Елена Нистор
Кoрреспонденция IPN: По мере приближения 31 мая 2016 года, когда вступит в силу запрет на курение в общественных местах и на рабочем месте, растёт количество людей, задающихсяся вопросом: почему закон устанавливает лишь запреты на курение и не предусматривает норм относительно того, где курить разрешается? Ответ группы экспертов таков: „Потому что закон не может устанавливать правила реализации вредной привычки”.
Как утверждают профильные специалисты, в Молдове законы принимаются на основе конституционных норм. Высший закон страны – Конституция – устанавливает право на охрану здоровья в качестве одного из основных прав человека. Не существует конституционных положений, устанавливающих правила реализации таких вредных привычек, как курение, злоупотребление алкоголем и т.д. Государство обязано утверждать и осуществлять лишь законодательные, исполнительные и административные меры по защите здоровья населения от воздействия курения и табачного дыма, но ни в коем случае не устанавливать правила реализации вредных или дурных привычек. Поэтому критика антитабачного закона за то, что в нём явным образом не прописаны места, где курение разрешено, является безосновательной и направлена лишь на подрыв эффективности этого закона, утверждает координатор программ при Центре политики и анализа в области здравоохранения (Центр PAS) Генадие Цуркану.
Международные положения в случае противоречия между правами
По словам координатора проектов CReDO, юриста Ольги Быткэ, положения антитабачного закона накладывают ограничения на право курильщиков курить в закрытых общественных местах, вследствие большего веса, которым обладает право на жизнь и здоровье, на безопасную среду обитания. К такому выводу можно прийти в результате рассмотрения противоречия между двумя правами. Эта озабоченность, преимущество права на здоровье и особое внимание к профилактике табакокурения, особенно среди несовершеннолетних, вытекают из положений Европейского суда по правам человека: п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 11. и ст. 2 Протокола ЕСПЧ №4, а также из судебной практики ЕСПЧ, согласно которым отдельные основополагающие права и свободы можно ограничивать законом, при наличии законного обоснования, такого как согласование различных интересов в рамках юридической коллизии. В таких ситуациях чаша весов склоняется на сторону общественного интереса – в целях охраны здоровья населения, которая гарантируется ст. 36 Конституции.
Таким образом, следствием регламентации является ограничение определённых субъективных прав и введение ограниченного режима их реализации. Поэтому антитабачный закон и Кодекс о правонарушениях запрещают курение только в определённых, прямо перечисленных местах, а нормы понимаются буквально, поясняет Ольга Быткэ.
Нормы не направлены против курильщиков, они регламентируют места, где запрещено курение
Новый пакет антитабачных законов, принятый парламентом 29 мая 2015 года, сводит в единую схему взаимосвязи между ограничениями, точными регулировками и санкциями, которые вместе образуют общий фронт, призванный защитить детей и подавляющее большинство (75%) некурящего населения Молдовы от воздействия табачного дыма. Правовые нормы не направлены против курильщиков, а лишь регламентируют места, где курение запрещено, подчёркивает Генадие Цуркану из Центра PAS.
Закон предусматривает, что помещения, где курение запрещено, должны быть помечены единым знаком о запрете курения – тлеющей сигаретой в красном круге, перечёркнутой красной полосой, – который может сопровождаться надписью: „Курение запрещено. Курение в помещениях/местах/общественном транспорте нарушает закон”. Закон также чётко устанавливает, что единый знак о запрете курения размещается на видном месте, на входе в помещения /места /общественные транспортные средства, а не в иных местах, где посетители/клиенты могут его не заметить. Таким образом, с 31 мая 2016 года работодатели, центральные и местные органы публичной власти обязаны ввести запрет на курение на всей подведомственной им территории, поместив предупреждение: „В этом здании/ учреждении/ на этом объекте курение полностью запрещено”. Кроме того, владельцы ресторанов, баров и кафе должны поместить единый знак о запрете курения у входа/ на входной двери своего заведения, на самом видном месте. Эти правила необходимы для оповещения клиентов с момента их входа в заведение о том, что здесь курить запрещено. Помимо этого, запрещено размещать в заведениях пепельницы и/или другие курительные принадлежности, поскольку все они побуждают к курению, что запрещено законом.
Что не запрещено законом, то разрешено
При этом Закон не запрещает курить в открытых или полузакрытых пространствах (террасы и т.д.), оборудованных заведениями общепита. Единственным условием является размещение этих мест для курения не ближе 10 метров от входной двери, открывающихся окон или установок забора воздуха. Если это нормы не будут соблюдены, то дым попадёт в помещение и загрязнит воздух, которым дышат клиенты и сотрудники заведения, отметил Генадие Цуркану.
Более чем тревожная ситуация
Согласно исследованию, проведённому Национальным центром общественного здоровья совместно с Институтом рака Roswell Park (США), в кишинёвских заведениях общественного питания, где курят повсюду, сотрудники и клиенты вынуждены дышать воздухом, который загрязнён взвешенными частицами РМ2,5. Уровень загрязнения в 19 раз превышает норму, допускаемую Всемирной организацией здравоохранения. То же самое происходит и в заведениях, где организованы помещения для курящих и некурящих, и где загрязнение воздуха превышает допустимую норму в 13 и 6 раз, соответственно. Таким образом, единственным способом защитить здоровье является стопроцентное обеспечение закрытых общественных мест и закрытых рабочих мест, свободных от табачного дыма, полагает представляющая Школу менеджмента в здравоохранении доктор медицинских наук Галина Обрежа.
Временная путаница
„Если опасения по поводу пробелов в законодательстве, препятствующих применению антитабачного закона, не подпитываются табачной промышленностью или теми, кто лоббирует её интересы, можно сделать вывод, что в деятельности государственных органов, ответственных за подготовку реализации закона, имеются большие пробелы, отмечает Геннадие Цуркану из Центра PAS. В то же время, эксперт утверждает, что возникшие опасения могут быть и результатом одновременного вступления в действие наказаний, предусмотренных в случае нарушения запретов, содержащихся в новом законе, которые могут применяться и для положений из старого закона. Тем не менее, правонарушения не могут быть применены к нормам, которые ещё не вступили в силу. Все эти расхождения исчезнут 31 мая 2016 года, со вступлением в силу запретов на курение, и именно из этих соображений Служба государственного надзора за общественным здоровьем, которая отслеживает большинство правонарушений, связанных с курением в закрытых общественных местах и на рабочем месте, не приступила к наказанию нарушителей, считает Цуркану.
Того же мнения придерживается и Ольга Быткэ из CreDO. По её словам, единственное неудобство создаёт временно дифференцированное применение ряда основных положений, ставшее результатом недавних переговоров с представителями табачной промышленности и бизнеса. Оно объясняется необходимостью израсходовать запасы сигарет, на упаковке которых нанесены предупреждающие надписи прошлого типа, а также дать владельцам заведений время на адаптацию и подготовку. Например, за некоторое время можно оборудовать террасу, поскольку закон позволяет курить в открытых и полузакрытых местах.
Государственные учреждения готовятся
Согласно информации, размещённой на сайте Национального центра общественного здоровья, Министерство здравоохранения приступило к действиям по реализации закона ещё в декабре 2015 года, путём наращивания потенциала Службы государственного надзора за общественным здоровьем, ответственной за исполнение закона, путём подготовки представителей бизнеса, которым предстоит этот закон исполнять, а также путём разработки информационных материалов для поддержки владельцев и управляющих закрытыми помещениями и рабочими местами в исполнении ими данного закона.