23 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Павел Григорчук: «Я постоянно призываю к свержению власти…»
19.11.2014

Владимир Тхорик

В конце прошлой недели прокуроры и сотрудники Службы информации и безопасности провели скоординированную операцию по задержанию лиц, в том числе иностранных граждан, подозреваемых в планировании дестабилизации ситуации в Молдове перед выборами.

 Как выяснила «Панорама», статус координатора этой группы, на которую открыто уголовное дело, получил молдавский общественный деятель, бывший активист Партии коммунистов Павел Григорчук. В интервью «Панораме» он рассказал о том, на кого и против кого работала возглавляемая им группа. 

– Как проходил обыск? 

– Это было в пятницу, 14 ноября, около 9.40. В дверь постучали неизвестные. Я спросил, кто там, но они так тарабанили, что, наверное, не услышали мой вопрос. Я решил не открывать. Потом они скинули на мой мобильный эсэмэску, сообщив, что это сотрудники Генпрокуратуры и просят открыть дверь, так как пришли с ордером на обыск. После этого я позвонил нескольким коллегам и попросил, чтобы они вызвали адвоката и оповестили СМИ. Пока я разговаривал по телефону, ко мне с верхнего, то есть с пятого этажа, спустились по балкону несколько бойцов спецназа в масках. Положили меня на пол, заломили руки за голову и открыли дверь представителям прокуратуры и СИБ. 

– С вами в квартире еще кто-то был перед приходом «гостей»?

– Нет, сейчас я живу один. Они вошли и представились: прокуроры Попеску и Рошу. Были еще следователи СИБ, но они отказались называть свои фамилии. Мне заявили, что обязаны провести обыск и изъять вещи, которые могут оказаться вещественными доказательствами. Обыск начался после того, как приехал мой адвокат. 

– Что изъяли?

– Два моих компьютера, два мобильных телефона, флешку, бейсбольную биту и мегафон. Я поинтересовался, зачем им нужен мегафон, а они ответили, что он представляет угрозу безопасности. Еще забрали кухонный нож хозяйки квартиры, который лежал в прихожей. 

– В релизе прокуратуры написано, что изъяли и листовки...

– Да, около 100 листовок. Это были информационные бюллетени Социального форума Молдовы – общественной организации, которую я возглавляю. Мы их раздавали во многих городах республики. 

– На какие деньги печатали листовки? 

– Хотя наша организация еще не зарегистрирована и документы пока находятся на рассмотрении Минюста, есть люди, которые вносят свою лепту: кто-то помогал с принтером, кто-то с ризографом. Когда люди приносили побольше денег, мы могли себе позволить обращаться и в типографии для выпуска большего тиража. 

– Вы знакомы с тем, что вам инкриминируют?

– Да, я ознакомлен с постановлением прокурора по делам организованной преступности и чрезвычайной важности Генпрокуратуры Максима Гропа. Меня подозревают в координации тайной группы людей, целью которых была подготовка ряда антиконституционных мероприятий для дестабилизации общественно-политической ситуации в предвыборный и постэлекторальный периоды в форме массовых беспорядков. Мне сказали, что содержание наших листовок основывалось на негативной точке зрения, якобы мы внедряли некие пропагандистские лозунги с целью манипулирования и влияния посредством медийных инструментов на сферы жизнедеятельности общества. Еще нас обвиняют в проведении информационных мероприятий, которые искажают реальные факты и создают недовольство среди населения с целью дестабилизации конституционного строя. 

Прокуроры сказали мне, что я являюсь подозреваемым в совершении преступления п. 26 и 285 ч. 1 УК РМ.

– Среди задержанных были и иностранные граждане?

– Да, всего в первый день задержали восьмерых, шестерых из которых объявили подозреваемыми, а еще двоих отпустили, и они, насколько мне известно, проходят по делу свидетелями. У всех во время четырех обысков отобрали средства связи и компьютерную технику. А всего изолировано шесть человек, и все они – иностранные граждане. Пока я не хочу называть их фамилии, но к ним до сих пор не пускают адвокатов. Надеюсь, что по поводу их задержания выскажутся и дипломатические миссии стран, гражданами которых они являются. 

– Вам не кажется странным, что вы, как организатор группы, все еще на свободе?

– Мне прокуроры объяснили, что они являются иностранными гражданами и их предварительно, на 72 часа, задержали. Скорее это еще связано с тем, что их решили показательно закрыть, хотя вся  ситуация напоминает клоунаду. Меня тоже хотели  сразу изолировать, но сами сотрудники прокуратуры признались, что из-за того, что по моей теме СМИ и некоторые депутаты подняли шумиху, меня пока решили оставить на свободе. Но я считаю, что можно было отпустить  и моих коллег.

– Вообще-то, серьезные обвинения. Вы реально руководили преступной группой?

– Социальный форум Молдовы — общественная инициатива, которая существует не только в Молдове, но и в других странах. В том числе в Евросоюзе. Это общественная площадка, которая собирает людей с критическим мышлением, профсоюзных деятелей, представителей левых партий. Но ничего криминального мы не делали. 

– Судя по формулировке прокуратуры, это едва ли не международная террористическая организация...

– Судя по формулировке прокуратуры, любое инакомыслие в нашей стране можно признать террористическим. Мы боремся за права трудящихся и справедливую социальную политику. 
Это была не тайная группа. Мы ни от кого не прятались, а постоянно проводили публичные мероприятия. Без масок. Например, в конце сентября пикетировали центральные штабы левых партий и передавали им требования с призывом не объединяться в парламенте с правыми партиями, а также призывали продвигать идею вступления в Таможенный союз. В конце октября мы пикетировали ЦИК с требованием увеличить число избирательных участков в России, где вдали от родных семей трудятся сотни тысяч нашей сограждан, но при этом там будет открыто лишь 5 избирательных участков с пропускной способностью одного участка в 3 тыс. человек. Это мы считаем несправедливым и неадекватным решением властей. 

Повторю, что мы проводили мирные акции, и ничего террористического или экстремистского в них не было. Мы лишь заявляли нашу точку зрения, с которой наверняка согласится большинство жителей Молдовы. Мы ни от кого не прятались и, например, даже проводили акции у здания МВД с призывами прекратить репрессии в отношении активистов Социального форума и перестать препятствовать свободному выражению своего мнения. Вместо того чтобы обеспечить плюрализм, о котором так часто говорят власти, в стране начались репрессии. Это говорит о том, что такой режим долго не простоит, и народ 30 ноября сделает правильный выбор. Меня удивляет, что правоохранительные органы не реагируют на открытые угрозы со стороны нескольких правых партий о том, что после выборов, при проигрыше проевропейских сил, они готовы вывести людей на площадь. Но на примере 7 апреля 2009 года мы видим, как они могут выводить людей, организовывать массовые акции протеста и дестабилизировать обстановку в стране. 

– Вы говорите, что не скрываете своих лиц. Кто, кроме вас, состоит в Социальном форуме?

– После такой реакции силовиков мне бы не хотелось называть людей, которые хоть и иначе, но размышляют, а не зачитывают чужие мысли, как делают некоторые чиновники типа Тимофти, получающего за это деньги налогоплательщиков.

– А вы где получали деньги, за рубежом?

– В стране, наверное, нет семьи, которая не получала бы деньги из-за рубежа: от родственников либо от каких-либо грантодателей. В том числе и правительство, удерживающееся у власти благодаря постоянной подпитке от так называемых зарубежных партнеров по развитию. Но наша организация в число подобных получателей не входит.

– В листовках вы действительно призывали свергнуть власть?

– Последние пять лет я постоянно призываю к свержению власти, но исключительно мирными, демократическими методами. Допустим, на парламентских выборах. Да, в наших  листовках содержалась критика в адрес руководства страны, но не было призывов к свержению власти насильственными методами. Как не было и призывов за кого-либо голосовать. 

– А какие у вас отношения с Партией социалистов? Вы на нее работали, раздавая от имени Социального форума листовки?

– Нет. Хочу уточнить, что у Социального форума имеется с некоторыми партиями взаимопонимание по трем пунктам: по необходимости вступления Молдовы в Таможенный союз, так как это спасает нашу экономику; по необходимости отказа от кабального Соглашения об ассоциации с ЕС; и по недопустимости коалиции с правыми партиями. К таким партиям можно причислить и социалистов. То, что группа Додона голосовала вместе с правыми партиями за избрание Тимофти президентом, – это политическая ошибка.

На мой взгляд, правоохранительные органы должны заниматься не теми, кто критикует ситуацию в стране, которых, судя по опросам,  большинство, а теми, кто устраивает провокации в административных зданиях и в аэропорту. 

– То есть вы не считаете себя провокатором?

– Нет. Критика властей и антифашистские акции – это нормальное поведение. Я знаю, что даже так называемые политологи пытаются дискредитировать и демонизировать в глазах общественности другую, антифашистскую организацию «Антифа». 

– Да, ее считают едва ли не террористической организацией. Вы реально проводили какие-то военные учения?

– Совместно с инструкторами мы проводили тренировки самообороны. Особенно в нынешней криминогенной ситуации в стране эти навыки могут пригодиться любому. И в этом нет ничего  криминального. 

– Какой-то боевой отряд получается...

– По такой логике боевым отрядом можно назвать любую группу людей, занимающихся спортом. Насколько я понимаю, терроризмом можно считать акции по массовому устрашению. В этом смысле террористическими организациями можно назвать партии власти, которые запугивают население то «майданами», в случае неугодных результатов выборов, то правыми организациями, которые они регистрируют в Минюсте, то созданием различных фейков для манипуляции сознанием людей. 

– «Антифа» и Социальный форум — одна и та же организация? 

– Нет, Социальный форум — понятие более широкое. Сюда могут войти многие организации, члены которых придерживаются левых взглядов. «Антифа», разумеется, является антифашистской организацией. Я не перестаю удивляться тому, что антифашистов в Молдове уже приравнивают к экстремистам. 

– И все-таки, Социальный форум поддерживает какую-либо из партий? 

– Наоборот,  нас поддерживают другие партии, выступающие за сближение Молдовы с Таможенным союзом. Например, Партия социалистов, которая, в отличие от плахотнюковских спойлеров, которыми можно считать социал-демократов и коммунистов, пока открыто заявляет о своем провосточном векторе. 

– С целью продвинуть идею сближения с ТС в Молдову и приехали ваши иностранные товарищи, которые были задержаны в один день с вами?

– Их основная цель была участвовать в Социальном форуме нашей страны. Это представители левых организаций, поддерживающие социальные движения в разных странах. 

– Но можно же и так расценить, что они своим участием вмешиваются во внутренние дела республики. 

– Кто вмешивается во внутренние дела Молдовы,  так это европейские эмиссары. А эти коллеги делились опытом в организации социальных инициатив. Например, такой, как Социальный форум Молдовы. 

– Вы не опасаетесь, что вас могут обвинить в работе на иностранную разведку?

– Учитывая, что в прокуратуре и спецслужбах работают такие фантасты, которые выполняют политические заказы, в Молдове теперь могут обвинить в чем угодно. 

– Арестованные иностранные граждане, которых вы называете друзьями, – политтехнологи?

– Не знаю, чем они занимались в своих странах, а в Молдове они ни в коем случае не оказывали влияния на предвыборный процесс. В отличие от румынских политтехнологов, вывешивавших в Молдове агитацию в пользу кандидатов другого государства.

– А как  тогда назвать раздачу членами Социального форума тысяч листовок, как не влиянием на предвыборный процесс?

– Любое СМИ влияет на предвыборный процесс. В таком случае нужно запретить любое инакомыслие и оппозиционные СМИ. Тем более что мы не призывали за кого-то голосовать или за кого-то не голосовать. 

– Критика партий власти – не косвенный призыв не голосовать за них?

– Такие призывы есть в любом оппозиционном издании, на форумах и в социальных сетях. Но это не значит, что их нужно закрывать, цензурировать, а их авторов арестовывать или считать провокаторами массовых беспорядков. Тем более, обвинения в наш адрес  голословны, поскольку до сих пор не было ни одной экспертизы, которая доказала бы, что распространяемая нами информация – экстремистского характера. По такой логике в нашей стране сегодня любого можно объявить экстремистом. И не обязательно, чтобы он раздавал листовки, достаточно, допустим, чтобы написал  популярный комментарий в соцсетях о предвыборном процессе в стране. 

– Вы еще считаете себя коммунистом?

– Да, я  коммунист по убеждениям, но не воронинец. Я считаю, что Воронин предал идеи коммунизма и сам признал на пресс-конференции, что отказывается от идей коммунизма. 

P.S.: Во вторник, 18 ноября, стало известно, что двое граждан России и четверо граждан Украины из "группы Григорчука", задержанных спецслужбами РМ по подозрению в подготовке акций по дестабилизации обстановки и незаконном участии в предвыборной кампании, в ночь с понедельника на вторник депортированы из Молдовы. Но расследование уголовного дела продолжается...


 
Количество просмотров:
1168
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.