Национальный банк подписал Меморандум с министерством финансов, согласно которому с 1 апреля будут выпущены государственные облигации для погашения суммы 13,5 млрд леев, оставшиеся в виде долга после исчезновения миллиардов и ликвидации Bаncа de Economii, Unibank и Bаncа Socialа. Об этом говорится в расследовании портала Mold-Street. По данным источников в банковской системе, срок погашения составит до 25 лет.
Меморандум предусматривает эмиссию государственных облигаций «в целях исполнения министерством финансов обязательств, истекающих из Государственных гарантий №807 от 17 ноября 2014 года и №101 от 1 апреля 2015 года, предоставленных Национальному банку министерством финансов в качестве гарантирования срочных кредитов».
«В соответствии с условиями Меморандума, ценные бумаги будут выпущены министерством финансов по номинальной стоимости, фиксированной процентной ставке и доставлены НБМ 1 апреля 2016 года, либо на другую дату, согласованную сторонами, в объеме остатка срочных кредитов, по эффективной процентной ставке в 5%», – уточняется в аудиторском отчете.
Согласно аудиту НБМ, проведенному румынской компанией Deloitte Audit SRL, на 25 марта 2016 года остаток суммы долга по срочным кредитам составлял 13,57 млрд леев.
По данным издания Mold-Street, простой расчет показывает, что годовая ставка в 5% от 13,57 млрд леев составляет около 678 млн леев в год. Это без учета выплаты основного долга.
В то же время все меньше остается надежды на то, что продажи активов этих трех банков покроют значительные суммы. Таким образом, с начала этого года и до 25 марта 2016 года сумма задолженности сократилась на 122 млн леев, то есть на около 1,44 млн леев в день.
Но скорее всего больше не останется что продавать и покрывать из активов этих трех банков, а цена этих активов падает. Из отчета можно выяснить, что, например, стоимость залога, предоставленного этими тремя банками НБМ, чтобы гарантировать возмещение кредитов, на 31 декабря 2015 года составляла 26,1 млн леев, то есть более чем в 520 раз меньше суммы задолженности.
Основная проблема в том, кто будет покупать эти государственные облигации по ставке 5%, и особенно в том, каков срок погашения.
Источники в банковской системе утверждают, что на следующий день после церемонии подписания меморандума министр финансов созвал на неофициальное совещание всех руководителей молдавских банков, на котором представил положения документа, в том числе тот факт, что срок погашения составит 20-25 лет по процентной ставке в размере 5%.
Кроме того, поступило предложение финансовым учреждениям «участвовать в приобретении ценных бумаг, выпущенных правительством», и таким образом внести свой вклад в решение проблемы.
Банкиры не были в восторге от «предложения» министерства и правительства. Некоторые даже выразили свое возмущение тем, что власти не смогли не только предотвратить мошенничество, но даже выявить виновных и наказать их.
Следует отметить, что решение о сроке погашения 20-25 лет было озвучено еще бывшим министром финансов Анатолием Арапу. Так, осенью 2015 года на встрече с деловыми кругами Анатолий Арапу высказал желание министерства отразить эту сумму по низкой процентной ставкой на как можно более длительный период.
Как признавал сам министр, это было причиной непонимания в переговорах с миссией Международного валютного фонда, которая хотела намного более короткий срок погашения этой суммы и в условиях рынка.
Глава департамента рыночных исследований при Business Intelligent Services Станислав Мадан заявил корреспонденту Mold-Street, что сумма в 13,6 млрд леев должна быть погашена за счет налогов, выплачиваемых налогоплательщиками, то есть всеми нами.
«Помимо представления финансовой ситуации в НБМ, которая в общих чертах иллюстрирует последствия ужесточения денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком за счет снижения количества находящихся в обращении денег, и, соответственно, роста средств коммерческих банков в НБМ, аудиторский отчет выводит на первый план новую эпопею в деле кражи в крупных размерах в банковском секторе. Так, если с конца 2014 года и до сих пор граждане Республики Молдова косвенно платили за кражу века посредством краха национальной валюты, общего роста цен и существенного ограничения доступа к финансам через удорожание кредитных ресурсов, то с этого года планируется, что мы будем платить напрямую как налогоплательщики. Ведь меморандум НБМ и министерства финансов, посредством которого будут активированы гарантии, выданные правительством путем выпуска новых ГЦБ в сумме 13,6 млрд леев, переносит эту сумму в счет государственного внутреннего долга и, соответственно, он будет возвращаться за счет налогов, уплаченных налогоплательщиками, то есть всеми нами», – заявил Станислав Мадан.
Ранее президент Национального банка Дорин Дрэгуцану подтвердил, что единственный вариант, придающий статус кредитам, предоставленным НБМ трем банкам, если они не смогут вернуть полученные суммы, является преобразование этих кредитов в публичный долг.
Аудиторский отчет выявил и другие любопытные детали. Так, в нем указано, что Государственная гарантия №807 была предоставлена 17 ноября 2014 года, то есть спустя четыре дня после принятия Постановления правительства №938 от 13 ноября 2014 года «Об обеспечении макроэкономической стабильности в контексте региональной конъюнктуры», которое было засекречено и опубликовано только через пять месяцев.
Совпадение или нет, но в тот же день, когда было подписано постановление правительства, 13 ноября 2014 года, был продан пакет в 38,2% акций Victoriabank фирме из Кипра.
Вместе с тем, начиная со второго дня и до 24 ноября 2014 года, четыре банка Молдовы (Victoriabank, Eurocreditbank, Moldindconbank и Moldova-Agroindbank) начали словно на заказ «качать» сотни миллионов леев в Banca de Economii, и за несколько дней сумма возросла со 193 млн леев до 2,26 млрд леев.
Отчет Kroll красноречиво свидетельствует о том, как прошла операция и каков был вклад четырех банков в исчезновение миллиарда. Больше всех этому способствовал Victoriabank, поместив в BEM около 1,8 млрд леев. Остальные три банка сделали меньшие взносы: Moldindconbank и Moldova-Agroindbank – почти по 150 млн леев, Eurocreditbank – только 20 млн леев.
Риск был минимальным, потому что уже существовало постановление правительства о выдаче гарантии и, соответственно, после введения специального управления банки получили бы свои деньги обратно из средств Нацбанка.
Следует отметить, что почти через пять месяцев аналогичное решение подписал премьер-министр Кирилл Габурич, сумма составила 5,34 млрд леев.
Бывший премьер-министр Юрий Лянкэ, который подписал первое постановление (также его подписали вице-премьер Андриан Канду, министр финансов Анатолий Арапу, министр юстиции Олег Ефрим), утверждает, что решение обязать Нацбанк предоставлять чрезвычайные кредиты банкам приняли совместно лидеры правящего альянса.
На вопрос, когда начнут обсуждать два варианта исправления ситуации – ликвидацию трех банков и их капитализацию, Юрий Лянкэ ответил, что в апреле 2015 года постоянно проводились дискуссии по поводу этих возможностей. Однако, чтобы хотя бы один из них был реализован, нужна была рекомендация иностранных экспертов и уполномоченных европейских институтов.
Расследование, проведенное Expert-Grup, отмечает, что правительство фактически выступило за кражу из Banca de Economii, в частности тем, что его представители в совете директоров не участвовали в заседании. По оценкам Expert-Grup, в 2013-2014 гг. представители министерства финансов и министерства экономики не участвовали в 119 заседаниях совета BEM.
О том, насколько трудным может оказаться возмещение денег, красноречиво свидетельствует случай Investprivatbank. Это банк, который остался без лицензии 19 июня 2009 года и спустя почти семь лет еще должен вернуть в государственный бюджет 362 млн леев.