет, и в Молдове начали формироваться основы политической системы, которые больше похожи на иные страны Восточной Европы, такие как Словения или Словакия. То есть начал формироваться спектр политических партий, которые уже можно классифицировать по классической схеме от крайне правых до крайне левых. Их лидеры, конечно, сохраняют огромное значение, но у партий начинают появляться обоснованные программы, обоснованные лозунги, которые практически нельзя уже будет изменить ни во время избирательной кампании, ни после нее.

Начнем с самого простого - геополитический выбор. Прошли времена, когда можно было сначала выступать за Россию, потом за Запад, потом опять за Россию. Сейчас достаточно ясно прослеживается два вектора: проевропейский и пророссийский, точнее, я бы сказал, - в сторону Таможенного Союза. И партии резко разделяются – за один или другой вектор. Так они ведут агитацию, так ведут борьбу, и так избиратели будут следить за их дальнейшей деятельностью.

- В чем тогда разница между партиями, если речь идет только о геополитическом векторе?

- Геополитический выбор - это самый первый, самый сложный вопрос. Но партии по своей сути, по лозунгам стали также разделяться по классической социальной схеме: появились партии правые, левые, партии национальной буржуазии. К примеру, ЛДПМ – это классическая партия национальной буржуазии.

- В чем ее особенности?

- Либерал-демократы отстаивают либеральную модель развития по капиталистическому пути, с умеренными социальными издержками. Главное – эффективность.

Либерализм рассматривается, как некая свобода мысли: делать все, что хочешь. Но это несколько литературное понимание. Либерализм в экономической сфере означает свободу конкуренции, свободу зарабатывать, сколько хочешь, и эксплуатировать тех, кого хочешь. Жесткая экономическая модель, она эффективна, но очень тяжела для большинства населения. Так вот, это такая партия национальной буржуазии и есть. Можно сказать, что это партия национальных олигархов – бери, что сможешь, а остальным – что осталось. Либерализм – это вовсе не свобода ходить по площади.

Но появились также партии классического левого направления, которые отстаивают интересы большинства населения, провозглашают лозунги социального равенства, предлагают провести налоговую реформу для незащищенных слоев населения, даже элементы национализации. И это нормальная работа. Дело в том, что когда партии начинают продвигать эти лозунги, они их сразу закрепят и не смогут изменить после выборов. В итоге мы сможем получить классическую схему европейских партий: крайние левые, крайние правые, центристские партии. И избиратели будут, наконец, рассматривать суть этих партий, а не портреты лидеров, и спрашивать с них. Это нормальный путь развития современного государства.

- Почему пророссийские партии, в отличие от проевропейских, так раздроблены и конфликтны в Молдове? 

- Проевропейские партии – даже в названии у них один субъект - Европа. А пророссийские выступают, кто за Таможенный союз, кто за Россию. Это первый источник путаницы и разных течений.

Второй: Евросоюз использует уже четко отработанную и слаженную систему привлечения новых членов, применяет отточенные технологии: и политические, и дипломатические, и пропагандистские – для формирования проевропейского большинства в парламенте. Может быть, даже с мечтой создать одну крупную партию в парламенте, которая формировала бы правительство и несла бы ответственность, плюс небольшое количество союзников. Потому что сегодняшний альянс очень нестабильный.

В то же время, Таможенный союз – это на глазах формирующаяся структура, у которой еще нет ни политических технологий, ни пропаганды, ни союзников. И формировать-то его только начали.

Кроме того, опытные советники проевропейского блока учитывают, что около половины населения выступает против европейской интеграции. Поэтому их первейшая задача - раздробить левый электорат на множество частей. В этом году 11 партий впервые вступили в избирательную кампанию, из них 9 - на левом фланге! Если на правом фланге все концентрировано, то здесь внимание электората рассеивается и дробится: партий много, похожие лозунги. Хотя очень многие лидеры ясно понимают, что им не светит попасть в парламент, тем не менее, они мелькают - отрабатывают свою задачу. И, в итоге, значительная часть потенциального электората левых может просто не прийти на выборы: «что вы там мелькаете, как клоуны?»

- У каких партий есть шансы попасть в парламент?

- Избирательная кампания идет к финишу, и социологические опросы дают очень четкую картину: в парламент могут войти три партии слева, три партии справа. Все остальные не входят даже в погрешность, нет шансов. Слева партия левого центра – назовем нынешних коммунистов центристами. Классическая левая партия – социалистов. И есть популистская партия с захлестом во все стороны – Ренато Усатого. Три силы определились, у каждого свой электорат. Но в целом левый фланг очень раздроблен.

- Видите ли Вы проходные промолдавские партии в этой предвыборной кампании, почему национальная позиция не пользуется успехом?

- Проевропепйские силы привержены европейским ценностям, они все антинационалистичны. ЕС - большой плавильный котел, общие ценности отрицают узкий национализм, и даже не хотят рассматривать проблемы формирующихся наций, таких как Молдова. Коммунисты тоже интернационалисты. В результате, из действующих проходных партий остаются только две, которые провозглашают молдовенизм как свою программную установку. И они тянут на себе весь спектр молдавской национальной идеи. Тянут, как могут. Социалисты и частично, с захлестом, - партия Усатого щеголяет этими лозунгами. Хотя программно эти идеи есть только у социалистов. Вот так получилось, что интернационалисты в молдавских партиях преобладают.

- Вопрос, который по-прежнему актуален: ждать ли нам военного обострения после выборов, в случае, если к власти придут пророссийские силы? 

- Военное обострение - я бы так далеко не ходил. Во-первых, Молдова переболела обострением в 2009 году, только парламент восстановили, что – опять сжигать? Идеалистов, энтузиастов уже нет. Остроты вопроса в таком виде уже не существует. Мы видим, что и партия коммунистов занимает центристскую позицию, и она против бунта. И проевропейские партии тоже не готовы к войне. И даже на крайне правом фланге бунтовщиков нет. Может, в обществе есть какое-то количество хулиганов, но их некому вести. Поэтому я почти убежден, что сформируется антисиловое большинство в парламенте.

- Недавно в беседе Вы сказали, что предвыборная кампания в Молдове еще даже не началась, поскольку партии все еще вели внутренние разборки, и не переходили к борьбе друг с другом.

- К сожалению, эта ситуация сохраняется. Есть два аспекта. В Молдове обычно сражаются лидеры друг с другом при помощи компромата, этот компромат гуляет по газетам и интернету, и они думают, что это предвыборная борьба. Но сегодня почти все партии прошли через раскол, внутреннюю борьбу, которая еще и не закончилась. В партии коммунистов только все разрешилось, у либералов еще идет чистка, и кто старше: Филат или Лянкэ – никто не скажет, а ведь партию должен вести один лидер. Поэтому партии выходят на финишную прямую, только-только преодолев внутреннюю борьбу. А вести идеологическую борьбу у них нет ни традиции, ни привычки, и времени уже не остается.

- Как вы прогнозируете поствыборную ситуацию?

- Я думаю, что в Молдове больших изменений не будет. Нет таких сил, которые серьезно настроены на изменения. Проевропейский вектор шансов изменить нет. Создать свое правительство ни одна партия не сможет. Поэтому будет правительство приблизительно такого же направления в экономике и в политике, что и сейчас. Единственное, что Молдове угрожает – системные экономические трудности – в отношениях с ТС и ЕС. Тогда и начнется борьба. Тогда и посмотрим, чего стоят политические партии и новое правительство.


 
Количество просмотров:
1177
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.