|
|
|||||
Интервью
Интервью Президента Республики Молдова информационному агентству
"Молдпрес".
- Как Вы объясняете готовность господина Буша встречаться с президентом-коммунистом?
- Вопрос, скорее всего, не ко мне. Ведь до меня в Белом Доме уже побывал коммунист, глава КНР Цзянь Цземинь.
Я убежден, что визит объясняется прежде всего интересом к Республике Молдова, признанием наших усилий по выводу страны из кризиса, по стабилизации экономической и политической ситуации. Можно по-разному оценивать результаты нашей двухлетней работы, но, если отвлечься от эмоций и просто взглянуть на цифры, то они о многом говорят.
Экономический рост в 7 процентов, рост инвестиций в основной капитал на 30 процентов, повышение пенсий на 60 процентов в прошлом году и на 15 процентов в этом году. Мы ликвидировали угрозу обещанного Молдове экономического краха и благополучно миновали стадию технического дефолта.
Все это означает одно - в этой зоне Европы, между Западом и Востоком, возникла устойчивая тенденция к стабильности и нормальному развитию. Разве это не может вызвать интерес в Белом доме?
- Но оппозиция иначе оценивает достижения власти. Более того, пресса пишет, что Белый Дом потребует от Президента Воронина изменить курс реформ, вернуться в русло той политики, которая проводилась до 2001 года. - Что значит - вернуться? Снизить пенсии и зарплаты? Перестать их вообще выплачивать? Отключить электроэнергию и отопление в домах? Перестать газифицировать страну? Вновь разворовать машинно-технологические станции? Или может быть вернуть назад вложенные за последние 2 года инвестиции?
Я еще допускаю мысль о том, что этого может желать наша оппозиция, но категорически исключаю возможность, что этого может желать кто-то еще, кроме нее. Всем уже ясно, что как раз мы и проводим подлинные рыночные реформы. Мы заставляем работать то рыночное законодательство, которое было принято до нас, но оставалось отделенным от экономики и реальной жизни коррумпированными чиновниками. Мы сумели вернуть самим словам "рынок" и "реформа" конструктивный и прагматический смысл. Вспомните, еще два года назад они звучали как ругательство, как символ того, что несет беду и разорение.
С Президентом США, представителями Госдепартамента, в ходе других встреч мы будем говорить совсем на другие темы. В первую очередь они будут касаться расширения американо-молдавского экономического партнерства. Общая динамика наших отношений является хорошим фоном для обсуждения подобных вопросов. Только за последние девять месяцев товарооборот между нашими странами повысился на 73 процента, и это лишь начало.
- Известно, что одной из тем, которую вы будете обсуждать с господином Бушем, будет приднестровский вопрос. В чем вы видите роль США в решении этой проблемы?
- Я искренне благодарен правительству США за поддержку процесса объединения Молдовы. И хотя Соединенные Штаты не являются страной-посредником в решении приднестровской проблемы, именно США придали особую динамику и переговорному процессу, и процессу обсуждения правовых форм постконфликтного урегулирования в Молдове.
Я смело могу сказать, что наши взгляды на будущее государственности Молдовы довольно близки. Мы одинаково оцениваем сложности предстоящего объединения, те препятствия, которые необходимо преодолеть.
Ведь объединение - это не просто механическое действие. Это, в первую очередь, модернизация страны, основательное реформирование ее экономики, правового и политического поля. Это превращение Молдовы из очага региональной нестабильности в динамично развивающееся государство.
В США очень хорошо понимают, что пока в Молдове существуют две армии, две таможни, две валюты - в условиях, когда правительство Молдовы не контролирует 450 километров государственной границы, страна не может проводить последовательную политику. А потому мы очень рассчитываем на поддержку со стороны Соединенных Штатов в процессе формирования нового облика страны - страны единой, нейтральной и демилитаризованной, страны без межэтнических противоречий и социальных конфликтов.
- Не ожидаете ли вы некоторой ревности в связи с предстоящим визитом со стороны официальной России? Не будет ли это истолковано как уход от линии стратегического партнерства с Москвой?
- Мне иногда кажется, что Кишинев остался последним местом, где все еще продолжается холодная война. Важно раз и навсегда понять: мы дружим с Россией не против чьих-либо интересов, а за то, чтобы наши совместные интересы реализовались с наибольшей полнотой.
Сейчас быстрыми темпами развивается партнерство США и России. Нам просто немыслимо оставаться в стороне от этого сотрудничества. Вне всякого сомнения, партнерство России и США многократно усиливает возможности нашей маленькой страны. И в гораздо большей мере гарантирует и нашу безопасность, и суверенитет, чем русофобские или антиамериканские заявления многих наших политиков.
Кстати, вчера вечером, во время телефонного разговора с Президентом Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин попросил лично передать большой привет и наилучшие пожелания Президенту США, и я с удовольствием выполню его просьбу.
Большое спасибо за интервью. Успешного Вам визита.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|