Опубликованная 11 августа в New York Times статья Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда «Отведите Молдову от края пропасти» стала одним из самых обсуждаемых политических событий минувшей недели. Европейский чиновник указывает на острые проблемы в Молдове, называет страну «захваченным государством», бьет тревогу по поводу коррупции и очень сложной региональной ситуации. Чем вызвана эта статья, которая появилась через две недели после формирования правительства? В интервью корреспонденту «ИНФОТАГ» об этом размышляет политолог Роман МИХЭЕШ.
«ИНФОТАГ»: Кроме этой статьи появилось и интервью Посла США в Молдове Джеймса Петитта, которое содержит не менее жесткие оценки в адрес молдавских властей. Что хотели сказать западные партеры новому правительству Молдовы? Какие сигналы хотели послать?
Роман МИХАЕШ: Оба высокопоставленных чиновника высказались предельно жестко. К слову говоря, это премьера для Молдовы, когда столь недвусмысленно и сжато говорится о самых главных проблемах республики. До сих власти Молдовы лишь слегка журили за промахи, но всегда и во всем поддерживали. Полагаю, западные партнеры пытаются воздействовать на проевропейское правительство, давая сигнал, что если начнутся протесты и недовольные выйдут на улицы (а поводов для недовольства и желающих митинговать - предостаточно), ситуация может выйти из-под контроля. Красной нитью в этих требованиях партнеров по развитию звучит искоренение коррупции в системе государственной власти.
«И.»: Протестные настроения представляют угрозу для молдавской власти?
Р.М.: То, что было на главной площади столицы Молдовы, когда весной сошлись сторонники двух митингов – Гражданской платформы DA и Либеральной партии, это такой «киевский майдан с кишиневскими особенностями». Сошлись вроде бы сторонники одной идеи – «европейской мечты», но были они явно не партнерами. Сейчас активисты DA говорят о том, что они выйдут на площадь 6 сентября. И это очень серьезно. Их основной message - «слом государственной машины управления». Возможны эксцессы и непредсказуемое развитие событий. Мне кажется, что, если запад начнет сильно давить на нынешнее (не очень устойчивое правительство), оно рухнет, как только на улицу выйдут первые манифестанты. В то же время, партнеры по развитию понимают, если эта власть падет, в Молдове произойдет смена векторов движения страны: разворот на 180 градусов – в сторону России и Евразийского союза.
«И»: Не слишком ли Вы безапелляционны в этом своем суждении?
Р.М.: У России или скажем так – «агентов влияния Кремля» - все козыри на руках. В Приднестровье и Гагаузии управляют пророссийские политики. Почти то же самое можно сказать про примара Бэлць, который, по крайне мере финансово, очень жестко завязан на РФ. Сильно тяготеют к Москве и северные районы республики – сплошь аграрии, возившие в свое время свой урожай в РФ. Ва-банк может пойти и миллионер, примар Орхея Илан Шор (за ним стоят инвесторы из РФ, вложившие средства в Кишиневский аэропорт и ВЕМ). Остается только «проевропейский Кишинев», но и в нем очень сильны позиции пророссийской Партии социалистов Игоря Додона, который, как мы заметили, активно продвигает идею возврата в лоно СНГ и РФ.
«И»: Какие первые три шага должно сделать правительство Валериу Стрельца, чтобы минимизировать накал страстей и в то же время дать понять Западу, что его советов слушаются?
Р.М.: Собственно, первый шаг уже сделан – объявлено об отзыве лицензий у трех проблемных банков и названы даже сроки – середина осени.
Второе – масштабное оздоровление банковской среды. Что я имею ввиду? Прозрачность акционеров банков, разрешение конфликтов в оставшихся банках, которые играют серьезную роль в экономике и наказание недобросовестных игроков.
Третье – реформа и скорейшая прокуратуры и Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК). В обоих случаях объявляется открытый конкурс на занятие глав ведомств, а также самим организациям предоставляется максимально автономный статус.
«И»: Существует мнение, что статьей в американской газете норвежец Янгланд выразил точку зрения США, что Евросоюз, европейцы, которым было поручено реформирование Молдовы, превращение ее в «надежного партнера запада» - провалили этот проект. Говорится, что США в этом смысле готово пойти на радикализацию и ускорение реформ лишь бы не потерять Молдову…
Р.М.: Мне представляется, что для партнеров РМ по развитию важно, чтобы не сошлись в противостоянии те политики и их приверженцы, которые выступают за европейский путь развития. И этого нужно избежать всемерно, особенно, на заявленных акциях платформы DA, а сейчас уже и аграриев, которые недовольны проколами в работе парламента и правительства в вопросе спасения отрасли. Только европейцы выступают за постепенное – мягкое реформирование и об этом не раз высказывался осторожный глава делегации ЕС в РМ, Посол Пиркка Тапиола. Американцы настроены решительней. Однако, повторюсь, и те и другие должны понимать – «раскачивать лодку», доводить ситуацию до уличных волнений чревато. Это ошибочная практика. Мы видим это на примере той же Украины: на майдане можно пролить кровь, но это не решит проблем экономики и развития.
«И»: Помнится предшественнику премьера Стрельца – Кириллу Габуричу, западные партнеры передали, так называемую, «Дорожную карту» - документ на 80-ти страницах, где было расписано, что и как делать. В силе ли остается этот руководство к действию для нынешней правительственной команды?
Р.М.: Я остаюсь сторонником того, что основным документом для реформ для Кишинева остается Соглашение об ассоциации с ЕС. В нем все прописано. То, что послы западных стран предложили некий промежуточный – пояснительный регламент хорошо, однако действовать требуется по официальному документу. Главное – выполнять его шаг за шагом.