21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Бюджет в течение долгого времени не сможет платить по 26-процентным ценным бумагам
18.02.2016

Эксклюзивное интервью агентству «ИНФОТАГ» президента Mobiasbanca Groupe Societe Generale Рида ТЕКАЯ

Часть I. Клиенты, местные и зарубежные, приостановили инвестиции

«ИНФОТАГ»: Господин Текая, как политический кризис влияет на банковский сектор Молдовы?

Р.Т.: Мне кажется, что мы уже начали привыкать к этой нестабильности. Я считаю, что если выживем в Молдове, то выживем в любой точке мира (улыбается). А если серьезно, то политический кризис оказывает огромное влияние на экономику. В результате кризиса, ни один иностранный инвестор, большого или среднего масштаба, не пришел на рынок РМ за последние два года. Некоторые из них посещают страну, анализируют ситуацию, ведут дискуссии, но не принимают никаких решений, а главное, не вкладывают деньги в экономику.

Если говорить о Mobiasbancа, то могу сказать, что впервые банк сталкивается с ситуацией, когда нами утверждено большое количество кредитов, однако они не освоены. Это означает, что большинство клиентов, как местных, так и зарубежных, приостановили инвестиции. Они предпочитают посмотреть, как дальше будут развиваться события. Я полагаю, что подобная ситуация и в других банках. Это довольно опасная ситуация. Ведь когда в стране, наконец, будет стабильность, и клиенты начнут брать кредиты, то банки могут не иметь достаточной ликвидности.

Надо признать, что 11 банков, переживших прошлогодние шоки, регистрируют прибыль, но мы расцениваем это, как результат оппортунистических последствий. В 2015 г. ситуация на валютном рынке была нестабильной. Банки покупали и продавали валюту, зарабатывая на марже, что поможет им выжить в 2016 г., который, как ожидается, будет трудным.

Надеюсь, что скоро уже наступит период стабильности. Если новый президент РМ будет избран в марте-апреле, то это означает, что вторую половину 2016 г. можно "спасти". Мы ждем мер, способных привести к снижению давления процентных ставок и обязательных резервов на экономику. После этого понадобится еще шесть месяцев, чтобы ситуация стабилизировалась.

Так что если повезет, то после довольно таки плохой ситуации в первой половине 2016 г., страну ждет стабильное положение во второй половине года, что позволит экономике восстановиться и устойчиво развиваться в 2017 г.

Если этого не произойдет, то 2016 г. может стать катастрофичным с серьезными негативными последствиями для 2017 г.

«И.»: Вы считаете, что досрочные выборы, на которых настаивает оппозиция, отрицательно повлияют на экономику?

Р.Т.: У нас нейтральная позиция к политическим вопросам. Решение о том, кто и как должен руководить страной, принадлежит гражданам РМ. Мы, иностранцы, должны соблюдать их выбор. На данный момент необходимо стабильное управление. Экономика является гибкой, а компании найдут способ двигаться вправо, влево или идти прямо. На самом деле, направление не имеет большого значения, за исключением крайних направлений, поскольку в этом случае, компаниям гораздо труднее адаптироваться.

«И.»: В 2015 г. ликвидированы три банка. Чтобы справиться с непростой ситуацией, Национальный банк Молдовы (НБМ) принял ряд жестких мер, в частности, значительно увеличил базовую ставку (19,5%0 и обязательные резервы банкам (35%). Как эти меры повлияли на экономику и на сами банки?

Р.Т.: На мой взгляд, команда НБМ и минфина приняла необходимые решения на тот момент. Теоретически, это эффективные меры, которые необходимо принять, чтобы уменьшить давление на национальную валюту и защитить молдавский лей. Высокие колебания курса на валютном рынке в 2015 г. были вызваны тремя факторами: пропавшим миллиардом, крупными спекулянтами, я не исключаю, что среди них были и информированные люди, а также определенной паники населения. А после того, как ситуация на валютном рынке успокоилась, на рынке еще появлялись курсовые колебания. Это говорит о том, что некоторые спекулянты пытаются легко заработать.

«И.»: Какой процент дохода банков в 2015 г. связан с валютными операциями на рынке? Эта доля значительно выше, чем в 2014 г?

Р.Т.: Доходы от купли-продажи валюты составили около 15% от всех доходов, которые наш банк получил в 2014 г. В среднем по банковскому сектору этот показатель тоже на уровне 15%. А в прошлом году он вырос вдвое, и составил 30% из-за колебаний обменного курса.

Я не ожидаю и не желаю гражданам РМ аналогичных "возможностей" в будущем. Хотя, надо признать, что в результате таких ситуаций, банки зарабатывают дополнительную прибыль, но такие процессы не являются нормальными, а главное, устойчивыми для банков.

Однако здесь я хотел бы обратить внимание на еще один важный аспект, касающийся деятельности банков. НБМ опубликовал предварительные результаты деятельности банковского сектора за 2015 г., на базе которых я сделал интересное упражнение. Из цифр, которые показывают чистую прибыль за 2014 и 2015 гг., я вычленил показатель прибыли от операций на валютном рынке. Это простое упражнение показывает, насколько хорошо банки работали в сфере кредитования экономики – главное направление их деятельности. Интересно, что для многих банков, в том числе крупнейших, результат отрицательный. Это свидетельствует о том, что эти банки получили выгоду от операций на валютном рынке, но они не очень хорошо работали в сфере кредитования экономики. Анализ показывает, какие банки действительно сосредоточились на своей основной деятельности, уделяя внимание клиентам, увеличивая их численность, а какие нет.

Часть II. Банки ждут от регулятора постепенного снижения ставок

«И.»: Достиг ли НБМ высокой базисной ставкой поставленной цели?

Р.Т.: Главная цель была защитить национальную валюту. Такие меры необходимы не больше чем на протяжении шести месяцев. Затем следуют несколько месяцев стабильности, после чего, небольшое сокращение, которое, как правило, не влияет на рынок, но посылает ему четкие сигналы. После того как в течение последних месяцев базовая ставка не менялась, мы ждем от регулятора постепенного снижения ставок.

Проблема, которая намечается в этой области, связана с тем, что высокие процентные ставки начали менять поведение клиентов. В настоящее время банки предлагают ставку по депозитам на уровне 17-18%. Таким образом, вместо того, чтобы инвестировать в новое оборудование и технологии, получая прибыль на уровне 10%, многие компании предпочитают хранить сбережения на банковских депозитах, зарабатывая 17% без особых хлопот.

Но самое страшное заключается в том, что и банки начали вести себя также. Они собирают вклады от клиентов по ставке 17-18%, и вместо того, чтобы перенаправить эти ресурсы экономике, покупают государственные ценные бумаги с доходностью 26%. Некоторые банки чрезмерно занимаются этим делом, хотя это не их основной бизнес. Я считаю, что бюджет РМ не сможет слишком долго платить 26% по ценным бумагам. Молдова не защищена больше, чем Греция, и в один день все это может плачевно закончится. Вопрос в том, что сделают банки, которые приобрели большое количество ЦБ, если правительство объявит дефолт. А уже раздаются сигналы о задержках по выплате зарплат и пенсий.

Чтобы избежать подобных проблем в будущем, наш банк ввел лимит на покупку ЦБ, хотя на данный момент, это представляется весьма прибыльной деятельностью. Мы удивлены тем, что другие банки вкладывают значительные средства в ЦБ. Такое поведение не должно быть характерно для банков, поскольку их главная цель – финансировать реальный сектор экономики.

Я знаю, что некоторые банки просят клиентов вернуть кредиты, выданные ранее, по ставке 10%, и используют эти средства для покупки бумаг с доходностью 26%.

«И.»: Но на данный момент бюджет остро нуждается в ресурсах, что не исключает дальнейшего роста ставок по ЦБ государства.

Р.Т.: Чтобы стимулировать покупателей, процентная ставка может достичь даже 30%. Таким образом, ставка будет повышена искусственно, чтобы привлечь новые средства, и не объявлять дефолта. Но ставки доходности по ЦБ на уровне 30% должны быть предупреждением о том, что с финансами что-то не так. Покупатели должны спросить себя, что произойдет, если государство перестанет временно погашать свои ЦБ, или объявит, что выкупит их не через год, а через 10 лет?

«И.»: А другие банки понимают, насколько это опасно и рискованно?

Р.Т.: К сожалению, многие из них имеют краткосрочный подход. Я уже сказал, что не все банки зарегистрировали в прошлом году рост в их основной сфере деятельности. Если исключить доход от операций на валютном рынке, то доходы Mobiasbancа увеличились в 2015 г. на 30% по сравнению с 2014 г., а на примере других банков этот показатель отрицателен.

Единственный банк, который зарегистрировал лучшие результаты, чем Mobiasbancа, является Eximbank, но это объясняется тем, что в 2014 г. он показал отрицательный результат, поэтому сравнение с 2015 г. не совсем корректно. Если исключить Eximbank, то Mobiasbancа имеет наиболее динамичное развитие на банковском рынке Молдовы.

Мы считаем, что, когда анализируется деятельность банка, необходимо уделять особое внимание показателю ROE (рентабельность собственного капитала), то есть соотношению между вложенными средствами и доходами. Если мы инвестировали 1000 леев, это означает, что мы не должны быть довольны, что получили 1,015, даже если 15 леев в абсолютном значении, больше чем 10 леев, заработанные другими банками, которые вложили 100 леев.

Mobiasbancа - единственный банк, у которого показатель ROE больше 20%, по сравнению с 10-14% в других крупных банках. На мой взгляд, не имеет смысла рассматривать только абсолютную прибыль. Я советую всем, при анализе деятельности банка, исключить доходы, полученные от валютных операций, а также анализировать ROE.

«И.»: Скажите, что может произойти в банковском секторе в 2016 г. по оптимистическому и пессимистическому сценарию?

Р.Т.: Для меня оба сценария одинаковы. Один банк будет ликвидирован, один – очищен от плохих кредитов, а Mobiasbancа увеличит свою долю на рынке.(улыбается). Оптимистический и пессимистический сценарии более применимы к другим банкам, чем к Mobiasbancа. Мы вынесли урок из прошлогоднего кризиса, и стали сильнее. Поэтому независимо от дальнейших эволюций, мы знаем, как выжить и сохранить наши позиции. На сегодняшний день Mobiasbancа является примером, поэтому мы не можем позволить себе разочаровать своих клиентов и рынок. Мы должны оставаться солидным банком, а в случае острой необходимости, поддерживать экономику.

Часть III. Президент НБМ Дорин Дрэгуцану сделал столько, сколько смог, учитывая ресурсы в его расположении

«И.»: Вы второй человек, после ряда аналитиков, от которого агентство слышит о возможной ликвидации еще одного банка.

Р.Т.: Я думаю, что это был бы хороший сценарий. Есть два способа очистить стол - салфеткой, если проблема является небольшой, или сжечь его, если древесина содержит червей. Ликвидация еще одного банка не будет большой проблемой для страны. Молдова может выжить с 10 банками без проблем. Два года назад, когда появились первые слухи о проблемах в трех банках, которые впоследствии были ликвидированы, многие говорили о таком сценарии, как о катастрофе для Молдовы. Прошло два года, эти три банки были ликвидированы, и катастрофы не случилось. Оставшиеся банки легко поглотили их активы. Поэтому они смогут легко абсорбировать еще один или два крупных и непрозрачных банка.

«И.»: Как можно относиться к заявлениям оппозиции, что банковский сектор продолжает воровать деньги?

Р.Т.: Не исключено. Нет дыма без огня. Но, однозначно, что воруется уже не на том уровне как раньше. Я надеюсь, что будут приняты все необходимые меры, чтобы остановить такого рода действия, если они существуют на самом деле. Нужно чтобы все банки сосредоточились на своей основной деятельности.

«И.»: Правда, что Societe Generale хочет выкупить долю, которую ЕБРР имеет в Mobiasbancа?

Р.Т.: В основе любых слухов всегда есть кусочек правды. Действительно, мы обсуждали этот вопрос с ЕБРР, после того как этот международный банк объявил о намерении увеличить свою долю в Victoriаbank до 50%. Я сказал своим коллегам из ЕБРР, что мы довольны ими в качестве акционеров, а они, кажется, довольны нами в качестве банка. В тоже время, если в один прекрасный день ЕБРР станет акционером в другом банке Молдовы, то может возникнуть конфликт интересов. Если это произойдет, мы обсудим возможность выкупа тех 8% акций, которые ЕБРР имеет в нашем банке. Но на данный момент, кажется, что ЕБРР далек от того дня, когда он будет руководить банком в Молдове. А это означает, что ЕБРР приветствуется в качестве акционера нашем банке. Между тем, если такая сделка состоится, то это будет означать, что Societe Generale доверяет РМ и своим инвестициям в этой стране. Это, между прочим, будет позитивным сигналом и для других инвесторов.

«И.»: Предусматривает ли менеджмент выплату дивидендов акционерам Mobiasbancа за 2015 г.?

Р.Т.: Решение будет принято на общем собрании акционеров. Мы не имеем окончательных цифр. Даже если результаты за 2015 г. отличные, мы очень осторожны, особенно если учесть, что 2016 г., как ожидается, будет довольно сложным годом.

«И.»: Президент НБМ Дорин Дрэгуцану подал в отставку 21 сентября 2015 г., мотивируя ее "политическим давлением на банк". Парламент до сих пор не назначил нового руководителя банка. Данная ситуация как-то влияет на банковский сектор?

Р.Т.: Тот факт, что еще не нашли замену Дрэгуцану показывает, что не так легко найти кого-то, кто обладает навыками и профессионализмом, необходимым для руководства НБМ. Кажется, что легче поменять премьеров и правительства, три в течение одного года, чем найти нового президента НБМ. Я знаю, что власти изучили несколько кандидатур, как молдавских, так и иностранных граждан, которые работают или работали в Молдове.

Но затем, по-видимому, поняли, что Дрэгуцану именно тот человек, и попросили его остаться в этой должности в течение определенного периода времени. Я считаю, что это хорошее признание его профессионализма. Надеюсь, что он справится с одним из последних вызовов - в случае одного из банков, который находится под внешним наблюдением. Проект заключения аудита не был подписан, и чтобы не публиковать отчет, банк пошел на разрыв контракта с аудиторской компанией мирового уровня. Возможно, что отчет показывает слишком много нарушений, участие в различных схемах, говорит о тех, кто стоит за нынешними акционерами, и вообще доказывает, насколько слаб этот банк.

Я считаю, что г-н Дрэгуцану многое сделал для банковского сектора. На самом деле, он сделал столько, сколько смог, учитывая ресурсы, которыми он располагал.

Что необходимо властям РМ, чтобы навести порядок в банковском секторе? Мы уже видели, результат предыдущих бездействий, которые привели к исчезновению миллиарда. Эта сумма была выплачена из резервов НБМ, в результате чего создан дефицит в бюджете. Это означает, что, в конечном счете, деньги были выплачены из кармана каждого гражданина страны, который сильно пострадал!

Мне интересно, как отреагируют НБМ и МВФ, которые знают об этом отчете, даже если он всего лишь «проект», что один из банков под внешним наблюдением расторг контракт в последнюю минуту. (Полный текст интервью с председателем Mobiasbancа Рида Текая читайте в журнале "Банки & Финансы"- Profit).


 
Количество просмотров:
649
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.