26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Падение режима. Как это было (эксклюзив "PRESS-Обозрение")
12.10.2000
Наталья Синявская

Немного истории.

Президентский срок Слободана Милошевича должен истекать только в июне следующего года. Но зачем-то лидер Социалистической Партии Сербии (СПС) назначил досрочные президентские выборы. Здесь главной может быть версия: президент хотел показать оппозиции, что на его стороне – избиратели. Но после натовской бомбежки оппозиция – Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) во главе с Войцлавом Коштуницей – набирала все больше «оборотов». Сторонников оппозиции становилось все больше и больше. По всей видимости, видя угрозу своему рейтингу, Милошевич и назначил досрочные выборы. И зря.

Наблюдатели.

Сразу оговорюсь. В Югославию я отправилась в составе молдавской делегации в качестве наблюдателя на выборах. Это было удобно и с журналистских позиций: можно было много чего интересного увидеть и сделать массу хороших интервью (одно из них – с Жириновским – читайте в ближайших номерах «Пресс-Обозрения»). Всего же на выборы съехалось 210 наблюдателей из 54 стран мира. Из каких уголков планеты здесь только не было представителей: из Чили, Египта, Гвинеи, Кении, Чада, Лаоса и множества других доблестных сынов разных народов, которым не чужды чаяния славянского народа, проживающего на Балканах! Зато журналистам, местным и приезжим, было, что снимать. Многие наблюдатели появлялись на официальных приемах в национальной одежде (слава Богу, что молдавская делегация не догадалась ходить в кушмах). Особенно порадовал моих коллег индус. Он ходил в чем-то напоминающем пижаму громадного размера грязно-белого цвета и раздавал интервью направо и налево на «южном» английском. Наблюдатели из других стран отпускали ехидные шуточки по поводу словоохотливости индуса и сетовали на то, что из-за него постоянно задерживают выезды. А по мне, так этот индус – ничего мужик. Только в разные микрофоны говорил одно и тоже. Как заученный текст.

В молдавской делегации было 10 человек. Кроме водителя и журналистов – несколько членов соцпартии Молдовы, один депутат парламента от коммунистов и один – от «Ласточки». Журналисты попали в состав делегации благодаря местным политикам-социалистам Веронике Абрамчук и Валентину Крылову.

Самой многочисленной – аж 30 человек - была делегация России. Вернее, несколько делегаций плюс Жириновский с двумя молодыми людьми. Россияне – душевные люди. С чувством юмора, хорошим аппетитом и положительными эмоциями. Кстати, почти все наблюдатели были «за» Милошевича. В его победе никто и не сомневался. Тем более, что пребывание наблюдателей оплачивал бюджет, а значит, все шло по указанию правящей партии – СПС. Мы регулярно получали от них презенты. Нас разместили в шикарной гостинице, кормили «на убой», да еще и возили по стране с милицейским сопровождением.

Оппозиция.

С оппозицией я «познакомилась» в первый же вечер своего пребывания в Белграде. Как только мы разместились в гостинице, изучили содержание бара, нам предложили на выбор: митинг СПС или оппозиции. Соперники собирались в одно и тоже время. Мы разделились. Мне «досталась» оппозиция.

Это было 50-100 тысяч человек. Центральные улицы города были полны народа. Сцену установили перед зданием Скупщины, которое потом эта же оппозиция сожжет. Это теперь я понимаю, что была, пожалуй, одной из последней гражданок Молдовы, кто видел это прекрасное здание со львами целым. Несмотря на «море» народа, митинг прошел мирно. Руководство оппозиции привлекло на свою стороны известных актеров, певцов, ученых. Народ, пришедший на митинг, пел любимые песни вместе с исполнителями. Даже когда на несколько минут отключились колонки, песня продолжалась. Все были с плакатами, флажками. С трибуны выступали лидеры оппозиции и их сторонники. Под занавес митинга на сцену вышел Куштуница.

С пиаром у оппозиции дела обстояли куда лучше, чем у Милошевича, который, скорей всего, собрался «выехать» на своем авторитете. Единственный печальный факт: одна из оппозиционных газет выпустила некролог с портретом Милошевича в черной рамке. Называлось все это «готов же», то есть «умер». Потом надписи «готов же» были повсюду: на головных уборах, футболках, плакатах. Это стало лозунгом оппозиции.

Старые партийные традиции.

В это время Милошевич собрал сторонников СПС в спортивном комплексе «Арена». На грудь пришедшим водрузили маленький значок в виде сердца, которое при нажатии на кнопку красиво зажигалось. И флажки. Выступили ученые, артисты. Зал небольшой – всего на несколько тысяч. Милошевич явно не заботился о предвыборной агитации.

Черногория под микроскопом

В день выборов наблюдатели разделились: кто-то отправился на север Сербии, кто-то - на границу с Косово. Мне повезло: нас с Вероникой Абрамчук пригласили в Черногорию.

Если выборы в Сербии прошли нормально, без явных эксцессов, то Черногория в этом плане отличилась. Там выборы были на грани срыва. В Будве, прекрасном курортном городе на Адриатическом побережье, голосовали только самые смелые. Места, где обычно располагались избирательные участки, пустовали.

Практически на всех участках Черногории представители местных властей и органов правопорядка "пасли" голосовавших. Фотографировали, записывали фамилии. На предприятиях граждан предупредили, что они будут уволены, если пойдут на выборы. На некоторых участках не были опечатаны урны. В Будве беженцы из Косово, которые пришли голосовать, не обнаружили себя в списках избирателей. Вдоль дорог были установлены огромные щиты с призывом не голосовать. С экранов телевизоров и страниц газет (а здесь распространяются только местные издания) президент Черногории Мило Джуканович призывал бойкотировать выборы. Ему невыгоден у власти ни Милошевич, ни Коштуница. Мило жаждет отделения.

Пожалуй, самой жестокой трагедией после бомбардировок НАТО для Югославии может стать отделение Черногории. Этот красивейший регион лишит Сербию не только большой территории, но и выхода к морю, и курортов. Но, кажется, Джуканович настроен решительно, и Черногория живет сейчас своей, особой жизнью.

Подсчет голосов

Это как раз то, что было причиной «атаки» оппозиции. Всю ночь после выборов мы так и не узнали, кто сколько процентов набрал. Сведения поступали самые противоречивые. Оставалось ждать официальных данных от Центрального избирательного комитета.

Ждать пришлось долго. Только на третий день после выборов объявили, что Коштуница набрал больше голосов, чем Милошевич, но не "добрал" до 50-процентного барьера. Тогда назначили второй тур выборов на 8 октября.

Коштуница сразу объявил, что Милошевич украл у него 135 тысяч голосов косовцев. Правда, доказать это практически невозможно. Да и никаких официальных апелляций и протестов со стороны ДОС в избирком не поступало. Только слова. Правда, этих слов хватило для ежевечерних многотысячных митингов оппозиции в центре города. Нам удалось присутствовать при этих выражениях протеста.

Заговорили об отмене второго тура. Посыпались взаимные обвинения. Обстановка накалялась.

Кстати, наблюдатели, кроме попытки бойкота выборов в Черногории (там все-таки проголосовала почти половина населения), никаких нарушений не выявили. А по поводу Черногории высказали свое мнение в официальном заявлении.

Одно непонятно. Выборы проходили не только президентские, но и в местные парламенты, и в парламент Югославии. На местных победила оппозиция, в парламент Югославии - социалисты. Это означает, что руководить страной будет СПС. Формировать правительство будет СПС. Правящей партией останется СПС. А значит, и политика останется прежней. Статус президента в Югославии не столь значим. Просто Милошевич как кость в горле Запада, как символ, который обязательно нужно смести, убрать.

Министр иностранных дел Живодин Йованович, с которым нам удалось побеседовать в его резиденции, после выборов сказал: "С победой СПС состав правительства останется прежним. В Министерстве иностранных дел не произойдет никаких изменений. А значит, международная политика Югославии будет прежней".

Жаль, что нас там нет

Живут сербы хорошо. Они, пережившие войну, переживающие инфляцию и эмбарго, "скатившиеся" в зарплате с 1000 до 100 немецких марок, не потеряли достоинства, не ходят по миру с протянутой рукой. Да, они жалуются, что из некогда богатой страна за 10 лет раскола превратилась в бедствующее государство (чтоб мы так бедствовали). Но политика Югославии нацелена на защиту своих граждан. У них мизерная стоимость коммунальных услуг и электроэнергии (все вместе - около 5-6 долларов США). У них цены ниже, чем у нас. У них действует не на уровне обещаний, а реально социальная помощь. На их 100 марок можно жить так, как нам и не снилось. Хотя я их понимаю: между 1000 марок и сотней разница существенная. Многие жители Югославии уже не могут позволить себе дорогой автомобиль или поездку за границу. А ведь привыкли. Это предрешило выбор многих.

У сербов не принято бить себя кулаком в грудь, рассказывая, где, кто и как переживал время бомбежек. Белградцы собирались на площади и показывали в небо фигуру из трех пальцев, чтоб знали: они любят свои страну и не трусят перед агрессией. Сербы полны достоинства, благородства и мужества.

У них красивые, ухоженные, в цветах дома. И сами они - красивые, высокие люди, одетые со вкусом. Улицы чистые, будь то маленький поселок или крупный город. Больше всего поразила нас обыденная сцена. Шумный перекресток. Дорожный милиционер стоит на посту. Дети со школьными портфелями собираются переходить улицу. Милиционер подошел к ним, улыбаясь, перевел через дорогу и, как ни в чем не бывало, вернулся на свое место. Вы представляете такое у нас?!

«Бархатная революция»

Когда мы уезжали из Югославии, разворачивались события, напоминающие революцию. Было ясно, что оппозиция не допустит второго тура выборов, хотя победа Коштуницы была предрешена. И все-таки они пошли на «последний» бой. Как все знают из многочисленных сообщений СМИ, оппозиция штурмом взяла здание Скупщины, Милошевич «отрекся от власти» и уехал в неизвестность, а Коштуница стал президентом.

Эпилог

Несмотря на то, что смена власти в Югославии произошла насильственным путем, сербы всегда будут жить лучше, чем мы, здесь, на территории бывшего СССР. Народ там другой. Умеющий отстаивать позиции, бороться за свое будущее и работать. Поэтому мы, уезжая, бросили в Дунай монетки. Чтобы вернуться. В этот сказочный, оставшийся в памяти самой красивой страной Европы, мир.


 
Количество просмотров:
314
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.