22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Как в Молдове делают скрипки
10.03.2015

Андрей Гилан

Скрипичных дел мастер из Кишинева более двадцати лет изготавливает скрипки, а, чтобы «разыграть» инструменты, использует уникальный механизм.

Любовь к музыке

Павел Талпалару из Кишинева музыку любит с ранних лет. Еще в детстве отец отдал его в музыкальную школу в Унгенах. Этот город находится по соседству с Валя Маре, родным селом мастера. В школе Павел научился играть на трубе.

«Уже с восьмого класса играл на свадьбах и кумэтриях и подумывал о том, чтобы пойти в бельцкое музучилище. Не получилось», — рассказал мастер.

Павел относится к тем редким людям, которые с возрастом не теряют любопытства. Ему было интересно абсолютно все, что попадало в поле зрения: интересовался электроникой, музыкой, автомобилями, военным делом…

После армии Павел поступил в Политехнический институт в Кишиневе на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство». Но даже здесь его не покидала музыка — был старостой студенческого оркестра, в котором играло 60 человек.

После института Павел продолжал заниматься музыкой: играл на свадьбах и частных вечеринках, а в конце 80-х годов взял в аренду небольшое помещение, где организовывал праздники.

Павел Талпалару

Павел Талпалару

Звонок министра

В 1991 году Павел остался без заработка. Людям было не до музыки и праздников. Они думали лишь о том, как выжить после крутых перемен.

В то непростое время Павел встретил старого приятеля — писателя Юлиана Филипа. Он не оставил друга в беде и назначил Павла инженером в Управлении культуры примэрии Кишинева, которое тогда возглавлял.

«Как сейчас помню, был у Юлиана в кабинете. Раздался звонок. Юлиан поднял трубку, и я краем уха расслышал, как он произнес: «Да-да, нашли. Да, скоро будем», — вспоминает Павел.

Оказалось, звонил тогдашний министр культуры Ион Унгуряну. Незадолго до описываемых событий он встретился с директором трансильванского предприятия «Hora» из города Регин, Тыргу-Муреш, который преподнес в дар Молдове скрипки.

Директор предприятия немало удивился, что в Молдове нет своих мастеров. Тогда ему пришла благородная идея бесплатно на своем предприятии обучить группу ребят из братской страны, чтобы потом на родине они могли делать, ремонтировать и реставрировать струнные щипковые инструменты. Так была сформирована группа из 14 человек. Требовался только руководитель, чтобы приглядывать за ребятами. Выбор пал на Павла Талпалару.

Чертеж

Чертеж

Командировка

«Группу отправляли в Трансильванию на год. Известие о том, что придется уехать на такой длительный срок, было громом среди ясного неба. На приеме у замминистра Михаила Мурзака я открыто сказал: «Уважаемый господин замминистра, я не ваш подчиненный и не могу принять предложение. У меня есть работа, семья», — вспоминает Павел.

Тем временем замминистра открыл трудовую книжку Павла, в которой было уже немало записей — 16. «Вижу, у вас богатый опыт работы», — произнес Михаил Васильевич. Павел нашелся, что ответить: «А вы разве сразу после десятого класса стали замминистра?». Мурзак рассмеялся: «Раз общается со мной на равных, значит, из него точно будет толк». И Павел, поставив жену перед фактом, поехал в Румынию.

Скрипки Павла Талпалару

Скрипки Павла Талпалару

Фабрика

Командировка была увлекательным, но не простым приключением. На фабрике действовала железная дисциплина.

«Работа начиналась с шести утра. Мои ребята уже в полшестого должны были стоять у входа. Работа была интересной, но поначалу я ничего не понимал. Поэтому ночами корпел над схемами и думал, как распределить операции», — вспоминает Павел.

Именно там Павел усвоил на всю жизнь, что на изготовление одной скрипки нужно ровно 8 часов и 36 минут.

«На фабрике я сопровождал директора Николая Бызгана (Nicolae Bâzgan), который любил ходить с секундомером. Он точно знал, сколько времени уходит у рабочего на выполнение операции и сколько работы он способен сделать за день. Я до сих пор храню тетрадь, где посекундно расписаны все операции», — рассказал Павел.

Любопытно, что первое время «курсанты» из Молдовы и директор фабрики не понимали друг друга. Ребята говорили с молдавским акцентом, сдабривая речь русскими словами. Через две недели директор не выдержал и принес учебники румынского языка, дал неделю на подготовку, а потом заставил сдать экзамен.

Стамески в мастерской Павла Талпалару.

Стамески в мастерской Павла Талпалару.

Коробка в зажиме.

Коробка в зажиме.

Дека

Дека

Возвращение на родину

Спустя год, пришло время собираться домой. Директор фабрики дал на первое время кое-какие инструменты, материалы и с добрыми напутствиями отправил «курсантов» в Молдову.

На родине никто не ждал ребят с «хлебом-солью». Прежний министр культуры ушел в отставку, а в министерстве никто даже слышать не хотел о странном проекте. Ребята оказались не у дел.

После долгих мытарств Павлу выделили под мастерскую подвальное помещение без окон. Оборудование делали из того, что было. В поисках материалов они облазили все ближайшие свалки. Сами сделали сварочный аппарат, столярные столы.

«Те времена вспоминаю с содроганием. Мы были похожи на детей подземелья: спускались в мастерскую ни свет, ни заря и выходили из нее ночью. Ребятам начали приходить повестки в армию. Я был в отчаянии. Всем было на нас наплевать», — вспоминает Павел.

Коробка в зажиме

Коробка в зажиме

Будущая скрипка

Будущая скрипка

Изготовление обечаек на самодельном станке, изготовленном Павлом Талпалару

Изготовление обечаек на самодельном станке, изготовленном Павлом Талпалару

Готовая скрипка

Готовая скрипка

Дефолт

В 1995 году Павел снова обратился к старому приятелю Юлиану Филипу. Тот взялся выручить друга и направил его к градоначальнику Серафиму Урекяну. Примар Кишинева выслушал и дал указание помочь мастерам. В первую очередь ребят освободили от воинской повинности, а вдобавок выделили место на Скулянке в музыкальной школе им. Марии Биешу.

И дела пошли в гору. Пользуясь старыми связями, Павел наладил поставки скрипок в Санкт-Петербург и Москву, договорился с картонной фабрикой, которая стала выпускать красочные упаковки для столь необычного товара.

«Как назло, в 1998 году произошел дефолт. Как сейчас помню, я заключил контракт в рублях и отправил в Россию огромную партию скрипок. За день рубль обесценился в несколько раз. Курс менялся три-четыре раза в час. Так все наши деньги „сгорели“. Мы потеряли рынок и оборотные средства. У меня опустились руки», — вспоминает Павел.

Мастер предложил «курсантам» остаться на самообеспечении, но они все равно разбежались: обзавелись семьями, в поисках лучшего заработка разъехались кто куда. Павел остался один. Не было другого выбора, как самому взяться за дело, которое он продолжает до сих пор.

Чертеж

Чертеж

Инструментарий

Инструментарий

Работа в мастерской

Работа в мастерской

Павел Талпалару

Павел Талпалару

Материал

Работая, Павел Талпалару досконально изучил процесс изготовления скрипок. Пожалуй, один из самых сложных этапов — поиск подходящего материала.

Скрипки делают из хорошо просушенной древесины, которую выдерживают двадцать, пятьдесят, а то и сто лет! В Молдове такого материала практически нет, поэтому мастер ездит за ним в Румынию. Тамошние мастера заготавливают древесину и хранят ее на чердаках. Возможно, они и не застанут времена, когда их заготовки «созреют». Материал получат внуки, а то и правнуки. Заготовленное и правильно высушенное дерево может стоить целое состояние: один куб древесины может обойтись в 20 тыс. евро, а доска — 250 евро.

«Для меня это непомерная роскошь. Поэтому приходится идти на хитрость. Беру с собой подарки и хороший молдавский коньяк, шутками и уговорами нахожу общий язык с румынскими мастерами», — рассказал Павел.

Для Павла чердаки местных мастеров — настоящая сокровищница. Несмотря на пыль и паутину, он готов часами любоваться древесиной и выбирать.

«Заполучив редкий материал, бывает, ночь не могу уснуть. Думаю, что же у меня получится», — вспоминает Павел.

Рубанок

Рубанок

Завиток

Завиток

Коробка

Коробка

Работа в мастерской

Работа в мастерской

Готовая скрипка

Готовая скрипка

Процесс

Изготовление инструмента — кропотливое дело. Вначале мастер делает шаблоны, рисует акустические зоны и затем берется за работу: вырезает верхнюю деку, а в ней резонаторные отверстия — эфы. К верхней деке изнутри приклеивает деревянную пружину. Потом изготавливает нижнюю деку без эф и пружины. Из маленьких тоненьких пластин делает обечайки. Полученные элементы склеивает, получается коробка. Затем мастер вырезает контур и канавку по краю дек, в которую вставляет ус…

«Точность — главное условие хорошей работы. Когда делаешь скрипку, каждый миллиметр играет роль. Если вы привыкли играть на инструменте с мензурой (расстояние от порожка до подставки — прим. allmoldova) 195 мм, то с трудом будете играть на скрипке с мензурой в 197 мм», — рассказал мастер.

Под конец почти готовый инструмент Павел покрывает лаком собственного производства, который делает по старым рецептам.

«Лак должен быть настолько прозрачным, чтобы были видны все фибры (волокна — прим. allmoldova) и текстура древесины. Если лак хороший, получается «стереоэффект»: вы покрыли древесину тонким слоем, а кажется, что толщина покрытия не меньше 2–3 мм.», — объяснил Павел.

Когда инструмент готов, его необходимо «разыграть». Павел не умеет играть на скрипке и считает, что это не обязательно. По его словам, почти никто из румынских мастеров, славящихся своими работами, не имеет даже музыкального образования.

Для «разыгрывания» Павел Талпалару собственноручно разработал машину, которая имитирует игру на скрипке. Заказчики, среди которых немало иностранцев, всегда удивляются такой необычной разработке.

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Самодельная машина для «разыгрывания» скрипок, изготовленная Павлом Талпалару

Необычные работы

Павел делает разные скрипки: и классические, выполненные по стандартам Гварнери, Страдивари, Амати, и совсем необычные. Например, заказчик из США для исполнения песен «кантри» заказал мастеру электроскрипку с трубой.

«Мне заказывали пятиструнные и даже шестиструнные скрипки. Доводилось делать и электрокрипки в виде знака доллара, открывалки. Такие работы я даже не считаю инструментами. Так, баловство», — объясняет мастер.

Павел Талпалару неохотно рассказывает о своих известных заказчиках, а их у него немало. О том, что на скрипках мастера играют знаменитости, можно понять по фотографиям на стенах в его мастерской. Например, на скрипке Талпалару аккомпанировали Наталье Барбу, когда в 1997 году она выступала на конкурсе «Евровидение».

Готовые скрипки

Готовые скрипки

Скрипка

Скрипка

Скрипка

Скрипка

Скрипка 1776 года

Скрипка 1776 года

Павел Талпалару

Павел Талпалару

Паспорт

Когда скрипка прошла все этапы, ее помещают в коробку. У каждого инструмента есть паспорт с фотографией, в котором обязательно стоит печать Министерства культуры Молдовы. По снимкам и описанию можно определить оригинальность инструмента.

Чтобы сделать одну скрипку, Павлу нужно не меньше трех месяцев. Бывает, когда речь идет об уникальной ручной работе, срок удлиняется до года. Скрипки Павла Талпалару стоят от 100 евро и выше.

Скрипка


 
Количество просмотров:
3981
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.