|
|
|||||
Интересное
Три поколения мужчин из простой семьи тираспольчан отважно воевали на фронтах трёх войн и верно служили родине в Советской армии. «На фронте И. Ф. Шпиц находится с первых дней Отечественной войны. Неоднократно показывал образцы стойкости, мужества, отваги и героизма. 8 июля 1941 года, находясь в полуокружении, команды подрывников под руководством И. Ф. Шпица взорвали железнодорожный и шоссейный мосты вместе с вошедшими на них танками противника. В апреле 1942 года группа саперов под руководством Шпица героически преграждала пути противнику, прорывавшемуся к своим частям. На минах, расставленных подрывниками, подорвалось два танка и несколько подвод противника. За время командования батальоном майором Шпицем его саперами выполнено много боевых заданий… Систематический спуск плавающих мин, что лишало противника возможности пользоваться водным путем… Постоянная работа мелких групп разведчиков-подрывников в глубоком тылу, где они причиняли противнику немалый ущерб и добывали для нас нужные сведения. Майор Шпиц лично руководил саперами в августе 1942 года, когда были подорваны два танка и броневик противника. В февральской операции 1943 года майор Шпиц лично руководил подготовкой инженерного обеспечения танков, и воодушевленные хладнокровием и мужеством своего комбата саперы успешно справились с заданием».
Это строки из наградного листа за март 1943-го, когда наш земляк, тираспольчанин Иосиф Шпиц, был представлен к своей первой награде – ордену Красной Звезды. Хотя мог получить награды и раньше. Потому что службу в Красной армии начал в 1933 году, а свои офицерские звания получил, уже воюя на фронте в финской войне, в 1939–1940 годах.
Иосиф Хаскелевич стал офицером не случайно. Его отец Хаскель Шпиц был участником двух войн начала прошлого века – Русско-японской и Второй мировой. Старшие братья занимались мирными делами, а он решил освоить науку защиты родной земли. Учился, накапливал необходимые навыки, начинал с ефрейторских и сержантских «лычек», да еще с неудобной графой о национальности. И с самого 22 июня 1941 года до конца войны был в рядах действующей армии, в инженерных войсках.
Воюя с фашистами, Иосиф знал, что где-то рядом, в других армиях и на других фронтах, его братья. Они пошли на войну в сорок первом. Михаил попал в железнодорожные войска, а Ефим участвовал в Сталинградской битве. К счастью, все они вернулись домой живыми.
Ну, а та награда 1943 года для Иосифа оказалась далеко не последней. Лютым январем 1944-го его батальон обеспечивал наступление советских войск на Днепре. Саперы батальона занимались не только обезвреживанием мин противника для наступления. Вот эпизод, рассказанный скупым языком наградного листка:
«При окружении группировки противника в районе Корсунь саперы под руководством майора Шпица обеспечивали продвижение наших войск и активно участвовали в наступательных боях. Когда кольцо окружения было замкнуто, под руководством майора Шпица было установлено более 2000 противотанковых мин, что не дало возможности танкам противника вырваться из окружения. Противник потерял не менее четырех танков и самоходных орудий. Единственные два самоходных орудия противника, которым удалось вырваться, и те далеко не ушли, ибо здесь перед их носом саперами Шпица были поставлены мины, на которых те самоходки и подорвались».
Как видите, даже в официальных документах есть место для тонкого юмора. А дальше говорится, что саперы майора Шпица, совершив за ночь многокилометровый переход, успели взорвать еще один мост и не дать врагу уйти из окружения. За эту операцию майор Иосиф Шпиц был удостоен ордена Богдана Хмельницкого третьей степени.
Осенью 1944 года Иосиф Шпиц воевал уже поближе к дому, участвуя в Ясско-Кишиневской операции. И здесь он отличился мужеством и отвагой. На его погонах появилась еще одна большая звездочка. «При подготовке прорыва глубоко эшелонированной обороны противника на Ясском направлении, а потом при прорыве обороны и преследовании отходящего противника командир батальона подполковник Шпиц умело и мужественно руководил своим подразделением. В течение двух ночей саперы сняли 6500 мин противника, обеспечив проход наших войск и их доступ без потерь к оборонным позициям противника. Подполковник Шпиц лично проявил твердость и мужество при выполнении боевых заданий, умело руководил под огнем своими подразделениями». За эту операцию Иосиф Шпиц был удостоен ордена Александра Невского.
Еще один орден – Отечественной войны первой степени – он получил уже весной 1945 года, в преддверии Победы над фашизмом. В наградном листе отмечается: «Во время форсирования реки Тисса подполковник Шпиц лично руководил наведением переправы, и, благодаря его умелому руководству, войска успешно форсировали реку. При прорыве обороны немцев в районе озера Веленце подполковник Шпиц умело организовал разминирование минных полей, чем было обеспечено беспрепятственное продвижение частей». Кстати, в перечне наград Иосифа Шпица есть и орден Красного Знамени, полученный им в октябре 1943 года. Он включен в наградной список портала «Подвиг».
После войны Иосиф Хаскелевич Шпиц еще послужил отечеству, на пенсию ушел в звании полковника. А уже в мирное время отслужили в армии его племянники. Иосиф Шпиц, сын Михаила, служил в армии в начале, а его брат Олег – в конце пятидесятых годов. Фотографии всех мужчин в военной форме из рода Шпицев хранятся на странице Олега Шпица в социальных сетях. Об этой семье, прошедшей через войны и воинскую службу, тепло отозвался мой университетский коллега Григорий Шейнфельд, которому Шпицы приходятся родственниками. Ради интереса я уточнил, каково расстояние от Бирмингема, где живет Шейнфельд, до Бостона, где сейчас находятся Олег Шпиц и его семья. Оказывается, целых 5123 километра, а прямых авиарейсов между этими городами нет.
– Не беда, – сказал Григорий. – В Америке с транспортом проблем не бывает. С Олегом я постоянно общаюсь и в Интернете, и по телефону. Шпицы, вопреки их «острой» фамилии, люди очень скромные, которые всего в жизни достигли только своим трудом и упорной учебой. Олег по профессии инженер, его брат Иосиф – зубной техник; жена Олега Арра Ильинична была начальником отдела научно-технической информации и рекламы на знаменитой Тираспольской швейной фабрике. Я прихожусь родственником тети Жени, мамы Олега. Шпицы считали и считают меня своим близким человеком и всегда мне помогали. Они помогли моей маме растить мою старшую сестру.
А когда я вёл летом курсы по повышению квалификации учителей при Тираспольском пединституте, я жил в квартире тещи Олега в самом центре города, не смея им отказать, хотя по служебной линии мне предоставляли и оплачивали номер в гостинице. А их дочь Галина – дизайнер. Здесь, в США, она шьёт костюмы для будущих чемпионов в бальных танцах, ее работы известны всей стране.
В общем, не зря воевали старшие поколения Шпицев. Сегодняшние представители семьи не тратят зря мирное время, завоеванное отцами и дедами.
Семья ШПИЦ
На снимках: Иосиф Шпиц, кавалер боевых орденов.
Михаил Шпиц, фронтовик-железнодорожник.
Ефим Шпиц, участник Сталинградской битвы.
Олег Шпиц с женой Раисой. Бостон, 2006 г.
Статья о дизайнере Галине Цибиковой-Шпиц в американской газете
Ион МАРДАРЬ
Ниспоренский район
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|