26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Третий Рим и проблема Вечного города
12.08.2000
Спросите у любого российского школьника: чем отличается президент Путин от президента Клинтона? И школьник, гордо выпятив грудь с воображаемым пионерским галстуком, пылающим на ней ярким пламенем, с готовностью оттарабанит: "Президент Клинтон скоро уйдет в отставку, а у президента Путина еще все впереди!"

Что правда, то правда. Гордый селезень не чета хромой утке. Но президент Путин так торопится, будто это его, а не Клинтона, президентский срок заканчивается в этом году. Количество его международных встреч неуклонно растет. И график настолько плотен, что теснит собою концепцию и неписаные правила хорошего тона. Например, на японский остров Окинава Путин отправился непосредственно после того, как возложил в столице Северной Кореи венок к памятнику воинов, погибших в борьбе с японским милитаризмом. Идея приручения Ким Чен Ира не слишком понравилась американскому президенту Клинтону. Он назвал ее всего лишь "интересной". Если в ноябре Клинтона сменит антироссийски настроенный младший Джордж Буш, возможно, он найдет для характеристики этой идеи куда более откровенные выражения.

Так что можно понять желание Кремля закрепить и приумножить свои внешнеполитические успехи. Случай представился как бы сам собой. Многодневные переговоры Эхуда Барака и Ясира Арафата в Кэмп-Дэвиде ни к чему не привели. Несмотря на то, что итогом их встречи стало намерение в самом скором времени возобновить контакты между лидером ООП и израильским премьером, Москва не собирается ждать и, похоже, решила предложить себя в качестве более эффективного посредника.

С тех пор как товарищ Сталин разочаровался в государстве Израиль в качестве очередного оплота мирового коммунизма, взаимоотношения России с еврейским государством не заладились. Роль основного "большого партнера" навсегда отошла к США. СССР последовательно поддерживал многочисленных противников Израиля – Ливию, Сирию, Ирак, Египет и палестинцев. Колоссальный вклад в дело укрепления дружбы между народами СССР и народами этих стран внес бывший директор Института мировой экономики, бывший член ЦК КПСС и бывший министр иностранных дел РФ Евгений Примаков. Однако к тому моменту, когда между лидерами Израиля и ООП начался активный переговорный процесс, уже не существовало ни СССР, ни ясно выраженной политики его правопреемницы России по вопросам ближневосточного урегулирования.

На сегодняшний день Россия рассматривается Соединенными Штатами как региональная, а вовсе не мировая держава. Стремление США диктовать свои условия даже на пространстве бывшего СССР оставляет России теоретическую возможность для ответного маневра. И, похоже, Россия посчитала нужным декларативно расширить зону своих геополитических и геостратегических интересов. И вновь вторгнуться в святая святых американской внешней политики – в разрешение конфликта между Израилем и Палестинской автономией.

Прошедшие недавно встречи Путина с премьер-министром Ирака и министром иностранных дел Ливии четко очертили направленность новой российской внешней политики. Однако вряд ли это может серьезно повлиять на мировой расклад сил, ибо из всех этих схем – и даже из схемы участия России в палестино-израильском противостоянии – изъята главная составляющая – борьба двух сверхдержав, двух систем, СССР и США. Вместо гонки вооружений – неравное разоружение и туманные перспективы противопоставить что-либо существенное новой американской системе ПРО. Вместо Варшавского договора – расширение НАТО на Восток и освобождение плацдарма для баз альянса, к примеру, в Грузии. Вместо монолитного советского государства – раздираемая противоречиями и внутренними конфликтами Россия, окруженная четырнадцатью квазигосударствами – бывшими союзными республиками.

Все это прекрасно понимает Ясир Арафат, собирающийся 13 сентября провозгласить независимое Палестинское государство. А Владимир Путин как президент России, помощи которого в переговорном процессе просит Арафат, может оказаться на стороне лидера ООП не один, а в компании с президентом ЮАР Нельсоном Манделой. Арафат уже посетил ЮАР и встретился с президентом этой страны, получив заверения в поддержке. Нельсон Мандела и ранее активно выступал за решение арабо-израильской проблемы путем объединения усилий.

Визит Арафата в ЮАР вполне можно считать знаковым событием. Хотя бы потому, что он произошел раньше его визита в Россию, сроки которого, к слову, еще даже не определены. Нельсон Мандела в качестве посредника смотрится очевидно выгоднее Владимира Путина. Во-первых, президент ЮАР имеет репутацию борца за права ущемленных народов, с той лишь разницей, что с приходом к власти ему не пришлось провозглашать самостоятельное государство. Кроме того, Мандела искусно поддерживает свой имидж страдальца и страстотерпца, заработанный им долгими годами тюремного заключения и борьбой с международным империализмом. Что же касается российского президента, то вопрос "Who is Mr Putin?", пользуясь калькированным с английского выражением бывшего министра иностранных дел РФ Андрея Козырева, "еще не отвечен".

Таким образом, Россия на переговорах о судьбе арабо-израильского противостояния может предъявить лишь прошлый советский имидж безоговорочного союзника ООП, врага государства Израиль и страны, в которой каких-нибудь пятнадцать лет назад международные телевизионные новости зачастую начинались с трогательных вопросов о том, как же поживает в заключении дорогой товарищ Нельсон Мандела.

А поскольку Эхуд Барак неоднократно намекал после Кэмп-Дэвида-2 на возможное возобновление вооруженного противостояния, возникает вопрос: нужно ли России поддерживать Ясира Арафата исключительно из желания укрепить советско-путинскую преемственность?


 
Количество просмотров:
261
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.