21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Олигархи с миллиардами, а фермеры с пустыми обещаниями; Александр Слусарь: «Они хотят, чтобы мы проглотили ситуацию»
09.07.2015

Сельскохозяйственные производители переживают драматический период. Они могут обанкротиться. Несмотря на создание специальной комиссии по вопросам сельхозпроизводителей, она не смогла предложить жизнеспособных решений. В интервью для Jurnal.md председатель Ассоциации сельскохозяйственных производителей UniAgroProtect Александр Слусарь подчеркнул, что государство должно изменить свое отношение и предпринять соответствующие меры для развития инфраструктуры в сельскохозяйственной деятельности. Об этом и многих других проблемах фермеров, читайте в интервью.

Должно было пройти полгода, чтобы был принят Регламент в отношении распределения фонда субсидирования сельскохозяйственных производителей на 2015 год, а вчера власти заявили, что не имеют денег. Вы ожидали такой реакции правительства?

А.Слусарь: В нашей стране я уже могу ожидать чего угодно. Единственно, что мне удалось завершить до сих пор это инициативу в отношении подоходного налога. Начиная с 2015 года, сельхозпроизводители будут освобождены в трех налоговых периодах три года подряд от уплаты подоходного налога, при условии, что полученный доход будет вновь инвестироваться в сельскохозяйственное производство. Я считаю, что это шаг вперед, хотя не является достаточным в сравнении с проблемами и затруднительной ситуацией, в которой пребывают фермеры. Существуют и проблемы, в решении которых мы не продвинулись даже на сантиметр.

Власти хотят, чтобы мы проглотили ситуацию, чтобы мы действовали в рамках порочной и развращенной парадигмы. С их согласия был украден миллиард, за это никто не несет ответственности, ситуация в стране дестабилизирующая, а мы после всего должны им верить. Они хотят, чтобы мы смирились с данной реальностью. 

В ходе сложившегося кризиса в финансово-банковской системе, с зимы этого года сельхозпроизводители сильно пострадали. На 30-40% повысились издержки производства. Практически остановился процесс кредитования. Многие фермеры, которые должны были выплатить валютные кредиты, были вынуждены выплатить не десятки миллионов больше из-за курсовой разницы. Мы не могли сидеть, сложа руки. Мы выдвинули ряд реальных предложений. Изначально мы были честны с властями страны. Я всегда открыт к диалогу и каждой инициативе.

Законопроект, о котором вы говорите, в ближайшее время должен быть одобрен в парламенте. Каковы шансы данной инициативы?

А.Слусарь: На мой взгляд, шансы велики. Основным препятствием в переговорах является министерство финансов. В понедельник, после ряда обсуждений в течение часа, мы тщательно проанализировали все проблемы и в результате пришли к соглашению, что лица, получающие, по крайней мере, 75% дохода от сельского хозяйства будут освобождены от налогов. В условиях, в которых министерство финансов поддержало данную инициативу, я не знаю, какие еще препятствия могут возникнуть. Существует технический аспект. Данная инициатива может быть принята в первом чтении. Необходимо еще одобрение правительства, но у нас нет функционирующего правительства. Это означает, что закон не вступит в силу до тех пор, пока у нас не будет правительства, а это уже зависит от ответственности, так называемой политической элиты. Я надеюсь, что до 30 сентября, срока уплаты подоходного налога для фермеров, у нас уже будет правительство.

Если до того времени не будет назначено правительство?

А.Слусарь: В таком случае, думаю, состоятся досрочные выборы. Даже не знаю, что будут делать сельхозпроизводители. Я даже думать боюсь о худшем сценарии. Но все-таки я бы не стал рассчитывать на досрочные выборы. Необходимо стабилизировать ситуацию в стране, восстановить доверие международных партнеров и предпринять шаги по преодолению кризиса.

После заседания в понедельник, сохранилась надежда – начать переговоры в отношении соглашения о финансировании с представителями МВФ после назначения нового правительства. На ваш взгляд, изменится ли ситуация, учитывая, что иностранные инвесторы потеряли доверие нашим чиновникам после кризиса в банковской системе?

А.Слусарь: Если предположить, что этим летом не будет назначено правительство, то появляется вопрос – когда будут начаты эти переговоры с МВФ? А в случае формирования кабинета министров, это зависит от его качества. Я неоднократно выражал свое мнение о том, что нам необходимо правительство – технократ, с меньшим количеством политических представителей с запятнанной репутацией и большим количеством представителей гражданского общества. Только тогда можно говорить о возобновлении отношений с международными донорами.

Ситуация в сельском хозяйстве гораздо более драматичная, чем нам кажется. Предположим, правительство будет создано в июле-августе, в этот период чиновники МВФ в отпусках, и вернутся лишь осенью. Как следствие, соглашение вступит в силу 2016 году, с большой долей скептицизма. Сельхозпроизводители не могут так долго ждать. Учитывая нынешнее положение, созданное властями, мы не можем претендовать на существенное увеличение фонда субсидий, но можно будет найти 300 миллионов леев, если пересмотреть расходы.

Например?

А.Слусарь: У нас есть расходы, от которых мы готовы отказаться. Я говорю о капитальных вложениях. Для этого можно обратиться к внешним и внутренним кредиторам. Речь идет о 300 миллионах леев. При условии, что будет подписано соглашение с МВФ, у нас есть договор с ENPARD, и в начале 2016 года, безусловно, придут первые 17 миллионов евро поддержки бюджета.

Польша пользуется европейскими фондами уже два года. В нашей стране, власти не захотели включить сельское хозяйство в список национальных приоритетов. Под большим давлением, до прошлогодних выборов, нам все-таки удалось включить аграрный сектор в Стратегию 2020 и Соглашение с ЕС.

В случае, если власти не одобрят пакет законов для поддержки аграрного сектора, фермеры готовы присоединиться к существующим протестным движениям или сформировать партию населения из сельской местности. Явится ли это решением всех проблем, с которыми сталкиваются фермеры?

А.Слусарь: Мы допускаем, что нас вновь могут обмануть. Я вел переговоры со многими экономическими агентами, поступило три предложения: возобновить протесты, присоединиться к существующим движениям. Я имею в виду платформу DA. Другой вариант – создать аграрную партию, крестьянскую партию, нас объединяют общие проблемы. 

Например, в Польше есть Крестьянская партия, которая на каждых выборах получает 7-8% и формирует коалицию с другими партиями, и тем самым поддерживает сельскую жизнь, продвигая различные инициативы. Сельское хозяйство Польши развито, в том числе и благодаря этой партии. Давно надо было основать такую партию, но не стоит забывать, что мы являемся захваченным олигархами государством, наша политическая система извращена, а правила в ней диктуют несколько лиц. Электорат куплен, СМИ захвачено поэтому ситуация в стране остается неизменной.

В повестку дня вчерашнего заседания были включены разные темы, такие как внесение поправок, в закон о нефтепродуктах, который позволит фермерам импортировать топливо непосредственно с заводов, изменение закона о кредитовании сельхозпроизводителей и снижение НДС на отдельные категории продукции. Это было обычное заседание? Чего вам удалось добиться?

А.Слусарь: Мы закончили проекты, связанные с нулевой квотой на подоходный налог для сельхозпроизводителей, внесли поправки в закон о нефтяных продуктах. Мы достигли компромисса в отношении импорта мяса, установили изменения закона о внутренней торговле, предусматривающим ограниченный 30-дневный срок для коммерсантов, покупающих определенные виды сельскохозяйственной продукции. Остались нерешенными две проблемы. Увеличение фонда субсидий и кредитование по льготным ставкам. Министерство финансов говорило о том, что в случае назначения правительства будут возобновлены переговоры и будет взят кредит, исключительно для субсидирования сельского хозяйства. Мы договорились вернуться к широкому обсуждению через две недели, с участием представителей Нацбанка и коммерческих банков. Очевидно, что данная проблема не только не будет решена до 15 июля, но даже и не будет обсуждаться.

Вчера состоялось последнее рабочее заседание специальной комиссии. Из семи вопросов только для четырех были найдены решения. Далее эти вопросы будут представлены в парламент в порядке законодательной инициативы. Пятый вопрос может быть решен до сентября.

Мы ждем, что до 15 июля данные законодательные инициативы будут приняты. На следующей неделе мы созовем заседание совета всех территориальных организаций, представим отчет о деятельности комиссии, и решим, какие действия нам предстоит предпринять.

Другой вопрос, который напрямую связан с сельским хозяйством это неблагоприятные погодные условия. Какие из культур больше всего пострадали от засухи, и по какой цене они могут быть проданы в этом году.

А.Слусарь:  По сравнению с прошлым годом, мы уже можем констатировать потерю до 40% культур первой группы – пшеницы, ячменя, рапса. В отдельных регионах ситуация более не менее благоприятная на сегодняшний день – Бричаны, Окница, Дондюшаны, Единцы, Кагул, Вулканешты. Но также есть и регионы, где потери достигают 60-70%. 

Что касается второй группы культур – кукурузы, сахарной свеклы, сои, то тут преждевременно еще озвучивать прогнозы. Очевидно и тут будут убытки.

О предполагаемой цене – нет прямой связи между низким урожаем и ростом цен. Цены на сельскохозяйственную продукцию зависят от аппетитов монополистов и региональной конъюнктуры. Если в Украине и Румынии ситуация будет находиться под контролем, то тогда цены в Молдове не могут быть в два раза выше. В прошлом году пшеницу мы продавали по 2,30 лея. Сегодня – 2,50. Это не существенная разница. Фермеры мало влияют на увеличение цен.

В середине прошлого месяца Россия разрешила предприятиям из Республики Молдова экспорт фруктов. Какое количество фруктов попало на российский рынок?

А.Слусарь: Практически все фрукты были экспортированы. Прошлый год был парадоксальным во всех смыслах. Почти все фрукты были проданы по смехотворным ценам – 0,40-0,50 леев. Этим воспользовались консервные заводы. 60-70 тонн фруктов были заморожены в октябре, а в феврале произошел взрыв. Владельцы холодильников для хранения товара, продали их за гораздо более высокую цену. Поляки закончили поставки фруктов в Румынию, Белоруссию и Россию и цены начали резко расти. Значительное количество яблок было экспортировано в Российскую Федерацию через Белоруссию. Выиграли те, у кого были холодильники для хранения товара. Кое-как потери были возмещены. Вот еще одно доказательство того, что требуется массивное субсидирование для создания послеуборочной инфраструктуры.

110-115 тонн фруктовых деревьев были экспортированы в страны СНГ, в основном Белоруссию и Казахстан. В европейских странах пользовались спросом столовые сорта винограда. Мы практически выполнили квоту. Мы экспортировали в Румынию и Польшу. 60% урожая слив ушел в ЕС. С яблоками дело обстоит хуже. Экспорт в Румынию составил 2 000 тонн и менее 4 000 тонн в страны Персидского залива – Египет, Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ и страны СНГ.

Может ли быть возобновлен в ближайшее время тотальный экспорт в Российскую Федерацию?

А.Слусарь:  Я думаю, это возможно, но следует учитывать, что ситуация в Российской Федерации остается проблематичной. Цены на продовольственные товары растут. Наши яблоки известны на российских рынках. Даже если полностью возобновится экспорт в Российскую Федерацию, мы не должны забывать, что было в 2014 и 2006 годах. Этот рынок остается рискованным, даже при условии ряда его преимуществ, по сравнению с ЕС. Но наша задача диверсифицировать рынки сбыта, так как зависимость от одного из них опасна.

Возвращаясь к тому, о чем говорил ранее, для того чтобы направить нашу продукцию на рынки ЕС, рынки арабских или африканских стран, необходимо улучшить инфраструктуру. Без значительной поддержки государства, мы не будем конкурентоспособными. Поэтому не устану повторять, такое отношение к сельскому хозяйству, не сдвинет вещи с места. Или мы поменяем отношение к сельскому хозяйству в течение двух, трех, четырех лет и сделаем скачек для того, чтобы стать конкурентоспособными или за это время большая часть фермеров обанкротится. Большинство сел исчезнет. И несмотря на то, что на протяжении этих 25 лет нас преследовали некоторые неудачи, в любом случае, у нас есть шанс стать конкурентоспособными.

БЛАГОДАРИМ!


 
Количество просмотров:
1024
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.