Дмитрий Чубашенко
Помнится, в ноябре 2008 года газета, в которой я тогда работал главным редактором, ссылаясь на банковские источники, опубликовала материал о том, что на совещениях у президента поднимался вопрос о возможном замораживании банковских вкладов, изъятии лицензий у ряда проблемных банков и скачке курса доллара до 20 леев.
Ситуация тогда была нервная. В мире бушевал финансовый кризис, и совещания у президента по ситуации в банковском секторе, действительно, проводились. Какие-то обрывки информации доходили и до нас.
В тот же день, когда вышла газета, Национальный банк выступил с заявлением, в котором категорически опроверг эту публикацию. Нас обвинили чуть ли не в саботаже, экономической диверсии, провоцировании паники и подрыве банковской системы.
Заявление НБМ было вывешено во всех (!) отделениях всех (!) банков Молдовы.
Вчера премьер-министр Молдовы Валериу Стрелец, выступая на общественном телеканале с национальным покрытием, пообещал обменный курс в 40 леев за 1 доллар, если правительство уйдет в отставку и сорвутся переговоры с МВФ. Это будет похуже газетной заметки. Но никакого опровержения со стороны НБМ до сих пор не последовало. Стрельца не только не обвинили в саботаже и подрыве национальной валюты, его даже не поправили: "Господин премьер-министр, все нормально, курс лея не упадет до 40 за доллар".
Цель такого апокалиптического "прогноза" по поводу валютного курса со стороны Стрельца была понятна - припугнуть протестующих на площади, поумерить их пыл, мол, будете сильно шуметь, наступит экономический, финансовый и социальный коллапс.
Если бы в другой стране Европы премьер позволил себе подобную выходку, его бы уже отправили в отставку. В Кишиневе все по-другому. Это премьер, чтобы не уйти в отставку, пугает людей социально-экономической катастрофой и 100-процентной девальвацией валюты. И Нацбанк молчит.
Это не государственная власть. При четвертом "проевропейском" альянсе и его пятом правительстве она выродилась окончательно и бесповоротно.