26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Столица во фраке с заплатами (Кишинев).
04.10.2000
Людмила Сичек

Статус столицы ко многому обязывает. Hадо быть и респектабельным, и манерным, и бойким. Удается ли это Кишиневу, вынужденному латать и перелицовывать свой старенький фрак? Об этом наш корреспондент беседует с вице-примаром Н.Ф.Бондарчуком

Корр.: - Николай Федорович, Вы, наверное, лучше всех знаете все о средствах, на которые живет наш столичный город. О доходах и расходах городского "кошелька" мне хотелось бы с вами поговорить.

Н.Б.: - Начну с банальной преамбулы. Любые намерения городских властей улучшить жизнь города должны быть обеспечены финансовыми возможностями...

Корр.: - Вот-вот. Поподробнее, пожалуйста, о возможностях.

Н.Б.: - Поэтому самым главным документом для города является решение муниципального совета о бюджете. Это та одежка, которая диктует нам, как протягивать ножки. Каждый год, расписывая по строчкам свои будущие траты, мы переживаем своеобразный момент истины: город задыхается от нехватки средств. В столичном хозяйстве накапливаются проблемы, уже перешедшие в стадию хронических недугов. И они множатся.

Корр.: - Связана ли нехватка средств с плохой собираемостью налогов?

Н.Б.: - Да что вы! Тут мы впереди планеты всей, в пределах республики, разумеется. К 1 сентября мы должны были собрать в бюджет 250,6 миллиона леев, а собрали на 36,4 миллиона больше. Но средств все-таки катастрофически не хватает!

Корр.: - Так в чем же дело ?

Н.Б.: - Скуден столичный "кошелек", изначально скуден. В прошлом году нам так и не удалось сформировать бюджет, который бы обеспечивал средства на минимальные потребности городского хозяйства. Подчеркиваю, на минимальные. Бюджет был утвержден в размере 369,72 миллиона леев. А его дефицит составил 352 миллиона.

Корр.: - Это значит, тот минимум, который просчитали муниципальные финансисты, приказано было урезать наполовину! А что же наш любимый Кишинев? Как он перебивается на таком пайке?

Н.Б.: - Вот именно что, перебивается. Ведь что надо иметь в виду. Более 70% нашего бюджета отдано на социальную сферу, чтобы хоть как-то поддерживать равновесие в обществе. И именно эти программы были подвержены наиболее радикальному обрезанию.

Корр.: - Что же кишиневцы вряд ли получат в этом году?

Н.Б.: - Было решение правительства, родившее большие надежды, о повышении зарплаты в бюджетных организациях на 50% . Необходимые для этого деньги - порядка 21,8 миллиона леев - в столичном бюджете не были предусмотрены. Но городские власти поднатужились и начали выплачивать эту надбавку учителям и медикам, главным адресатам этой акции.

Корр.: - Значит, вам все-таки удалось вывести из совсем бедственного состояния эту категорию сограждан. Ну, а когда мы болеем, на какую помощь можем надеяться?

Н.Б.: - Только на себя и на Бога. Оказание минимальной медицинской помощи, гарантированной государством, если вы это имеете в виду, также не было предусмотрено в бюджете. Нет у города 23 миллионов леев на эту программу!

Корр.: - О вы, золотые деньки советской бесплатной медицины, где вы ?

Н.Б.: - Должен раскрыть секрет полишинеля. Само понятие минимального гарантированного медицинского обслуживания у нас в стране до сих пор четко не определено. Сейчас минздрав в очередной раз делает попытку справиться с этой задачей, готовит свои предложения для правительства.

Корр.: - А на какие деньги существует городское здравоохранение и что на них может себе позволить?

Н.Б.: - На расходы столичной медицине, по самым скромным подсчетам, необходимо было выделить 115-119 миллионов леев. А мы смогли зарезервировать в бюджете лишь 59 миллионов. Понемногу еще добавляли в течение года. Еще один тоненький ручеек в казну городского здравоохранения - оказание платных услуг населению. Это 10 -14 миллионов леев. И все. Ну, что можно сделать на эти деньги? Только на зарплату их фактически и хватает. Ну, еще чуть-чуть, но очень мало, уходит на оплату энергоресурсов.

Корр.: - Зарплату все столичные бюджетники получают регулярно?

Н.Б.: - Стараемся. Задержка может составить от силы месяц. Хотя в дорожном хозяйстве людям у нас приходится ждать своего и по 3-4 месяца. Для сравнения, в республике многие районы задерживают зарплаты по году и более.

Корр.: - Не могу не спросить о том, о чем болит голова буквально у всех граждан страны, в том числе и кишиневцев. Как город справляется с оплатой энергоресурсов?

Н.Б.:- Это, вы правильно заметили, и для нас одна из самых болючих проблем, особенно в преддверии зимы. Практически, и она не была решена в бюджете-2000 г. Скрупулезно подсчитав все потребности школ, больниц, других учреждений города в электро- и теплоэнергии, в воде, мы надеялись, что эти минимальные потребности города будут удовлетворены. Однако и эта строка была сокращена более, чем наполовину. Чтобы оплатить эти услуги, нам не хватает 77-78 миллионов леев.

Корр.:- Огромная сумма! Как я понимаю, это еще один камень в ожерелье долговых обязательств города?

Н.Б.: - Скорее их можно сравнить с удавкой. Кредиторские задолженности столицы сегодня равняются 347 миллионам леев. Хотим мы - не хотим, но школы к новому учебному году готовим, ремонтные работы проводим, дороги латаем, тепло, воду, свет отпускаем. Вот и накопились долги, по размеру сопоставимые с годовым бюджетом. Город не может развиваться, нормально функционировать, не решая проблему долгов. Но на эту тему и сейчас, когда формируется новый бюджет, никто не хочет серьезно разговаривать.

Корр.: - Почему же так происходит? Или Кишинев разучился работать?

Н.Б.:- Кишинев и кишиневцы, может быть, и заслуживают этого упрека. Но по-настоящему наши надежды на более достойную жизнь остаются призрачными не по этой причине. По сути столица является самым мощным донором для всей страны. В прошлом году мы собрали в республиканский бюджет 1 миллиард 680 миллионов леев (включая все виды сборов, в т.ч. и таможенные пошлины, и акцизы). А на городские нужды нам тогда выделили 320 миллионов леев. В этом году мы планируем перечислить в государственную казну 1 миллиард 900 миллионов леев.

Корр.: - Много!

Н.Б.: - Очень. Но в городе по-прежнему остается менее 20% от собираемых нами средств. Я не знаю ни одну столицу мира, которая бы довольствовалась столь мизерным куском от выпекаемого ею пирога.

Корр.: - Государственные мужи ссылаются на то, что у столицы больше возможностей, чтобы заработать на небедную жизнь.

Н.Б.: - Это так. Но мы ведь говорим о минимальных потребностях города, которые должны быть обслужены. Мы практически свернули строительство, мы не можем увеличить людям зарплату. Образование, медицина, культура, социальное обеспечение в городе существуют в режиме хронического финансового голодания. А ведь на эту, приоритетную для нас сферу мы тратим, как я уже говорил, до 70% бюджета. Мы не можем оказывать действенную помощь малому бизнесу, очень хрупкому, поверьте, и уязвимому на стадии рождения, но который способен решать в дальнейшем огромное число городских проблем.

Корр.: - Когда же будет поставлен заслон этим унылым "не можем"?

Н.Б.: - На мой взгляд, и его разделяют мои коллеги по примерии, в республике действует старая концепция формирования бюджета. Когда не зависимо от того, как ты отработал, всех стараются оделить поровну. Великий советский принцип уравниловки в межрегиональном перераспределении средств по-прежнему главенствует и калечит жизнеспособные города и веси страны. Надо, безусловно надо выравнивать развитие всех регионов, но увеличивая эффективность их собственных хозяйств, в первую очередь.

Корр.:- Что же мы можем отнести в актив города как достижение?

Н.Б.: - Что он живет, трудится. По сравнению с прошлым годом, есть рост промышленного производства, увеличены розничный товарооборот и объем перевозки пассажиров. Вот, ко Дню города -14 октября - заканчиваем строительство дороги на Старую Почту и запустим по ней долгожданный троллейбус.

Корр: - И на этом спасибо.


 
Количество просмотров:
117
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.