Республика Молдова будет находиться в тупике, и реформы не сдвинутся с места до тех пор, пока международные правовые институты не решат проблему захвата государства олигархом Владимиром Плахотнюком. Так считает известный международный аналитик Владимир Сокор, который утверждает, что хотя Плахотнюк не занимает никакой государственной должности, он имеет наибольшее влияние в политической системе.
Он заявил об этом на семинаре Парламентской ассамблеи НАТО, который проходит в эти дни в Кишиневе, и в рамках которого Владимир Сокор выступил с речью перед десятками европейских законодателей.
На вопрос итальянского депутата, каковы реальные перспективы и условия, чтобы молдавские власти приступили к проведению реформ, Владимир Сокор твердо ответил: «Есть в русском языке выражение – «кошмар коалиций», это и кошмар реформ. В Украине есть лидеры, имеющие политическую волю и необходимую мотивацию. Таких лидеров в Молдове нет, или если таковые и есть, то их очень мало. Знаете выражение американцев «500-pound gorilla in the room», что означает безоговорочный лидер. Безоговорочным лидером в нашем случае, конечно, является г-н Плахотнюк, который в настоящее время не имеет политических обязанностей и государственных должностей, но это, безусловно, самый сильный человек в Молдове. Многие люди в Молдове используют термин «захваченное государство», что я считаю правильным. Это самый богатый человек в Молдове и наиболее влиятельный, с политической точки зрения, но государственных обязанностей у него нет. Пока эта ситуация не прояснится, Молдова будет в тупике, будет существовать застой и недовольство народа».
Аналитик Джеймстаунского фонда добавил, что эту проблему не следует игнорировать, что ранее некоторые европейские дипломаты из страха предпочитали умалчивать о Плахотнюке. «Об этой горилле в 500 фунтов нельзя умалчивать. Это суть проблемы, и ее необходимо рассмотреть, а не поступать как в прошлом это делали некоторые европейские дипломаты, молчавшие из страха перед г-ном Плахотнюком. Эта проблема должна решаться комплексно, серьезно, на уровне международных правовых институтов», - сказал Сокор.
В то же время аналитик Джеймстаунского фонда отметил, что определения «европейская интеграция», «проевропейский» и «Европа» были дискредитированы в Молдове путем чрезмерного и инфляционного употребления политическими группами, программа которых отличается от европейской или, в некоторых случаях, состоит из двойных повесток: европейской интеграции и личных преимуществ. «В других случаях имела место лишь программа интересов групп и преимуществ кланов. Кстати, таким же образом было дискредитировано слово демократия», - подчеркнул Владимир Сокор.
Тем не менее, Европейский союз, по мнению политолога, может обусловить получение финансовой поддержки и четко сказать правящим партиям о том, что «неприемлемо, когда одна единственная партия контролирует правовые институты, занимает главные позиции в судебной системе и назначает на должности в политике».
«В Молдове есть одна партия и один клан в правительстве, который господствует над правовыми учреждениями, судебной системой и выборочно использует эти рычаги против политических оппонентов. В то же время она использует все инструменты для постоянного внушения мысли о том, что у нее есть или она может сфабриковать уголовные дела против оппонентов или критиков. Поэтому, когда мы говорим о реформах, они должны начаться с оздоровления правовых учреждений и судебной системы. Западные партнеры Молдовы также могут твердо обусловить получение экономической помощи таким образом, чтобы она предоставлялась лишь на основе реальных результатов в проведении реформ. То есть никакой финансовой помощи, если реформирование не начнется с судебной системы», - утверждает аналитик.
Владимир Сокор отметил, что худшим временем для Молдовы было при правительстве Лянкэ. «Наихудшим периодом в молдавской политике было правление проевропейского правительства во главе с Лянкэ в 2013-2014 году. В это время произошли самые безобразные акты коррупции: кража в банках, непрозрачная концессия Международного аэропорта Кишинева подозрительными российскими компаниями. После отставки правительства он заявил в ходе одного интервью, что он был простым премьером. Он не забил тревогу в этих случаях», - заявил Сокор.