Помимо реформы юстиции или борьбы с коррупцией, двусторонний план действий Европейский союз – Молдова включает множество секториальных задач, без которых европейский путь Молдовы не представлять. Один из этих секторов является энергетическая система, которая очень слабо развита и, соответственно, неэффективна, но и очень сильно зависима от импорта. Именно с этих соображений сектор энергетической системы требует очень тщательной инвентаризации и глубокое приведение в соответствие с европейскими требованиями и практикой.
Хотя все составляющие энергетической системы очень важны для развития молдавского энергетического сектора, рынок природного газа является пока что приоритетным. Ведь если не будет обеспечена поставка природного газа, тогда пострадают не только конечные потребители и экономические агенты, но и производственная инфраструктура электроснабжения. Очень важно запомнить, что Молдова импортирует природный газ из России для текущего потребления, а косвенно – и для производства электроэнергии. Это ввиду того, что молдавское правительство приобретает электроэнергию, выпускаемую на основании российского природного газа, на Кучурганской теплоцентрали приднестровского региона, которая является собственностью российского концерна РАО ЕЭС (Российская объединенная энергетическая система).
Ситуация может быть менее сложной, если бы Молдова не зависела от одного единственного поставщика – Акционерного общества „Газпром”, государственного российского предприятия. Ведь исторический долг перед этим поставщиком составляет около 5 миллиардов долларов (65% от ВВП). Одновременно, данный поставщик владеет 50% акций „Молдовагаз”, которое управляет системой природного газа страны. По этим соображениям, применение европейского законодательства и практики, как и физическое интегрирование в европейский энергетический рынок представляет собой единственный способ инвестирования в энергетическую безопасность страны. Следовательно, станет возможным снижение зависимости от природного газа „Газпром”-а. Это позволит также избавиться от долга страны перед „Газпром”-ом, при условии углубленного сотрудничества Молдовы и Румынии как в области природного газа, так и в области электроэнергии.
Взаимоподключение, но не только…
Снижение зависимости от „Газпром”-а сможет произойти только если на молдавский рынок придут новые актеры, которые будут подчиняться и соблюдать европейские требования. Это ускорит в определенной мере реформирование „Молдовагаз”, которое, если не пришло в упадок, то, по крайней мере, пришло в застой по причине отсутствия рыночной конкуренции. Это приведет также к возрождению сектора, с положительным влиянием на качество оказываемых услуг, а также на цены для конечных потребителей.
Рецепт успеха на рынке природного газа требует несколько очень важных ингредиентов.
Во-первых, необходимо продвинуть совместное подключение Яссы-Кишинев по направлению к Кишиневу, который потребляет 50-65% приобретенного Молдовой природного газа. Ведь без необходимой физической инфраструктуры разнообразие поставок газа невозможно.
Во-вторых, необходимо принимать энергетическое законодательство, которое внедрит Энергетический пакет III и которое предполагает либерализацию газового рынка (доступ третьей стороны к транспортной инфраструктуре, право потребителя сменить поставщиков и т. д.). Более того, необходима подготовка для полной реализации Пакета III относительно разделения поставщика от транспортников (ст. 9 Директивы 2009/73/СЕ). Лишь сильная законодательная основа может создать необходимые предпосылки для того, чтобы молдавский рынок стал привлекательным для новых операторов, как, например, румынских или из других европейских стран. Сильное законодательство установит строгие правила и для традиционных актеров („Молдовагаз”). Более того, обновленное законодательство должно быть непроницаемым для оффшорских компаний.
Третьим очень важным элементом должна стать гарантированная автономия организма, регулирующего энергетический рынок. Следовательно, Национальное агентство по урегулированию в энергетике Республики Молдова (ANRE) следует реформировать с целью укрепления внутренних возможностей, максимизации прозрачности принятия решений (при формировании цен), открытости перед потребителями и замкнутости перед вмешательством политических сил или заинтересованных групп. Деполитизация учреждения должна идти одновременно с его профессионализацией. Это можно сделать, в первую очередь, путем выборов административного совета ANRE на основании открытого конкурса при обеспечении мониторинга представителей гражданского общества и внешних партнеров.
Вполне понятно, что ни один из этих ингредиентов не откроет и не приведет к жизни рынок природного газа, без того, чтобы законодательство было внедрено неукоснительно и чтобы актеры рынка полностью доверяли молдавскому правосудию. Тем не менее, давление с целью проведения изменений может произойти, начиная с повышения уровня прозрачности в секторе. Другим вспомогательным фактором может стать также „колонизация” сектора честными профессионалами в рамках ANRE и всеми новыми операторами, подчиненными европейским правилам на уровне рынка природного газа.
Непрерывное интегрирование…
Кроме подключения электросетей Яссы-Кишинев и его расширения по направлению к Кишиневу, очень важное значение имеет запланированное до 2018 года взаимоподключение с Румынией в вопросах электроэнергии (Исакча-Вулкэнешть-Кишинев, Яссы-Унгень-Стрэшень и Сучава-Бэлць).
Хотя довольно внушительны, проекты в области электроэнергии не продвигаются столь мощно в двустороннем плане действий ЕС-Молдова, как, например, продвижение газопровода Яссы-Унгень по направлению к Кишиневу. Это подтверждается и результатами созванного 14 марта текущего года в Брюсселе Совета ассоциации, выделившего значимость газопровода Яссы-Унгень для обеспечения разнообразия и, соответственно, для обеспечения энергетической безопасности страны. Ни одно слово не было сказано о подключениях по линии электроэнергии, которые продолжают быть исключенными при определении позиций по Молдове (пресс-релизы, резолюции, выводы и т. д.), принятых недавно европейскими институтами.
В действительности, взаимоподключения в области электроэнергии являются столь же важными. Ведь молдавские власти приобретают выпускаемую на основании российского природного газа в Кучургане (приднестровский регион) электроэнергию через посреднические оффшорские компании („Энергокапитал”). Дело однако в том, что контролируемая российской компанией Кучурганская теплоцентраль не рассчитывается за поставляемый российский природный газ на основании контракта, подписанного между „Молдовагаз” и „Газпром”-ом. Следовательно, Молдова накапливает долги по отношению к российскому концерну, одновременно, молдавские власти приобретают также электроэнергию в Кучургане, которая производится с использованием неоплаченного газа. Как результат, Молдова выплачивает дважды. К тому же, в обоих случаях, способствует косвенно (а, может, и преднамеренно) повышению благосостояния сепаратистского режима. Более того, таким образом, сепаратистский режим вместе с Россией не дают спуску молдавской энергетической системе.
По этим соображениям, продвижение газопровода Яссы-Унгень должно произойти одновременно с подключением Молдовы к электроэнергетическому рынку Румынии. Молдова должна разнообразить как источники поставок (в том числе пути по которым идут) природного газа, так и электроэнергии. Таким образом, страну можно вывести постепенно из-под влияния приднестровского региона (относительно электроэнергии) и „Газпром”-а (относительно природного газа). Конечно, необходимы политическая воля, обусловленность со стороны внешних факторов, а также максимальная прозрачность с целью исключения заинтересованности властей в сохранении нынешнего положения дел.
Тем не менее, принятое недавно решение о продлении контракта о приобретении электроэнергии в Кучургане, в то время, когда украинцы внесли хорошее предложение, поднимает немало вопросительных знаков относительно реальных интересов властей. Ведь это может означать согласие на заключение коммерческих контрактов с участием оффшорских компаний и которые также не способствуют никоим образом обеспечению энергетической безопасности страны, а наоборот. Следовательно, данный контракт не только способствует удержанию страны в зависимости от сепаратистского режима, но и стимулирует его интерес к бесплатному потреблению природного газа и тем самым увеличиваются долги Молдовы.
Имея в виду данные аномалии в секторе электроэнергетики, следует ускорить подключение к рынку электроэнергии Румынии и расположить его на тот же уровень значимости, что и продвижение газопровода Яссы-Унгень. Необходима также либерализация рынка электроэнергии с тем, чтобы сделать возможным приход украинских операторов.
Вместо заключения
Интеграция в европейский энергетический рынок является реальной задачей, предусматривающей либерализацию молдавского энергетического рынка. Только приведением в соответствие с европейскими правилами и практикой молдавская энергетическая система может быть очищена от темных схем, при помощи которых как сектор природного газа, так и сектор электроэнергии были и продолжают оставаться парализованнымы. Вот почему европейская повестка дня должна охватывать четкие вопросы, связанные с энергетическим сектором (природный газ, электроэнергия) и такую же сильную обусловленность, как это происходит в области юстиции или банковского сектора.
Роль Европейского союза, а также государств-членов (Румыния) очень важна для реформирования молдавского энергетического сектора. Молдавские власти должны принимать участие в обусловленных реформах, тщательно проверенных европейскими партнерами, в том числе посредством Энергетического сообщества.
Банкротство энергетического сектора может вызывать глубокий кризис, который пока что игнорируется, имея в виду тот факт, что исторический долг перед „Газпром”-ом составляет около 65% от ВВП. Следовательно, как взаимоподключение к природному газу, так и к электроэнергии требует пристального внимания.
Конкуренция, отсутствующая сейчас в данной области, но возможная при правильном применении европейского законодательства, приведет к снижению цен и к приходу новых операторов на местный рынок. Интеграция в европейское энергетическое пространство может способствовать снижению зависимости от тираспольского сепаратистского режима, а также от России, что представляет настоящую инвестицию в энергетическую безопасность, а также в политическую стабильность страны.