Чтобы помочь Республике Молдова интегрироваться в Европейский союз, Румыния должна выделять минимум 500 миллионов евро в год в течение, по крайней мере, десяти лет, считает бывший премьер-министр Ион Стурза.
Бизнесмен предлагает амбициозный проект по использованию этих денег. В то же время Ион Стурза утверждает, что молдавский лей должен быть «привязан» к румынскому лею, Национальный банк Румынии должен взять под опеку Национальный банк Молдовы, а сотни румынских экспертов – пересечь Прут.
Однако, по словам экс-премьера, для реализации подобного проекта требуется видение и мужество, которое отсутствует на обоих берегах Прута.
«На днях выдающийся политический аналитик из Бухареста с энтузиазмом перечислял «что делает» Румыния для Республики Молдова. Ремонтирует детские сады, распределяет гуманитарную помощь, летом – топливо, чтобы не замерзнуть зимой. И первый транш кредита в размере 150 миллионов евро уже в пути. Давайте будем честными: это что-то. Это значительно больше, чем «карандаш», на который рассчитывал Андрей Сангели. Только так же честно надо признать, что мы остаемся в парадигме «цветочных мостов», с большим пафосом и малым толком», - утверждает Ион Стурза.
«Чтобы Бессарабия была реально (ре)интегрирована в ЕС, нужен более амбициозный план! Следует ежегодно выделять как минимум 500 миллионов евро, по крайней мере, в течение десяти лет. Сочетание кредитов и грантов. 200 миллионов – для прямой поддержки бюджета: пенсий, заработных плат, социальной помощи. 300 миллионов – для развития внутренней инфраструктуры, дорог, энергетики, водоснабжения. Для Румынии это сравнительно небольшая сумма – 0,4% ВВП. Кроме того, национальные инфраструктурные компании за свой счет раз в два-три года должны создавать все взаимосвязи дорог, электроэнергии, газа... Молдавский лей должен быть «привязан» к румынскому лею, а НБР должен взять опекунство над НБМ. Одновременно с этим сотни румынских экспертов должны пересечь Прут. Рынок труда, финансы и ресурсы должны быть открыты для граждан. Я вам гарантирую, что за восемь-десять лет мы будем (ре)интегрированы в ЕС!», - продолжает экс-премьер.
«Мы предпочитаем борьбу с виртуальным миром геостратегии в надежде на то, что придет грант, кредит, «копейка», как говорят молдаване. Конечно, найдутся многие в Кишиневе, кто не желает продать «суверенитет», защищая свой маленький бизнес – Республику Молдова. В Бухаресте по-прежнему предпочтут «стабилизировать» тех, кто оскорблял Румынию в последние 15 лет, выдворял дипломатов, ругал Девеселу, осквернял национальные символы. Это в Бухаресте называется по-американски – «реальная политика», язык аналитики. В Кишиневе это просто бизнес, и ничего больше, братья!», - добавляет бизнесмен.
«Между тем, правительство в Кишиневе набирает долги со скоростью 800 миллионов леев в месяц. Бюджет на этот год запланирован с дефицитом в 4,2 млрд леев. В доходной части 3,8 млрд представляют внешние гранты (они придут?)! Таким образом, 20% бюджета не имеет покрытия от доходов! Внутренний долг в этом году удвоится. Что дальше? Потоп?», - заключает Ион Стурза.