Дмитрий Димчогло
«Многие процессы, протекающие в автономии, зеркально отражают несовершенство молдавской политической системы, в которой не было и до сих пор нет естественного отбора, а есть кумовство и нездоровое желание политиков поживиться за счет неинформированности и доверчивости своего народа», считает депутат Народного собрания Гагаузии Сергей Чимпоеш.
– Сергей Константинович, как преодолеть эту закоренелую проблему молдавского общества, составной частью которой является и Гагаузия?
– Сегодня всем ясно, что в молдавском обществе нет консолидации из-за того, что в РМ до сих пор нет хорошей национальной идеи, стратегии развития, которые сумели бы объединить всех людей нашей многонациональной страны. На мой взгляд, такая идея должна базироваться на принципе самосохранения и развития народа, этноса, а не паразитировать на удобных для многих молдавских политиков геополитических играх. Парадокс, но об этом говорят многие иностранные политики и эксперты, а наш молдавский политический «бомонд» до сих пор не может решиться на столь смелый гражданский шаг.
Вспомните первые годы независимости РМ – все старались защищать свои интересы. Молдаване – свою страну, гагаузы – свою самобытность, Левобережье – свою причастность к русскому миру. Хоть и разные, но у людей были свои идеалы, но не было общей объединительной идеи. Ладно, время было смутное, некогда было этим заниматься. Но прошли десятилетия, а воз ныне там!
Почему? Да потому, что многим нашим политикам выгодно сохранять такую напряженность в обществе и самим не только безбедно жить, но и здорово наживаться. Посмотрите на их непозволительную роскошь, и вы лично в этом убедитесь. И апофеозом такого непозволительно антисоциального правления страной стала миллиардная кража, поразившая весь цивилизованный мир! Самая бедная в Европе страна позволила обокрасть свой народ на миллиард долларов. А ведь в переводе на национальную валюту это составляет около 20 миллиардов леев! Этого было бы достаточно, чтобы субсидировать главную отрасль нашей страны – сельское хозяйство — в течение почти четверти века!
Теперь все мы будем долго вспоминать и отдуваться за произошедшее. И главное – виновных в краже века до сих пор нет, и сомневаюсь, что они будут названы. При такой политической системе народ не знает не только своих героев, но и воров! И все потому, что в основу молдавской политической системы заложена не здоровая национальная идея, а элементарный обман народа!
И первый этап на пути этого большого обмана – выборы. При существующей избирательной системе это технический обман, при котором массово используются разные грязные технологии, используются государственные административные ресурсы. В итоге молдавский парламент заполняет 101 депутат, или слуга народа. Но какого народа? Кто знает в лицо своего депутата, защитника его интересов? Да простая статистика показывает, что все они далеки от народа и в первую очередь обеспечивают интересы своей партии, личные.
Из 101 депутата 80 проживают в Кишиневе, а остальные пока пробивают себе теплые местечки в столице. И они будут думать о народе?! В Конституции РМ ясно прописано, что власть в стране принадлежит народу, а на самом деле политики в ней чувствуют себя князьками, обогащаясь за счет народа. Они никогда не думали и не думают о гражданах своей страны, поэтому необходимо менять избирательную систему, исключить из нее монополию партий, создать в политической системе здоровую конкуренцию.
– Вернемся к проблемам Гагаузии. Вы считаете, что политические процессы в автономии зеркально отражают реалии Молдовы, поэтому и происходит раскол в деятельности ветвей власти региона?
– Действительно, каждый должен работать в своей сфере и взаимодействовать во благо народа, а не тянуть на себя лишний кусок полномочий. Как и во всей стране, здесь необходимы неординарные подходы. В Молдове политика на первом месте, а бизнес — на втором, хотя должно быть наоборот, как во всем мире. Поэтому политики у нас «светятся» везде и всюду, а о хорошем бизнесмене, удачном предпринимателе мало что известно.
Как я говорил выше, необходим естественный отбор в политике, деловой сфере, везде. Пора избавиться от кумэтризма, нанашизма и прочих «измов», составляющих основу коррупции, о которой все говорят, но никто ничего не делает для ее искоренения.
В итоге в Молдове до сих пор нет по-настоящему среднего класса, составляющего основу любого экономически успешного государства. В этих условиях и поднимают голову доморощенные «олигархи», осадить которых в нормальной стране может даже простой налоговый инспектор! У нас попробуй – все кругом схвачено, а любая попытка изменить что-то упирается в «геополитическую» целесообразность! Так нашу маленькую страну никогда не вытянуть из политической бездны.
– Получается, Гагаузия стала своего рода заложницей всей этой молдавской политической вакханалии? Есть у автономии свой путь развития?
– Есть, конечно, но он, повторяюсь, тесно взаимосвязан с общим развитием Молдовы, только имеет свои особенности. Они заложены, как вы знаете, в Законе об особом правовом статусе Гагауз Ери, принятом в далеком 1994 году. Но пролетело более 20 лет, и за это время молдавская политическая система успешно старалась его как можно больше выхолостить, но только не применять на деле. В результате — частые стычки между властями Комрата и Кишинева, недопонимание того, как дальше развиваться региону, стране. А ведь если по-настоящему разделить полномочия и всячески помогать друг другу, и автономия, и вся Молдова уже давно нашли бы консенсус. Честно говоря, Гагаузией и ее проблемами чаще интересуются наши иностранные партнеры, чем родная отечественная власть.
– Под их давлением и было принято решение создать межпарламентскую рабочую группу, в которую вошли и вы. Она должна выработать рекомендации по приведению в соответствие с Законом об особом статусе Гагауз Ери все молдавское законодательство, закрепить конституционно его место в политической системе страны. Есть в этом направлении подвижки?
– Да, такая комиссия создана, и уже есть некоторые ее наработки. В июне мы предложим молдавским депутатам внести изменения в законы РМ. Например, в Закон об административных актах (о статусе Закона об особом правовом статусе Гагауз Ери), Закон о местных публичных управлениях, где предложим дать Гагаузии особый уровень. Ведь до сих пор, несмотря на наличие автономии, в РМ есть только два местных публичных уровня – район и село, а мы предлагаем дополнить их Гагаузией.
Мы требуем, чтобы без согласия Народного собрания Гагаузии (НСГ) не вносились изменения в главный закон автономии, учитывались ее интересы в реализации внутренней и внешней политики, пропорциональном распределении средств госбюджета, дорожного фонда, таможенных сборов, международной помощи и т. д.
Начало большой работы заложено, и осенью мы должны приступить к следующему этапу – разложить по полочкам полномочия Центра и Гагаузии. Нас часто спрашивают: вы, гагаузы, хотите выйти из состава РМ или федерализации страны? Но мы реалисты, и хотим жить в единой стране Молдове, а не призываем ее ликвидировать, как делают некоторые политические круги РМ. Просто мы хотим в автономии иметь право формировать свой бюджет, хотим быть услышанными в решении многих общих вопросов, от которых зависят благополучие в стране и регионе.
Поверьте, это не так много и не так страшно. По рассказам членов нашей межпарламентской группы, которая побывала в аналогичных автономиях Европы, таких как Южный Тироль (Италия), Уэльс (Англия) и Аландские острова (Финляндия), везде при обоюдном желании есть понимание гармоничного развития. Почему бы нам не стать в один ряд с ними. Мы ведь также стремимся в Европу.
Думаю, что со временем радикализм в Молдове сменится на здоровый прагматизм, и все проблемы будут успешно разрешены. Просто все лидеры нашей страны, включая руководителей автономии, должны быть политически подготовлены для объединения, а не разъединения людей и берегов. Тогда и настанет настоящая гармония в обществе, где каждый имеет не только права, но и обязанности, которых, кстати, должно быть больше, чем прав.