23 Апреля 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Виктор Парликов: "Нужно быть готовым к непопулярным мерам и затянуть потуже пояса"
30.10.2015

Евгений ПЕРЕСТОРОНИН

Проблема повышения тарифов стала повесткой дня не только для миллионов простых граждан-потребителей, но и для миссии МВФ в Молдове. Энергетический комплекс республики по проекту бюджета на будущий год ждут большие сокращения: расходы на эту отрасль будут урезаны на 66%, до 200 миллионов леев. Надвигается зима, настает время отопительного сезона. Что принесет нам тарифная лихорадка? Каких ответных мер стоит ждать от МВФ? На эти и другие вопросы отвечает экс-директор Национального агентства по регулированию в энергетике, экономический эксперт Виктор ПАРЛИКОВ.

Долгий аудит

- Господин Парликов, с момента обрушения лея и принятия решения о повышении тарифов прошло полгода. 3 сентября админсовет НАРЭ распорядился приостановить исполнение решения на 60 дней. И в сентябре же начался аудит компаний-поставщиков. Почему он длится так долго?Чем это обосновано?

-Вся затея с отсрочкой сюрреалистична- это полная ерунда с характерной политической подоплекой. Представители НАРЭ официально признали, что тарифы не повышались по политическим мотивам (местные выборы в июле): вот правительство и решило не будоражить население и людей. И вот «картой из рукава» стал аудит.

-Могут лирезультаты аудита стать поводом для изменения величины тарифов?

-Нужно понять смысл проблемы: НАРЭ просил аудит расчета тарифов, а не деятельности энергетических компаний. То есть,аудитор берет цифры, которые им предоставляют компании, складывает их в столбик, где самые сложные операции будут деление/умножение. Для этого можно взять школьного учителя математики, или студента физмата. Такое решение НАРЭ лежит в политической плоскости, но никак не в регуляторной. Здесь серьезных изменений или выводов никто не ожидает.

В ноябре тарифы вернутся к принятым в июле показателям. Может быть, под давлением МВФ, который явно не устраивает ни неприкрытый политический характер действий НАРЭ, ни перманентные колебания в принятии решений, Тарифы увеличатся «на полную катушку». В июле был сделан первый шаг – их уровень был доведен до возможности покрытия текущих расходов компаний-поставщиков, но в него не были включены финансовые потери предыдущих периодов. Теперь же МВФ и другие международные финансовые институты основываясь на вполне понятном недоверии, могут попросту потребовать покрыть за счет тарифа эти потери.

-Насколько правомерно включение оплаты аудита в тариф?

-Компании провели аудит не по собственной воле, они выполнили требование регулятора и теперь запрашивают соответствующую плату. Так что теперь у НАРЭ нет ни морального, ни юридического права не включить стоимость аудита в тариф.

Другое дело, что стоимость эта чисто символическая, это «копейки», которые не окажут существенного влияния на тарифы, но это символ. Новый сюр на фоне сюрреалистичных решений.

В защиту МВФ

-Традиционно МВФ осуществляет надзор в области монетарной и фискальной политик. В нашемслучае тарифная проблематика впервые попала в сферу приоритетов фонда. Почему?

-Ну, во-первых, надо разобраться, как это все выглядит с точки зрения МВФ.

Фонд затронул вопрос тарифов по той причине, что в период 2001-2009 гг. не происходило какого-либо их повышения тарифов, доведения их до нормального уровня. В частности, это касается Кишинева, где тариф на тепло с 2001 по 2007 год фактически не менялся и составлял
233 лея/Гкл.

За это время взлетели цены на газ, я уж не учитываю другие факторы (уровень инфляции, заработной платы). Тариф на тепло в Кишиневе не покрывал себестоимости, и «Termocom» начал накапливать долги перед поставщиками, в первую очередь перед ТЭЦ.Тут пошла цепочка: у ТЭЦ рос долг перед «Moldova-Gaz», у «Moldova-Gaz» - перед «Газпромом». А это уже внешний коммерческий долг - важный показатель для МВФ.

 

Посмотрим на проблему с чисто формальной точки зрения - только по Левобережью, которое не платит за газ с 2008 г., долг составил более 5 миллиардов долларов. И вот как это выглядит в глазах МВФ: страна накапливает внешний долг, плюс не хочет никаких подвижек в сторону увеличения тарифов. Так или иначе, это со временем затронет и монетарную систему, и налогообложение. Вот так молдавская тарифная проблема и стала одним из приоритетов для МВФ.

В принципе, МВФ следит за тарифной политикой в энергетическом секторе республики с 2010 г. (когда перед подписанием очередного меморандума с правительством РМ, МВФ поставил категорическое условие - повышение тарифов, что и было сделано). На протяжении 4-х лет (до середины 2014 г.) политика НАРЭ не вызывала нареканий. В последний же год своей неприкрытой политической ангажированностью агентство полностью дискредитировало себяперед Международным валютным фондом.

Утром согласие – вечером меморандум

-Но чем обосновано такое откровенное непрофессиональное хамство?

-Сделаю небольшую ремарку: я вступил в должность 12 января 2010 года. 14 января истекал срок обязательств по полному повышению всех тарифов - обязательство перед МВФ. Три дня - срок абсолютно критический: разбирались, как могли. Но основные дискуссии велись не с «Termocom» - с ними разобрались буквально за 15 минут, - а с представителями МВФ и Всемирного Банка, которых мы несколько дней убеждали в том, что текущее увеличение тарифов достаточно для покрытия расходов. А последующее увеличение будет сделано в случае необходимости, что и было проделано. За 4 года НАРЭ заработало репутацию добропорядочного и самое главное аполитичного регулятора. Нынешний НАРЭ - совсем другое агентство, поэтому МВФ будет действовать жестко.

У нас просто не до конца понимают, насколько внимательно следят различные международные институты за происходящим и насколько важна для них независимость регуляторных органов.

О каких инвестициях в энергосектор может идти речь, если регулятор, который должен исполнять роль независимого арбитра между потребителем и энергетическими компаниями, открыто руководствуется чисто политическими мотивами! Конечно, инвесторы существуют, но они затребуют огромную премию за риск. Хороший пример - Аргентина, где за последние 20 лет было произведено три национализации. В принципе, международные компании инвестируют в аргентинский энергосектор, но за 20% годовых. Они не собираются ждать новой национализации.

Наша же ситуация - результат непонимания правил предоставления финансирования международными институтами, значимости для них степени независимости регуляторных-технократических органов.

Сейчас, у властей есть три варианта:

- Изыскание каких-то внутренних резервов, что не представляется возможным в нынешних условиях

- Соглашение с МВФ, а это значит жесточайшие и непопулярные меры

- Нахождение каких-то других внешних источников финансирования, не связанных с МВФ, например, со стороны России или Китая. Что, кстати,ни в коем случае не отменяет жесткости условий (просто возможно другого характера), но предполагает новые барьеры, для преодоления которых потребуется время.

Поэтому я считаю, что МВФ будет выдвигать жесткие требования. Они уже не верят, ни в добропорядочность НАРЭ, ни впостепенное повышение тарифов. Так что, либо согласие на полное увеличение, либо никакого меморандума.

-В заявлении миссии МВФ после визита в Молдову сказано: «Важно, чтобы повышению тарифов сопутствовала таргетированная социальная помощь, с целью защиты уязвимых слоев населения.» Это значит, дополнительные расходы бюджета. При этом источники покрытия этих расходов пока не определены. Более того, правительство намереноурезать бюджет. Как вы это прокомментируете?

-В постановлении правительства по проекту корректировки бюджета-2015 предусмотрены расходы на компенсацию малоимущим слоям населения. Достаточно ли этих денег чтобы покрыть «тарифный шок» - вопрос сложный. По крайней мере, можно говорить о каких-то внутренних перестройках в бюджете. Естественно, это также значит, что все деньги от инвестиций будут направлены на покрытие этих социальных программ.

Как краткосрочная мера может сработать, но как долгосрочная - особых вариантов не просматривается.

-Ваши прогнозы в развитии ситуации.

-В ноябре нас ждет обязательное повышение тарифов, принятое в июле. Затем власти будут пытаться убедить МВФ, что этого достаточно. МВФ вряд ли пойдет навстречу. С вероятностью 80% МВФ не подпишет меморандум без повышения тарифов по установленным им условиям, т.е. июльский уровень плюс все финансовые отклонения (в т.ч. и за эти два месяца). Это значит, новый тариф увеличится на десятки процентов. И это при нестабильности курса лея.

Нельзя забывать, что тариф на газ зависит от курса на 80%, по электроэнергии зависимость, конечно, меньше, но и она огромна. Но если валютный курс компенсировался удешевлением газа, по электричеству такого фактора не наблюдается, оно стало только дороже. Так что грядут тяжелые экономические времена, когда придется экономить на всем.

Все это, конечно, следствие безответственной политики властей в последние годы (в т.ч. пресловутый украденный миллиард). Но есть тут вина и простых граждан, которые не призывали их к ответу за несдержанные обещания, пока ситуация не достигла точки кипения. Ведь до середины сентября имела место политическая «вакханалия»: власти не было никакого дела до людей.

Больше того, все 25 лет независимости, политические элиты, начиная от Снегура и заканчивая нынешней властью, пытались убедить народ, что какие бы меры они не предпринимались, что бы ни делалось, Молдова не способна быть самостоятельным государством. Единственная возможность – поиск большого брата, например, Румынии.

Только если в политику придут профессионалы, только при повышении уровня ответственности политиков перед народом можно ожидать реформ, которые реально изменят обстановку в стране.

Но даже если к власти придут профессионалы (а таких - единицы), которые готовы работать, а не воровать, даже в этом случае стоит приготовиться к очень непопулярным мерам, и затянуть пояса еще туже.


 
Количество просмотров:
981
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.