21 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Майя Санду: «Плахотнюк не сможет никуда бежать, а Додон вырос внутри этого клана»
08.11.2016

Единый кандидат от антиолигархических сил Майя Санду борется во втором туре президентских выборов против пророссийского кандидата Игоря Додона без медиаресурсов и при минимальных финансовых затратах. Основанные на лжи и манипуляции нападки поступают не только со стороны медийных учреждений, контролируемых ее противником (который доминирует в подсознании левого электората), но и со стороны холдинга олигарха (с национальным покрытием и влиянием на различные сегменты электората). В интервью Report.md Майя Санду сказала, что рассчитывает в ходе этой кампании на интеллект людей, на их способность отличить правду ото лжи и их решимость помочь вывести страну из плена.
 
У вас была должность и хорошая зарплата в США, о чем многие могут только мечтать. Вы отказались от всего и вернулись домой, чтобы участвовать в том, что г-н Оазу Нантой называет «молдавским политическим болотом»... Почему?
 
Я вернулась на должность министра, решив заложить основы нового поколения. Правда, я не осознавала, насколько велико «молдавское политическое болото». После того, как мне кое-что удалось в министерстве просвещения, и я увидела, что люди осознают преимущества перемен, что они готовы включиться в масштабный процесс модернизации, я почувствовала обязанность создать с ними единый фронт и идти дальше - построить вместе новую политическую силу, чтобы доказать, что политика – это не обязательно «болото», что она может быть справедливой, прозрачной и законной. И мы демонстрировали до сих пор, что в Молдове можно делать другую политику.
 
Мы видели Вас достаточно нерешительной, чтобы войти в политику после того, как вы ушли из министерства. Что Вас убедило?

 
Открытость людей. Что они приняли меня и убедили в том, что мы одинаково видим реальность, заставило меня понять, что антинародные правящие партии опасны для нас. Когда активные граждане искали новых лидеров, которые должны прийти в политику, я задала себе вопрос: Что делать дальше? Сказать, что я сделала все, что могла, и отойти в сторону или все-таки вмешаться? Если бы я не вмешалась, то всю жизнь спрашивала бы себя, что бы случилось, если все же я сделала бы этот шаг? Не думаю, что я могла бы жить с этим вопросом без ответа. Нелегко было принять это решение, потому что все говорили, что политический проект потребляет огромные финансовые ресурсы. Вот, мы показали, что можно делать политику, можно сделать кампанию за небольшие деньги, которые поступают от людей, за чистые деньги – пожертвования от граждан Республики Молдова, у которых нет других интересов, кроме лучшей жизни. Мы финансировали эту кампанию из членских взносов и взносов людей, которых я не знаю. Люди приходят, делают пожертвования, их имя передается в реестр и мы этим спонсорам не обещаем никакого вознаграждения.
 
Вы построили избирательную кампанию на месседже антикоррупции, антиолигархии, и пообещали, что в ближайшее время после выборов отправите Влада Плахотнюка в тюрьму. Как вы могли бы это сделать при довольно ограниченных президентских полномочиях?
 
Я обещала, что буду много работать, чтобы освободить правовые институты, государственные институты из-под политического влияния и от коррумпированных людей, чтобы эти учреждения могли преследовать всех  виновных в коррупции, независимо от политической принадлежности или экономического влияния. Не президент отправляет кого-то в тюрьму. Назначение нового генерального прокурора – это первый экзамен для нового президента Республики Молдова. Если мы назначим независимого генерального прокурора, который не будет обязан одному или другому из тех, кто сегодня у власти или в оппозиции, который является хорошим профессионалом, который имеет мужество, чтобы начать эту борьбу против системы, это будет первым настоящим шагом на пути в направлении борьбы с коррупцией. Кроме того, президент назначает руководителя Национальной антикоррупционной комиссии, это другой государственный институт, который должен способствовать борьбе с коррупцией. Если будут серьезные расследования и будут наказаны те, кто накопил целые состояния на государственной должности и кто не в состоянии оправдать легальное происхождение этих состояний, то чиновники, государственные служащие поймут, что не смогут воровать так, как воровали до сих пор, что не могут брать взятки, потому что в какой-то момент будут раскрыты и наказаны. Они  будут согласны на свою заработную плату. Если кому-то не нравится зарплата, он может уйти с должности, но не нужно вступать на незаконный путь.
 
Президент будет участвовать в очищении судебной системы, потому что он назначает судей. Да, есть и Высший совет магистратуры, который будет создавать препятствия в дальнейшем, но с активным президентом, который публикует резюме тех, кто пытается стать судьями, ВСМ будет труднее продвигать на должность судьи людей с проблемами целостности.
 
Таким образом, рычаги есть. Не очень много, но достаточно, чтобы нанести удар по этой коррумпированной системе и заложить основу для некоторых действительно независимых учреждений.
 
У вас есть на примете имена для руководства двух структур – Генеральной прокуратуры и НАК?
 
Я верю в меритократию. Эти люди должны быть выбраны на конкурсной основе. Нужно воодушевить аудиторию, как можно больше людей, чтобы у нас было из кого выбирать. Если будут настаивать, как настаивают сейчас, и уже закрыли конкурс на должность генерального прокурора, то президент имеет право не назначать прокурора, выбранного ВСМ, если он не соответствует элементарным критериям порядочности и профессионализма.
 
Пока не внесены поправки в Конституцию, чтобы предоставить президенту право назначать генерального прокурора. Если не будут внесены изменения в Конституцию, следующий генеральный прокурор будет также назначен  председателем парламента, то есть фином г-на Плахотнюка. Вы больше не будете иметь этот рычаг. И тогда...
 
Правительство и парламент несколько раз сообщали партнерам по развитию, что выполнили условие, которое включено в дорожную карту по внедрению Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом – об утверждении нового Закона о прокуратуре. С момента сообщения о выполнении этого условия оно должно применяться, и если власть будет пытаться назначить генерального прокурора по старому закону, это означает, что власть лжет и должна быть наказана соответствующим образом партнерами по развитию. Я не думаю, что эта власть может позволить себе роскошь не получать внешнюю помощь. По крайней мере, я буду идти всеми возможными путями, чтобы этот новый закон был реализован.


 
Количество просмотров:
1170
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.