Положительные допинг-пробы российских спортсменов скрывали не только спортивные союзы, но и высшие чиновники РФ: фильм ARD обвиняет Виталия Мутко. Валентин Балахничев, экс-президент ВФЛА, видимо, стоял в центре коррупционной системы IAAF. Запад признает и свою часть вины: WADA получает денег "меньше, чем Шарапова", а накануне Сочи-2014 следовало дать ход "подтвержденной информации о планах применения допинга", пишут СМИ.
Как удалось выяснить журналистам немецкого телеканала ARD, факт применения допинга одним из футболистов ФК "Краснодар", возможно, был скрыт на самом высоком уровне: помощь мог оказать министр спорта РФ Виталий Мутко. Российские официальные лица эту информацию опровергают и называют обвинения, прозвучавшие в среду вечером на ARD, клеветой, пишет Die Zeit.
Обвинения в адрес министра основываются на электронной переписке между министерством спорта и московской антидопинговой лабораторией.
"Если все эти факты соответствуют действительности, то получается, что за систематическим сокрытием результатов допинг-проб стоят уже не только спортивные союзы, но и высокопоставленные чиновники", - говорит журналист ARD Хайо Зеппельт.
Авторы фильма обвиняют также советника министра спорта РФ Наталью Желанову, приводя текст письма экс-руководителя московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, где говорится, что Желанова постоянно вмешивалась в работу лаборатории. Кроме того, она обвиняется в передаче денег в IAAF с целью сокрытия положительных тестов.
В сюжете на ARD говорилось и о том, что тренер по спортивной ходьбе Виктор Чегин, получивший пожизненное отстранение от спорта из-за серии допинг-скандалов, продолжает тайно работать с российскими легкоатлетами.
Издание Le Monde освещает расследование, которое проводят французские судебные органы по подозрениям в коррупции в верхушке Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Оказалось, что Валентин Балахничев, бывший казначей IAAF, владел средствами в "налоговом убежище" на островах Сент-Китс и Невис.
"Есть подозрения, что Балахничев стоял в центре коррупционной системы, созданной в верхах IAAF, - говорится в статье. - Он отрицает, что за деньги скрывал случаи допинга, в чем его обвиняет марафонская бегунья Лилия Шобухова. Также он отрицает заявления Ламина Диака, бывшего президента IAAF". Сенегалец сообщил о договоренности с Балахничевым "замять случаи допинга у русских в обмен на финансирование Россией избирательных кампаний в Сенегале".
На счете Балахничева в банке CMB в Монако обнаружилась "кругленькая сумма в 1895374 евро, которая сейчас заморожена", сообщает корреспондент. Средства туда поступали со стороны фирмы New Mills Investments, имеющей адрес на островах Сент-Китс и Невис; "правами на компанию обладал не кто иной, как некий Валентин Балахничев".
Следователей заинтересовали и два денежных перевода, на 360 тыс. и 135 тыс. евро, переведенные Балахничевым на счет некоего Алексея Зуева с целью приобретения восьми испанских эскудо XVIII и XIX веков. На помощь Москвы в международном расследовании рассчитывать не приходится, сожалеет автор. Судьи ходатайствовали, в частности, о проведении обыска в квартире и в офисе Балахничева, но безрезультатно.
В ответ на запрос Le Monde Балахничев сообщил, что офшорная компания была создана по предложению банка, "все (ее) действия были легальны, и о них было сообщено российским властям".
На сегодняшний день более 300 спортсменов уличены в употреблении недавно запрещенного вещества, повышающего работоспособность, - мельдония. Скромный латвийский кардиопрепарат стал писком моды в российской спортивной системе, пишет редакция The Globe and Mail.
Самым известным "мошенником" оказалась звезда тенниса Мария Шарапова, и в среду Международная федерация тенниса наказала ее двухлетней дисквалификацией.
Доход Шараповой в 2015 году был равен всему бюджету WADA - Всемирного антидопингового агентства, не получающего достаточного финансирования, обращают внимание авторы.
"Неудивительно, что спортсменам, использующим допинг, было легко ускользать от уступающих им контролирующих органов, особенно в России: существуют свидетельства, что применение допинга в этой стране является бизнесом огромного масштаба, который поддерживает государство", - пишет издание, добавляя, что 17 июня управляющий орган легкой атлетики примет решение, должна ли быть отстранена от участия в Олимпиаде в Рио запятнавшая себя российская сборная.
Несколько месяцев российские спортивные чиновники заявляли, что обвинения в жульничестве с помощью допинга, предъявленные российским легкоатлетам-олимпийцам, - это политически мотивированная клевета, напоминает The Washington Post, но вдруг они "отказались от пламенной риторики, напоминающей о холодной войне, и выразили раскаяние". 15 мая министр спорта Виталий Мутко опубликовал в Sunday Times статью "Россия приносит свои извинения, она исправилась. Пожалуйста, допустите нас к соревнованиям в Рио".
Это совпало по времени с заключением контракта между российскими властями и американским пиар-агентством Burson-Marsteller. Оно "специализируется на защите репутации клиентов, подвергающихся широкой уничижительной критике, - например, табачной компании Philip Morris", сообщает корреспондент.
И вот теперь агентство Burson-Marsteller приглашает журналистов в пресс-тур по российским антидопинговым лабораториям, организует интервью со спортсменами и чиновниками антидопинговой службы, сообщает, когда сотрудница Минспорта будет отвечать на вопросы по "Твиттеру", и распространяет пресс-релиз российского правительства, в котором оно обещает новую просветительскую программу по вопросам допинга, призванную "реформировать отношение общества к допингу в России, говорится в статье.
Бывший топ-менеджер Barson-Marsteller Джин Грабовски говорит, что Россия явно прибегает к классической стратегии пиарщиков, применяемой в ответ на кризис: "Напортачил - сознайся и загладь вину".
"Однако этап "сознайся" со стороны России не включал в себя никаких подтверждений причастности правительства к допингу, о которой говорили бывший чиновник российской антидопинговой службы Виталий Степанов, бывшая российская бегунья топ-уровня Юлия Степанова и экс-директор российской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков", - пишет автор.
В понедельник, отвечая на вопросы в "Твиттере", сотрудница Минспорта Наталья Желанова оспорила утверждения, что правительство причастно к допингу.
В заключение автор статьи возвращается к репутации Burson-Marsteller.
"Когда зло нуждается в пиаре, оно звонит в Burson-Marsteller, используя "быстрый набор", - так заявила в 2012 году журналистка Рейчел Мэддоу, перечислив бывших клиентов фирмы. Грабовски заметил, что эта фраза - одновременно критика и рекламный слоган.
Скандал с применением допинга российскими спортсменами в Сочи-2014 можно было предотвратить. Согласно расследованию немецкой газеты Frankfurter Allgemeine, WADA и МОК располагали подтвержденной информацией о планах по применению допинга и явных упущениях московской антидопинговой лаборатории, но не предприняли никаких шагов. WADA не лишила аккредитации лабораторию в Москве и ее филиал в Сочи, которыми руководил Григорий Родченков.
Родченков недавно описал в газете The New York Times, как он проводил манипуляции с допинг-пробами на Сочинской олимпиаде при участии ФСБ. Еще за четыре недели до начала Игр он, как подчеркивает издание, проинформировал научного директора WADA Оливье Рэбина о "внешнем давлении" на его работу и о том, что он вынужден "делать определенные вещи".
Несмотря на это, лаборатория не была лишена аккредитации, так как имелось "однозначное желание" не делать этого, говорится в статье. Более того, WADA, получившая к тому моменту около 2 тыс. электронных писем от бывшего сотрудника РУСАДА Виталия Степанова, в которых говорилось о повсеместном применении допинга в российском спорте, накануне Олимпиады призвала МОК "принять соответствующие меры для того, чтобы антидопинговые лаборатории работали безукоризненно". Но и этого, по всей видимости, не произошло.