29 Марта 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Политики забрались в наши дома: у нас отнимают телевидение
29.05.2015

Елена ЗАМУРА, Марина ТИМОТИН

Наши политики озабочены идеей запрета пропаганды в телеэфире. То есть они желают заниматься пропагандой сами и монопольно, запретив это делать другим. Для нас это обернется изгнанием из страны российских телеканалов. Проект, разработанный ДПМ, обяжет вещателей занять отечественными программами не менее восьми часов эфира в сутки в прайм-тайм. Это касается и радио. Многие вещатели на таких условиях разорятся, но при этом не желают комментировать инициативу.    

Что мы теряем, теряя российское вещание

Нравится это кому-то или нет, но  молдавский зритель, если верить исследованиям, предпочитает российские телепередачи «Давай поженимся», «Пусть говорят!» и «Жди меня». Они – самые рейтинговые, и именно их скоро не будет. Как не будет и любимых молодежью комедийных телесериалов юмористического канала ТНТ. С принятием законопроекта о внесении изменений в Кодекс о телевидении и радио  уйдут в прошлое все привычные развлекательные, аналитические и новостные программы российских каналов.

Если то, что сейчас делается, будет доведено до логического завершения, мы потеряем даже европейские телеканалы Discovery Сhannel, History, Еuronews: сейчас они  дублируются на русский, но никогда не будут дублироваться на государственный. Титры безграмотных переводчиков читать трудно, английского зритель в массе своей не знает. Мы потеряем ночное телевидение, потому что телеканалам будет выгодно вещать только с раннего утра до полуночи. Как это уже случилось на Украине, с экранов телевизоров уйдут российские и советские фильмы – их заменят индийские и бразильские мелодрамы 90-х. В то время как весь мир переходит на телеканалы, обслуживающие интересы узкоцелевой аудитории (здоровье, спорт, охота и рыбалка, история и география, детский мир), мы их потеряем – и воспроизвести своими силами что-то подобное уже не сможем никогда.

Хорошо или плохо будет без «зомбоящика»? В чем альтернатива? В Молдове практически не читают книг и газет, телевидение – почти единственное средство познания мира. Ни один молдавский вещатель не станет тратить рекламные деньги на создание узкоцелевых каналов и таких дорогостоящих передач, как упомянутые выше. Мы получим эфир, забитый нескончаемыми политическими диалогами, повторами новогодних «ревилионов» (именно это делали на «Молдова-1» в пасхальные дни) и концертов народной музыки, ремейками советской передачи «Сельский час» и провинциальными пародиями на рейтинговые зарубежные телепередачи.

Телевидение станет тормозом развития личности. Может, эта цель и преследуется?

Народ хотят опустить ниже плинтуса

В Молдове никогда не было своего полноценного кино и телевиедния, и все знают почему. Зрителей устраивает ретрансляция телеканалов России, Румынии, Украины. Но грядут большие перемены. И нас никто не спрашивает.

Парламентская комиссия по культуре, образованию, науке, молодежи, спорту и СМИ провела в понедельник, 25 мая,  общественное обсуждение двух проектов о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио. Один представили либералы, второй – ДПМ при поддержке ЛДПМ.

Суть проекта либералов, который на заседании защищала Корина Фусу, в полном вытеснении российского телевидения. Предлагается обязать вещателей транслировать только отечественный продукт, на 80 процентов – на государственном языке. Запрещается импорт телепродукции из стран, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (этого не сделала, в частности, Россия). Борясь с «российской пропагандой», либералы совершенно не боятся пропаганды отечественной.

Суть второго проекта – в вытеснении вообще всех телеканалов, как импортных, так и отечественных, неподконтрольных фактическому лидеру ДПМ Владу Плахотнюку, которому подчинен  медиахолдинг General Media Group с телеканалами Prime, Canal 2, Canal 3, Publika TV.

Проект ДПМ содержит положение, согласно которому предписывается между 6.00 и 24.00 как минимум восемь часов транслировать продукцию молдавского производства, из них шесть часов - в прайм-тайм, четыре часа – на госязыке. Запрещается использование логотипов зарубежных телеканалов в течение более двух (?!) часов в день.

Представлял документ депутат ДПМ Сергей Сырбу, который прямо заявил: «Ну и пусть будет не 30 каналов, а пять-шесть, но качественных!». Но станет ли телевидение привлекательным? «Если за проект проголосуют, со временем некоторые телеканалы исчезнут», - осторожно высказался по этому поводу в ходе общественных дебатов на ТВ7 Евгений Сергеев, директор РТР-Молдова.

Как показывают исследования, самые популярные каналы в Молдове - Prime, РТР Молдова, ТВ7, ТНТ Браво, СТС. Именно реклама, которую дают под ретрансляцию этого потока российского телевещания, позволяет тратить деньги на создание хоть каких-то, пусть примитивных, молдавских программ. Не будет российских передач – не будет зрителя, не будет рекламы. Ее объем и так уменьшается из-за кризиса.   

Как переделить рекламный рынок

Все присутствовавшие на заседании руководители компаний, ретранслирующих иностранные телеканалы, сошлись во мнении: принятие этого «иезуитского» (по словам гендиректора TV7 Натальи Давидович) проекта приведёт к закрытию большинства молдавских телеканалов.

Экономическая подоплека инициативы неприглядна. Все телеканалы в 2014 году заработали на рекламе, по данным ассоциации рекламных агентств, 14,5 миллионов евро. Из них доля  компании «Casa Media» - 52 процента. Помимо телеканалов холдинга «General Media Group», «Сasa Media» продает рекламу каналам N4 и Ren Moldova. А хочется забрать весь рынок рекламы.

Журналист Дорин Скобиоалэ в ходе теледебатов по проекту на ТВ7 раскрыл «секрет Полишинеля»: если медиа-холдинг Плахотнюка сделает одну передачу и покажет ее премьерно и в многочисленных повторах на всех своих телеканалах – себестоимость видеоматериала резко упадет. Другие телеканалы не выдержат такой конкуренции.

 

Судьбу зрителя решают мастер боец К1, гребец на каноэ и венецианцы   

26 мая парламентская комиссия одобрила проект ДПМ и направила на утверждение. За уничтожение телевидения проголосовали шестеро депутатов: демократы – Сырбу, Цуцу, Дьяков, либерал-демократы Хотиняну, Чобану и Журавский, либерал Корина Фусу. Социалисты Чебан и Радван голосовали против, коммунисты Михалаке (бывший член КСТР!) и Гудумак - воздержались.

Среди голосовавших «за» – один мастер боевых искусств, один гребец на каноэ, двое врачей. Но есть двое бывших телевизионщиков и один бывший член КСТР,  прекрасно знающие, что вместе с телевидением убивают и культуру. Пока что против обоих проектов, отнимающих у нас телевидение, выступают только депутаты-социалисты. Они считают  русофобию Фусу запредельной, а интересы Сырбу – совпадающими с интересами Плахотнюка. Как ни странно, коммунисты оказались в числе тех, кто не протестует против антироссийской и антинародной инициативы. Сама Фусу, раскритиковав проект ДПМ как противоречащий европейскому идеалу, в итоге за него же и проголосовала на заседании комиссии.

Неправительственные медиа-организации также готовы на все, лишь бы прекратилась ретрансляция качественного российского продукта и обломилась та прочная ветвь, которая держит все хлипкое молдавское «телевидение». Ни одна НПО не отстаивает интересы зрителей – все политизипрованы. Исполнительный директор ассоциации независимой прессы Петру Маковей заявил, что проект ДПМ не даст информационной безопасности и похвалил проект либералов. Вещатели вообще как в рот воды набрали. Кого боятся?

В итоге парламент отложил рассмотрение проекта об уничтожении телевидения. Спикер Андриан Канду отправил проект ДПМ в Венецианскую комиссию и в международные организации на экспертизу. Но кто же сейчас в Европе забракует антироссийский проект?!  

Телевизор – только начало

Судя по уже обозначившемуся раскладу сил, одиозный проект примут после местных выборов. Особенно важна отсрочка для коммунистов, которые не хотели бы голосовать до 14 июня за – повторимся -  антироссийский и антинародный законопроект.

А ведь пострадают не только русскоязычные, как кажется некоторым сторонникам моноэтничности. Власть пошла по пути оболванивания всего народа. Так, на этой неделе стало известно, что в рамках оптимизации школ из учебной программы собираются убрать физику, химию и биологию, заменив их в гуманитарных классах неким предметом под названием «науки». Вместо четырех часов в неделю (два на физику и по одному на химию и биологию) будут два часа на эти самые «науки». Проект разработан институтом педагогики. Хотят также объединить пение, рисование, труд. Интересно, как назовут? Также на этой неделе обнародован некий проект «EUniAM» в рамках программы TEMPUS, реализуемый при поддержке Европейской комиссии: эксперты предлагают закрыть 13 из 19 молдавских университетов.

Уходим в астрал 

 «Если будет интернет - можно смотреть интернет-телевидение», - советует Евгений Сергеев. Примечательна оговорка «если»!

В профильной компании «StarNet» нам сообщили, что в Кишиневе она покрывает сто процентов территории плюс территория 15 городов. То есть все телезрители этого ареала могут получить услуги интернет-телевидения, а это - 166 каналов, в том числе 26 каналов в HD. Другой провайдер интернет-услуг, «Мoldtelecom», вообще предоставляет услуги интернет-телевидения в любом населенном пункте. Максимум - 87 телеканалов на бесплатном оборудовании, в том числе с WiFi-роутером. Подключение осуществляется через стационарную телефонную связь.

Итак, пока мы не занимались политиками, они занимались нами, просто-напросто забравшись в нашу жизнь и наш телевизор. Но если власть отберет у нас то телевидение, к которому мы привыкли, - мы отберем у власти наше внимание и подарим ей фунт презрения. Уйдем в астрал – то есть в ту реальность, которая нам нравится и в которой мы можем выбирать. И пусть тогда политики не жалуются на то, что мы голосуем «не так», а вещатели пусть не жалуются на отток рекламы.


 
Количество просмотров:
1149
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.