|
|
|||||
Интересное
Алексей Викторов Дрессированные жеребцы, гимнастки на канатах, клоуны и балет-пантомима – таким шоу ровно 135 лет назад открылся Московский цирк на Цветном бульваре. А открыл его сын немецких евреев Альберт Саламонский, годом ранее приехавший в Москву без копейки в кармане, но с огромным талантом и мечтой. Именно он создал ту атмосферу радости и счастья, которая царит теперь уже в никулинском цирке до сих пор. Приехав в Москву без лишней копейки в кармане, но с четкой целью, он смог менее чем за год воплотить ее в жизнь. Огорошив монополистов своим появлением, выдержав грязные методы и подлость конкурентов, пройдя все судебные тяжбы, он стал лучшим в своей сфере. Казалось бы, обычные этапы становления бизнеса в России, обычная свистопляска и круговерть, обычный цирк. Необычно лишь то, что всё это касается именно цирка, открытого Альбертом Саламонским 20 октября 1880 года. Достигнув популярности при нем, пронеся ее сквозь столетие, Московский цирк на Цветном бульваре по сей день является одним из самых известных цирков России и мира. Альберт родился в Италии в семье немецких евреев 18 июня 1839 года во время гастролей его родителей – цирковых артистов. Отец, Вильгельм Саламонский, слыл великолепным наездником и дрессировщиком лошадей, а мать Юлия принадлежала к известной цирковой династии Каре. Юный Альберт уже с самого раннего детства постигал азы циркового ремесла, переняв от отца умение делать сальто на коне, обучившись дрессировке животных. Создав со временем собственную труппу и покорив Германию, 39-летний Альберт решает открыть цирк в Российской империи.
Он приезжает в нее в конце 1879 года без копейки в кармане. Однако с крайне отчетливой мечтой, которой он легко заражает встреченного тут же купца Данилова. Данилов соглашается оплатить всё – и землю под строительство, и само строительство будущего цирка. Стоит сказать, что к тому моменту цирк в Москве уже существовал, на Воздвиженке. Это был московский филиал столичного, петербургского цирка Чинизелли. Им управлял шурин Чинизелли, Чарльз Гинне, а потому цирк называли «цирком Гинне». Правда, петербургское величие для Москвы Гинне считал абсолютно лишним, а потому развитию репертуара в отсутствие конкурентов особого внимания не придавал. Ограничивался порой и вовсе лишь сдачей помещения в аренду гастролирующим балаганам. Саламонский же к делу подошел ответственно. Во-первых, выбрал «рыбное» место – на Цветном бульваре, неподалеку от цветочного рынка, на котором постоянно проходили представления заезжих цирковых балаганов. Во-вторых, пользуясь щедростью купца Данилова, вел строительные работы чрезвычайно быстро – менее чем через год, 20 октября 1880 года новый цирк распахнул двери перед своими первыми зрителями.
О неординарности постановок выступлений говорят и организованные им на Ходынском поле театрализованные скачки на верблюдах, скачка клоунов на пони, гонки римских колесниц и бег табуна неуправляемых лошадей.
Тем не менее его успех породил и новых конкурентов. О цирке Чинизелли на Воздвиженке уже никто не вспоминал, однако вскоре на арене появились молодые братья Никитины. Они с детства сопровождали своего отца, бродячего шарманщика, и наконец в 1886 году сумели открыть собственное дело, выкупив пустовавшее здание, находившееся буквально вплотную с цирком Саламонского. «Русский цирк братьев Никитиных» – на это название народ, движимый то патриотизмом, то просто желанием посмотреть на что-то новенькое, пошел валом. Положение усугубилось, когда в противовес лошадям Саламонского братья Никитины начали выступать с дрессированными слонами, заполучивши их, к слову, от «сверженного с циркового олимпа» Чинизелли.
Но в отчаяние впадать было некогда, и Саламонский сосредоточился на работе. Он начал делать то, что умел лучше всего, – устраивать красочные, завораживающие и фееричные представления. Свидетельство его профессионализма и победы в конкурентной борьбе – бегство братьев Никитиных из столицы, возвратиться в которую они смогли лишь в 1911 году, тогда, когда Альберт Саламонский уже физически не мог работать.
Радостью, смехом и счастьем наполнено это место до сих пор. Ведь именно здесь, на Цветном бульваре, размещается Московский цирк Никулина. Здание уже другое: то, первое, было снесено в 1985 году из-за ветхости. Но атмосфера – всё та же. Та, которую создал здесь Альберт Саламонский, признанный мастер цирковой деятельности.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|