|
|
|||||
Интересное
Михаил Гольд Этот багдадский еврей перехитрил самого Уинстона Черчилля и стал основателем современного Ирака, а затем шесть сроков подряд был министром финансов и обогатил казну страны, заставив British Petroleumплатить за нефть золотом. Иракцы поклялись хранить память о прозорливом министре-еврее вечно, но сегодня в Багдаде сносят дом Сассуна Эскеля. Его семья относилась к древнему богатому еврейскому роду Сассунов, которых иногда даже называли Ротшильдами Востока. Хахам Шломо Давид, отец Эскеля, как свидетельствует часть источников, в течение многих лет путешествовал по Индии, а затем осел в Багдаде и построил там синагогу. Там, в Османском Ираке, в 1860 году и родился Сассун Эскель. Он закончил в Багдаде еврейскую школу, а затем отправился продолжать учебу в Константинополь, где за ним присматривал дядя – Менахем Салех Даниэль, депутат от Багдада в первом парламенте Османской империи. Позже Эскель изучал экономику и право в Венской дипломатической академии. Он вернулся на родину блестяще образованным молодым человеком, свободно владеющим девятью языками, среди которых, кроме иврита и арабского, были турецкий, персидский, английский, французский, немецкий, греческий и латынь. И получил в Багдаде должность драгомана – официальный дипломатический пост переводчика-посредника в отношениях с другими странами. Ему был только 21 год. Дальше его карьера развивалась не менее стремительно: в 1885 году он становится секретарем по иностранным делам при генерал-губернаторе в Багдаде, в 1908 году – избирается депутатом парламента и будет им до конца Первой мировой войны и последовавшего за ней раздела Османской империи. По его результатам три провинции, составляющие современный Ирак, перешли под контроль Великобритании, что вызвало недовольство местного населения, и в 1921 году иракцы подняли антибританское восстание, на подавление которого ушло в два раза больше средств, чем планировалось потратить за год на управление этой территорией.
Эскель Сассун занимал тогда уже пост министра финансов во временном иракском правительстве и приехал на конференцию в Каир представлять интересы своей страны вместе с министром обороны Джафаром Пашой аль-Аскари и сыграл значительную роль в том, чтобы стороны достигли соглашения об избрании Фейсала I первым королем Ирака в новейшей истории страны. Вполне естественно, что после восшествия на трон король утвердил Эскеля на посту министра финансов, на котором он пробыл в общей сложности шесть сроков подряд. Уважение, выказываемое Эскелю, не знало границ: его именовали в Ираке не иначе как эффенди, а король Великобритании Георг V в 1923 году посвятил его в рыцари за помощь в урегулировании иракского кризиса.
Эскель фактически стал основателем национальной валюты – иракского динара, который был введен в обращение в 1931 году и заменил ходившие тогда в стране и турецкие лиры, и индийские рупии. Влияние Эскеля на парламент было не меньшим, чем на короля или финансовую систему страны, и он часто выступал арбитром по многим спорным вопросам, а также поддерживал связи с ведущими европейскими деятелями своего времени.
Однако потом времена изменились. После образования государства Израиль, которому Ирак тут же объявил войну, 90% иракских евреев были вынуждены бежать. Вывоз капиталов был запрещен, а над оставшимся еврейским имуществом установлен государственный контроль. Великолепный дом первого министра финансов Ирака на берегах Тигра был захвачен партией арабского социалистического возрождения БААС, к которой принадлежал Саддам Хуссейн. Та же судьба постигла и библиотеку сэра Эскеля – крупнейшую частную библиотеку в Ираке – она была конфискована в 1970-м. Годом ранее в стране раскрыли «сионистский заговор», и обвиненные в шпионаже в пользу Израиля были публично повешены на улицах Багдада. Сейчас в Ираке, где еще в начале 1940-х проживало до ста пятидесяти тысяч евреев, их осталось не более восьми человек.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|