22 Апреля 2025
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Прием лома
18.12.2015

Любовь Чегаровская

Дорин Киртоакэ призвал чиновников примэрии прийти к нему с повинной, если они замешаны в каких-либо махинациях. Тех же, против кого будут сфабрикованы уголовные дела, градоначальник намерен защищать такими же грубыми методами, которые применяют в отношении кишиневской администрации правоохранительные органы.

Ты помнишь, как все начиналось?

Тема уголовных дел, якобы заведенных правоохранительными органами Молдовы на генерального примара Кишинева и ряд других сотрудников примэрии, все больше стала волновать Дорина Киртоакэ. А началось все с выступления лидера ЛДПМ Владимира Филата, который 15 октября, в день лишения его депутатской неприкосновенности, в своем «последнем» слове с трибуны заявил, что на Дорина Киртоакэ и его подчиненных заведено около шести сотен уголовных дел. По словам экс-премьера, это так называемые рычаги управления, которые Демпартия использует для манипулирования либералами. 

Помнится, поначалу градоначальник спокойно отреагировал на слова Владимира Филата. На одном из рабочих заседаний примэрии в начале ноября он заявил журналистам, что хорошо отдает себе отчет в том, что делал все минувшие 8 лет генпримарства. Он выразил уверенность, что все возбужденные против него уголовные дела, если таковые имеются, притянуты за уши, а те незначительные ошибки, которые неизбежны в работе каждого руководителя, просто меркнут перед такими аферами века, как кража миллиардов из банков и сдача аэропорта в концессию. 

Мы вас выведем на чистую воду 

Но в последние полтора месяца об уголовных делах и коррумпированности чиновников примэрии стали говорить все чаще. 

4 декабря на своей странице в одной из социальных сетей депутат парламента от Партии социалистов Василий Боля разместил ответ министра внутренних дел Олега Балана на ранее отправленный в это госведомство запрос с просьбой сообщить, были ли заведены уголовные дела на чиновников примэрии муниципия Кишинев и если да, то какие. В этом официальном письме сообщается, что в настоящее время в Генеральном комиссариате полиции в разработке находятся 13 уголовных дел, заведенных на сотрудников примэрии Кишинева и подведомственных ей муниципальных предприятий. Мотивами для инициирования судебных дел были злоупотребления властью или служебным положением, превышение служебных полномочий, подделка, фальсификация документов, присвоение чужой собственности обманным путем или через злоупотребление доверием. О других делах и подробности по ним, как отмечается в ответе МВД, госучреждение не сообщает, чтобы не препятствовать нормальному расследованию. 

10 декабря на заседании муниципального совета Кишинева вопрос об уголовных делах на сотрудников примэрии поднял и лидер фракции ПСРМ в местном законодательном органе Ион Чебан.

Он сообщил, что обратился с запросами в Генпрокуратуру и Национальный центр по борьбе с коррупцией с просьбой подтвердить или опровергнуть тот факт, что против начальника управления общественного транспорта и путей сообщения Игоря Гамрецки заведено уголовное дело. Кроме того, местный избранник пожелал, чтобы вышеназванные госструктуры высказались и по поводу появившейся в прессе информации о том, что один из чиновников, чье имя не было упомянуто советником, замешан в схемах по вымогательству и отмыванию 250 тыс. долларов.

Ион Чебан заметил, что его коллеги из парламента продолжат собирать информацию об уголовных делах, заведенных против нарушивших закон сотрудников кишиневской администрации, чтобы показать сущность либеральной власти муниципия. 

Предупрежден — значит вооружен 

Массированный прессинг вывел генпримара из равновесия, о чем свидетельствовал его длинный тематический спич на последнем рабочем заседании муниципальных служб. Дорина Киртоакэ сказал, что досконально проанализировал все появившиеся в молдавских СМИ материалы о заведенных на него лично и на сотрудников примэрии уголовных делах. Исходя из этого, он пришел к выводу, что все его подчиненные, которые нарушили закон или чувствуют, что под них копают правоохранительные органы, должны в ближайшее время прийти к нему с признаниями. Лучше, чтобы информация о совершенных кем-то правонарушениях становилась известной в первую очередь главе муниципия, а потом выходила за пределы примэрии. — Мне бы хотелось, чтобы те работники примэрии, которые совершили что-то противозаконное или, может быть, ошиблись, пришли ко мне и признались в этом, — объяснил свою мысль Дорин Киртоакэ. 

— Мы определим, как поступим в каждой конкретной ситуации: либо человек сам напишет заявление об уходе, если виноват и признал это, либо, если допустил незначительное нарушение или невиновен, временно будет отстранен от исполнения должностных обязанностей до выяснения обстоятельств. 

Власти меняются, методы остаются 

Градоначальник заявил, что уголовные дела на него начали заводить с первых лет его управления муниципием: сначала были единичные случаи, потом уже он и считать перестал. Под жернова молдавского правосудия во времена нахождения у власти Партии коммунистов попали многие якобы невиновные работники местных органов власти и муниципальных предприятий, среди которых директор АО Apă-Canal Chişinău Константин Бекчиев, бывший главный архитектор Кишинева Владимир Модыркэ, экс-секретарь муниципального совета Владимир Шарбан и другие. Дорин Киртоакэ заметил, что метод манипулирования людьми с помощью уголовных дел использовали коммунисты.

— Тогда уголовные дела применялись для того, чтобы оказать давление на сотрудников примэрии, — убежден глава муниципия. — Время коммунистов уже прошло, вот только их привычки и методы остались. Тогда общество воспринимало открытие уголовного дела как сведение счетов или запугивание руководителей или сотрудников муниципальных предприятий. Сейчас под этим понимают борьбу с коррупцией, со злоупотреблениями служебным положением или с извлечением выгоды из влияния, как популярно сейчас за Прутом. Киртоакэ уверен, что большинство заводимых уголовных дел шито белыми нитками, чтобы скомпрометировать или дискредитировать кого-то, «так как это кому-то выгодно по политическим мотивам». По словам примара, при желании любой проект, реализуемый в столице, можно дискредитировать, а на того, по чьей инициативе он реализуется, завести уголовное дело. В Румынии, привел пример Киртоакэ, сейчас многие из власть предержащих предпочитают ничего не делать, потому что любой инициированный проект приводит его исполнителя в тюрьму. 

— Когда мы обсуждали список проектов на будущий год, я заметил, что некоторые даже оживились, каждый хотел поделиться своими предложениями, — сказал он. – А если за каждый проект вы получите по уголовному делу, вам нужны все эти результаты? Мне – нет. Без обид, но исчезает мотивация работать в условиях, когда на пустом месте фабрикуются уголовные дела, чтобы показать, что в стране работает юстиция. Сейчас лучше ничего не делать и быть чистым, чем реализовывать проекты и становиться фигурантом уголовного дела. 

Вызывает огонь на себя 

Генпримар поделился своими соображениями относительно того, как он намерен поступать в тех случаях, когда уголовные дела будут заводиться на невиновных сотрудников примэрии. Если по результатам внутреннего расследования выяснится, что член команды Дорина Киртоакэ чист, а его запугивают, дискредитируют или просто таким образом издеваются над городскими властями, он намерен лично подать заявление в правоохранительные органы с просьбой переложить на него данное уголовное дело и статус подозреваемого или виновного, чтобы его не запугивали через подчиненных. По словам градоначальника, он просто сгорает от любопытства, так хочется посмотреть, какие доказательства смогут привести обвинители, чтобы продемонстрировать те или иные правонарушения в проектах. 

Дорин Киртоакэ считает, что Молдова, где бизнес делается даже на уголовных делах, больше похожа на банановую республику, а не на демократическое государство, претендующее встать на европейский путь развития. 

— Кто-то ворует миллиардами, поэтому сегодня нечем платить зарплаты и пенсии бюджетникам, в результате чего муниципалитет должен самостоятельно выкручиваться и рассчитываться за государство, а они ищут в примэрии подозреваемых и виновных, — возмущен Дорин Киртоакэ. — Шить уголовные дела, как во времена СССР или в годы правления коммунистов, стыдно и унизительно для тех, кто обещал в 2009 году перемены. 

Генпримар предупредил подчиненных, что поиски «козла отпущения» в примэрии продолжатся, поскольку существует стойкая убежденность, что во власть идут, чтобы воровать, и чем дольше чиновник сидит в должностном кресле, тем больше он ворует. Дабы заставить правоохранительные органы разочароваться, генпримар намерен применять их же методы и идти напролом. 

— Против лома два приема: лом на лом или бегом, — процитировал на русском языке Дорин Киртоакэ фольклорную интерпретацию известной пословицы и добавил: — Лом на лом – вот наш прием. Мы разбирались со многими вопросами, разберемся и с этими. 


 
Количество просмотров:
540
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2025 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.