25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
«Самый высокий, в морской форме…»
10.11.2015

Ион МАРДАРЬ

Рожденный на берегу реки Прут, в Леово, Иосиф Липович избороздил немало морей, плавал на военных кораблях, прошёл всю войну, а последние свои годы прожил за океаном. О нём и его семье наш разговор с сыном отважного моряка Михаилом Липовичем. Он теперь живёт в городе, в котором родился Голливуд.
 
– Под этой фотографией, датированной 2012 годом, Вы пишете, что это ветераны войны из Лос-Анджелеса. Так мало бывших советских воинов осталось в этом четырехмиллионном городе?
 
– Увы, сегодня их и того меньше. В подписи к снимку я уточняю, что четвертый слева – мой отец Иосиф. Самый высокий, в морской форме. Мой папа начал войну в Севастополе, затем его перебросили в другой конец Союза, в Амурскую флотилию, потом – на западный фронт, а закончил войну на Дальнем Востоке, где в Харбине воевал с японцами. Вот такие длинные «рокировки» по пол-экватора. Но это его только закалило, потому прожил отец долго, успел повидать Америку и рассказать там внукам и правнукам обо всём увиденном и услышанном.
 
– Есть в известной песне слова, как раз подходящие для таких «непоседливых» фронтовиков: «…а почтальон сойдет с ума, разыскивая нас». Доходили ли до него, например, письма Вашей мамы?

 – Не баловали почтальоны моего папу письмами. Я, увы, не знаю, были ли они тогда знакомы… Но годы войны моя мама вместе с родителями отсидела в Винницком гетто, откуда вряд ли можно было письма писать на фронт. В 1941-м она жила в Сокирянах Черновицкой области. Началась война, туда пришли румыны, собрали всех евреев и погнали в Винницу. Слабых по дороге расстреливали. Мама рассказывала, как их пригнали сперва к реке Днестр, напротив Ямполя, на ночь всех загнали в воду и там держали до утра, чтоб не сбежали. После освобождения мама, ее сестра тетя Фира и дед с бабушкой вернулись в Сокиряны, оттуда маму отправили на восстановление Донбасса. В гетто погибли четыре ее брата. А на сегодняшний день жив только мамин брат, которому 98 лет.
 
Если вернуться к заинтересовавшему Вас снимку с ветеранами, то из них в живых сейчас осталось только двое. Особо хочется сказать о женщине с наградами, которая на снимке рядом с моим папой. Знаю, что зовут ее Броня Львовна. Была дивизионной разведчицей, всю войну прошла без единого ранения и, по ее рассказам, в составе разведгрупп участвовала в захвате «языков». В прошлом году и её не стало.
 
 – Из любопытства я посетил сайт «Подвиг народа», где среди обладателей наград нашёл Романа Липовича, уроженца Леово, 1923 года рождения, удостоенного орденом Отечественной войны второй степени.
 
– Это папин брат. Кстати, и мой дед воевал на фронте, вернулся домой живым, а в 1953 году умер от ран. Похоронен в Леово. А еще сражались с врагом и братья отца. Роман Липович после сорок пятого некоторое время прожил в Леово, потом переселился в Кагул, где работал парикмахером. А третий брат, Мусса Липович, или Муся, храбро сражался с фашистами и погиб в Прибалтике на шестой день после Победы, там же и похоронен. Кстати, дядя Рома после войны вернулся домой не сразу, он успел еще поучаствовать в ликвидации бандеровцев на Украине. Там тоже были настоящие бои, с большими потерями.
 
 – Я нашёл в архиве нашего портала несколько тёплых слов, написанных о Вашем дяде Роме моей коллегой Татьяной Соловьевой. Даже возгордился – это ж мой земляк. Еще больше повода для гордости было, когда я отыскал в Интернете его сына Анатолия, известного во всём Санкт-Петербурге. Он занялся швейным делом, как и мой отец.
 

– Это мой двоюродный брат. Он не просто портной: шьёт костюмы для артистов и фигуристов. Считает это маленьким бизнесом, но ведь это настоящее искусство!
 
– Значит, не мешало бы его познакомить с моей дочерью из Италии, которая сейчас шьет одежду, но метит и в модельеры.

– Думаю, Анатолий будет не против такого знакомства. А я совсем недавно объездил добрую часть Италии, от Венеции до Неаполя, на арендованном там автомобиле. Замечательные дороги, приветливые люди. И пейзажи красивые – я ведь на Италию посмотрел с самых верхних этажей Пизанской башни. Вот только насчет пиццы могу поспорить. Хотя ее родина Италия, но американская пицца, на мой взгляд, вкусней и разнообразней.
 
– Признаться, я тоже, побывав в Италии, от этой пародии на нашу молдавскую плацынду был не в восторге. Зато их разнообразные соусы к макаронам – настоящие шедевры кулинарного искусства. Но мы как-то слишком быстро перешли от военной тематики к самой мирной.
 
 – Это естественно. Живём в счастливое время, без войны. Я сейчас очень сожалею, что многое из того, о чем рассказывали мои родители о тех тяжелых годах, я пропустил мимо ушей. А один эпизод в память врезался надолго. Папа рассказывал, как в самом конце обороны Севастополя он и несколько его товарищей раздобыли катерок и ночью уплыли, чтоб не попасться в руки врагам. Им удалось приплыть в Новороссийск. Это были простые матросы. И каково же было их удивление, когда там они встретили своего командира полка, который бросил их и просто смылся. А его подчинённые думали, что он погиб. Были же на войне и такие сволочи. Многие из них писали потом военные мемуары! А я могу гордиться, что мой дед, а также мой отец с братьями воевали исправно и честно, несмотря на все невзгоды.


 
Количество просмотров:
821
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.