23 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Воля для болезней
29.11.2014

Сергей Привалов (Тирасполь), Наталья Силицкая (Кишинев)

Говорят,  попавшие в тюрьму больше чем на год, неизбежно заражаются туберкулезом и часто умирают там от него. И что вышедшие на волю бывшие узники заражают огромное количество людей…

 Корреспонденты «Панорамы» решили узнать,  правда ли это.

Cколько их

Истина, связанная с пенитенциарной системой в Левобережье, закрыта для непосвященных.

На правом берегу Днестра оказались более открытыми для контактов. Здесь честно признались, что до недавнего времени – до 2006 года – на самом деле ежегодно регистрировалось около 500 новых случаев заражения туберкулезом (ТБ).  Однако в прошлом году количество заболевших в неволе не превысило 127. И у 114 осужденных диагностирована ВИЧ-инфекция (69 больных СПИДом находятся на лечении).

Всего в Правобережье, по состоянию на 1 июля 2014 года,  насчитываются примерно 7080 заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда (из них около 2 тыс. – в СИЗО).

Что касается информации о пенитенциарных учреждениях в Приднестровье, авторам пришлось опираться на неофициальные данные. Сейчас в учреждениях исполнения наказаний (УИН) и следственных изоляторах (СИЗО) содержатся около 3000 заключенных. На левом берегу Днестра 75-80 осужденных на 10 тыс. населения (в России и Грузии 59, в Молдове на правом берегу Днестра – 39, а в Финляндии вообще 4,9). Приблизительно 75 из них больны туберкулезом, у 170 диагностирован ВИЧ/СПИД.

Признания под прессом

На левом берегу

В октябре 2007-го в Тираспольском городском суде завершился процесс по самому громкому делу последних лет: о взрыве в маршрутном такси 6 июля 2006 года. Братьям Варбасевич был вынесен обвинительный приговор: Александр получил 10 лет колонии строгого режима, Сергей – 9 лет колонии усиленного режима. Следствие утверждало, что именно они изготовили взрывное устройство.

Однако какую-либо причастность к трагедии Варбасевичи отрицали и обжаловали приговор. Более того, на процессе Александр заявил, что предварительные показания братьев были получены под давлением. Их неоднократно избивали сокамерники, а Сергею даже сломали два ребра.

К тому же оказалось, что найденные у Варбасевичей боеприпасы не соответствуют тем, что использовались в «адской машине». Тем не менее Александр и Сергей  все-таки получили новые сроки: 4 и 3 года колонии общего режима за хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Истинные виновники взрыва в маршрутном такси не названы до сих пор.

– Признания, полученные под давлением, – обычная практика на стадии предварительного следствия. Я не раз беседовал с людьми, которые подвергались пыткам, – сказал председатель правления Фонда в защиту прав человека и эффективной политики, член совета общественной организации «В защиту прав осужденных, подсудимых и подследственных» («Справедливое правосудие»), редактор газеты «Человек и его права» Николай Бучацкий. – Хотя в Приднестровье пытки запрещены,  ответственность за их применение не определена: не разработан механизм наказаний за нарушение закона. Таким образом, потерпевшие не могут обжаловать действия сотрудников правоохранительных органов.

Палочная система

Известная поговорка «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» приобретает в Приднестровье вполне конкретный смысл.

Посетивший  левый берег Днестра в 2012 году эксперт ООН по правам человека в Приднестровье Томас Хаммарберг заявил, что, по его мнению, в местных тюрьмах содержится слишком много людей, осужденных на неоправданно длительные сроки. Правоохранительные органы Лево- и Правобережья работают в соответствии с «палочной системой»: «палка» – это раскрытое правонарушение.

О том же говорил и приднестровский омбудсмен Василий Калько.

– В 2010 году милицией было составлено 125 тыс. протоколов только за административные правонарушения. То есть на каждого четвертого взрослого жителя республики, – подчеркнул Василий Александрович. – А если подсчитать еще и те, за которые ответственны другие службы?

Практику правоохранительных структур оценивать свою работу исходя из процента раскрываемости он назвал «раковой опухолью».

– Часто задержания необоснованны, а приговоры неоправданно жестки, – подтвердил  Николай Бучацкий в беседе с авторами материала. – Приднестровские показатели выше, чем в криминальной Колумбии. Чем больше правоохранителей, тем больше заключенных. На левом берегу Днестра на 100-120 граждан приходится один милиционер… Правоохранительные органы попали в зависимость от системы, которую создали.

 

Права заключенных под прицелом общественности

На правом берегу

Здесь любят говорить о благотворном европейском влиянии на тюремную систему. С 2000 года условия содержания заключенных, утверждают в Департаменте пенитенциарных учреждений Молдовы, стали приемлемыми  даже по международным нормам. А ситуация с туберкулезом и вовсе лучше, чем на воле.

Как рассказала главный специалист, врач-терапевт, подполковник юстиции Национального пенитенциарного медицинского учреждения ДПУ Нелли Продан, эпидемиологические показатели по туберкулезу за последнее десятилетие значительно улучшились. С 2001 по 2013 год случаи заболевания туберкулезом среди заключенных сократились в 4 раза (с 550 заболевших в 2001-м – до 127 в 2013-м). Общее количество болеющих ТБ среди осужденных уменьшилось в 5 раз (с 1152 до 152 больных, состоящих на учете к концу 2013 года). Закономерно, что в прошлом году Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) оценило Молдову как модель лучших практик в области профилактики и контроля ТБ в пенитенциарной системе в обеспечении преемственности лечения заключенных с ТБ после освобождения.

– Всем осужденным раз в полгода проводят рентгенологическое обследование грудной клетки на предмет  выявления туберкулеза, – утверждает тюремный врач.

Носителей инфекции и заболевших туберкулезом – как активной формы (заразных), так и незаразных – содержат отдельно от всех заключенных, а при резистентных формах (нечувствительность к медикаментам) – отдельно от обычных больных с туберкулезом. Лечение лекарствами проводится по первой и второй линиям (для обычной и для резистентной формы ТБ). Руководство молдавского ДПУ заверяет, что лекарств хватает. Существует и отдельное учреждение для содержания заключенных с устойчивой формой ТБ, отказавшихся от лечения, или после неудачного лечения. Их таким образом изолируют от других заключенных.

Результат: если в 1999 и 2000 годах от этой болезни умерли 55 и 49 человек, то в 2012-м и 2013-м – 6 и 3 соответственно. Туберкулез уже перестал быть основной причиной смерти среди заключенных, уступив место неинфекционным заболеваниям: доля смертности по причине туберкулеза у заключенных в 2001 году составляла 54%, а в 2013-м – 17% случаев.

Однако бывшие заключенные и представители неправительственных организаций замечают, что, выйдя на волю, бывшие зэки оказываются «в космосе», то есть без всякой поддержки. Помощь им пытаются оказывать исключительно НПО. Но их возможности  ограничены, и на всех их не хватает. Так что благостные рапорты руководства ДПУ о том, что за колючей проволокой сегодня ситуация по туберкулезу лучше, чем на «гражданке», увы, соответствуют действительности. На воле до больных, что освободившихся, что гражданских, практически  никому нет никакого дела – выживают и лечатся, кто как сумеет.

Впрочем, условия содержания и в тюрьме далеки от идеальных, замечает исполнительный директор неправительственной организации AFI (Act for Involvemen – «Действие для развития») Лилиан Северин. По его словам, предстоит еще много и упорно работать на уровне ДПУ, Минздрава и правительства, чтобы довести их деятельность до уровня стандартов, принятых ВОЗ. А пока в молдавских тюрьмах частенько нет не то что нормальной – никакой вентиляции, камеры переполнены, и изоляцию больных полностью провести не удается.

В свою очередь, подполковник Нелли Продан утверждает, что изоляция заболевших туберкулезом заключенных проводится в 100% случаях. Отдельно содержатся даже те, у кого заболевание только подозревается.

AFI как раз работает над принятием государственной программы по контролю за инфекцией, рассказывает Северин. Причем не только в отношении больных туберкулезом, но и ВИЧ-инфицированных (надо помнить, что основная причина смерти заболевших СПИДом – именно туберкулез, поражающий ослабленную иммунную систему в первую очередь).

Кроме того, Северин уверен: медицинские службы надо вывести из-под подчинения тюремного начальства. Иначе о полном соблюдении прав заключенных говорить не приходится. «Доктор в погонах – часть администрации. Он не в состоянии исполнять свои обязанности с медицинской точки зрения», – отмечает он.

Большой вопрос возникает и в связи с дальнейшим планом финансирования. Глобальный фонд (ГФ – международное финансовое учреждение, основанное при ООН, которое ведет борьбу против СПИДа, туберкулеза и малярии) помогает Молдове закупать лекарства в рамках программы DOTS+ – то есть для лечения устойчивых форм туберкулеза. Это больше миллиона долларов в год. С прошлого года правительство РМ выделяет примерно миллион леев (около 71 420 долларов) на лечение обычных больных. Но лекарства дорожают: за последние два года они подорожали примерно втрое.

Главная проблема – где взять деньги на поддержку и реабилитацию бывших заключенных, больных туберкулезом, после освобождения. Пока пациенты, регулярно продолжающие лечение, получают из средств ГФ социальную поддержку, эквивалентную 20 евро в месяц, с целью поддержания и непрерывности лечения. А в конце лечения те из них, кто представляет документы об успешном окончании лечения, премируются 100 евро. Но откуда возьмутся деньги через четыре года, пока никто не знает…

Условия содержания

На левом берегу

– Права человека в Приднестровье находятся даже не в зачаточном состоянии. Особенно тяжело приходится тем, кто лишен свободы, – считает Николай Бучацкий.

В специальном докладе ООН о правах человека в Молдове так же указывается, что помимо коррупции главным нарушением в Приднестровье остается нарушение прав заключенных в пенитенциарных учреждениях: тяжелые условия  содержания, переполненность тюрем, которая приводит к росту числа различных опасных заболеваний у тех, кто лишен свободы.

Упоминаемый выше главный эксперт по правам человека ООН Томас Хаммарберг отметил, что порой в камерах приднестровских тюрем содержалось втрое больше людей, чем положено по норме. Люди даже спали по очереди. Они находились в антисанитарных условиях, без питьевой воды, у них не было возможности соблюдать  личную гигиену.

В докладах Ассоциации Promo-LEX и организации Amnesty International Moldova в 2008-2009 годах подтверждались факты, выявленные омбудсменом, и сообщалось, что камеры в большинстве пенитенциарных учреждений (ПУ) Молдовы, и особенно в ПУ №13, были переполнены, в них почти отсутствовали вентиляция и естественное освещение. Однако они же, посетившие молдавские тюрьмы в текущем году, они резюмировали, что содержание заключенных улучшилось. На правом берегу. Но не на левом…

Надо отметить, что за период с 2007 по 2012 год Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес 11 решений по условиям содержания в пенитенциарном учреждении №13, и правительство заплатило компенсацию в размере 120 600 евро (163 000 долларов США).

Уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько и общественное объединение «Медиа центр» провели  совместную пресс-конференцию 26 июня, в Международный день поддержки жертв пыток.

– В 2009 году я посетил целый ряд СИЗО и пришел к выводу, что пребывание там граничит с применением пыток, – пояснил омбудсмен. – Летом в помещении, рассчитанном на 15 человек, находились 40 заключенных. И это при неработающей вентиляции! Я обратился к властям. Пусть не сразу, но ситуация изменилась. Я больше не сталкивался с такими вопиющими фактами «перенаселенности» камер. Приднестровские СИЗО побелили, отремонтировали вентиляцию, установили бойлеры.

Однако с Василием Калько согласны далеко не все.

– В следственных изоляторах, где содержатся подследственные, может быть, и навели порядок, а вот в зоне по-прежнему находиться невозможно, – заметил один из побывавших в местах не столь отдаленных. – Сырые помещения – так и заболеть недолго.

В скобках заметим: по данным ВОЗ, достаточно одного бацилловыделителя на миллион человек, чтобы создать благоприятную эпидемиологическую ситуацию. Один такой больной способен за год заразить 10-15 здоровых людей. Если заболеваемость выше 100 случаев на 100 тыс. населения, она считается эпидемией. В Приднестровье этот показатель уже вдвое превышен.

Болезни

В ДПУ РМ не видят особой опасности для тех, кто находится по другую сторону колючей проволоки от больных туберкулезом. Опасных для окружающих больных открытой формой антибиотикоустойчивого туберкулеза, которые отказываются от лечения, помещают в специализированный изолятор города Резина. Желающим выздороветь всегда помогают – переводят в ПУ №16 до полного излечения.

Но бывшие заключенные рассказывают иное. В большинстве пенитенциарных учреждений медицинское обслуживание не предоставлялось на должном уровне, поскольку в медчастях не хватало персонала.

– Лекарства в «больничке», как правило, просрочены, а врачи равнодушны к судьбе пациентов, – рассказал один из тираспольчан, вернувшихся из мест не столь отдаленных на правом берегу. – Это касается и тех, кто страдает таким опасным заболеванием, как туберкулез, а потом, не долечившись, выходит на свободу.

Однако сотрудники департамента возмущаются подобными необоснованными, по их словам, утверждениями.

– Бюджет на медицинское снабжение пенитенциарной системы в 2012 году был недофинансирован правительством РМ на 30%. Но за сроком годности лекарств и нормами содержания больных строго следят как молдавские НПО, так и международные организации, доступ которым в наши ДПУ всегда открыт, – говорит Нелли Продан.

По ее словам, существуют доклады международных миссий, подтверждающие, что просроченных лекарств в молдавских тюрьмах нет.

Другие сотрудники ДПУ РМ отмечали, что труд врачей в тюрьмах – это не карьера, не профессия, а призвание. Они работают без всякой поддержки, и об их правах вообще никто не задумывается. Работать с осужденными чрезвычайно трудно. Они часто требуют врача только ради того, чтобы поразвлечься, без основательных причин, поскольку страдают от нехватки внимания со стороны близких. К сожалению, в большинстве случаев после  лишения свободы матери, жены, мужья отрекаются от них. На 500 заключенных приходится только два медика. И они обязаны реагировать на каждый вызов заключенного, чем те и рады воспользоваться. Поэтому врачей здесь и не хватает, никто не хочет работать в таких тяжелых условиях.

Консультативный совет

Гражданское общество очень помогает приднестровскому омбудсмену: прежде всего информацией. Так, будет создан Консультативный совет из представителей власти и гражданского общества при уполномоченном по правам человека. Такие структуры уже успешно работают в России и Украине.

– Общественное объединение «Медиа центр» предложило создать Консультативный совет при омбудсмене. Это постоянно действующий коллегиальный консультативно-совещательный орган, действующий на общественных началах. Его цель – предотвращение пыток и борьба с безнаказанностью в местах лишения свободы и психиатрических медицинских учреждениях для людей с ограниченными умственными способностями, – подчеркнула директор «Медиа центра» Луиза Дорошенко. – «Медиа центр» уже подписал с уполномоченным по правам человека соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. Сейчас разрабатывается проект положения о Консультативном совете. В его состав войдут профессиональные юристы, представители средств массовой информации и общественных организаций. Этот орган даст дополнительный импульс развитию института прав человека в Приднестровье.

Статья была написана журналистами с обоих берегов Днестра в рамках проекта, финансируемого Европейским союзом и ПРООН через  Программу «Поддержка мер по укреплению доверия».Выраженные в ней мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию Европейского союза или ПРООН.

Цифра

7081

-    столько в Молдове (на правом берегу Днестра), по состоянию на 1 июля 2014 года, заключенных и лиц, содержащихся под стражей до суда.


 
Количество просмотров:
853
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.