26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Кто будет третьим президентом Молдовы? (Часть 2)
18.10.2000
(Политический комментарий агентства "ИНФОТАГ")

Часть 2. Приведут ли президентские выборы к досрочным парламентским?

Между тем, времени для того, чтобы найти этого кандидата осталось совсем немного. Можно предположить, что парламент с трудом уложится в оговоренные законом сроки назначения и проведения выборов. Согласно положениям законодательства, выборы должны быть назначены за 45 дней до даты их проведения, то есть - во второй половине октября.

Если президент воспользуется отведенными двумя неделями для промульгации принятого во второй раз закона, то он сделает это только в начале ноября. То есть, парламент вынужден будет назначить дату выборов и начать кампанию выдвижения кандидатур немедленно, опаздывая на несколько дней от установленных сроков. Тем более, времени для поисков нужного независимого кандидата и проведения консультаций останется в обрез.

Потому процесс этот уже фактически начался. В кулуарах парламента нет-нет, да и промелькнет фамилия потенциального "отца нации" - уважаемого президента, который в благодарность избравшим его депутатам не будет претендовать на роль настоящего руководителя государства и ограничится представительскими функциями.

Среди таких кандидатов упоминались фамилия председателя Конституционного Суда Павла Барбалата, ректора Независимого Международного Университета Молдовы (ULIM) Андрея Галбена, представителя Молдовы в Европейском Суде по правам человека Тудора Панцыру. Правда, кандидатура последнего отпала сама собой после того как его сын, адвокат Раду Панцыру отстоял права Клуба выпускников ВУЗов Румынии и Запада (CAIRO), став одним из инициаторов "скандала CAIRO", который чуть было не привел к парламентскому кризису.

Пока дальше заявлений о целесообразности поиска независимых кандидатов на пост президента дело не идет, так как это достаточно сложный процесс. При нынешних разногласиях между фракциями поддержка какого-либо кандидата со стороны той или иной группы депутатов автоматически будет рассматриваться как принадлежность его к данной политической группировке.

Кроме того, у депутатов могут взыграть амбиции. Не нужно быть специалистом в области конституционного права, чтобы убедиться в том, что конституционная реформа была осуществлена в целях концентрации власти в руках парламента и представленных в нем политических партий. У парламентских лидеров могут взыграть эмоции по принципу - "За что боролись - чтобы отдать власть непонятно кому?!"

Это может привести к тому, что парламентские партии попытаются по одному из многочисленных алгоритмических сценариев распределить руководящие должности в стране: избрать президента, председателя парламента, отправить в отставку правительство и сформировать новое. Это достаточно сложная и длительная процедура, но возможная.

При таком варианте будет достаточно сложно договориться. И опять же возможны как минимум два сценария. В первом случае, под угрозой досрочных выборов, цепляясь за спасительную соломинку, парламент изберет президента во втором туре повторных выборов. "Подспорьем" и приманкой депутатам голосовать "как надо" могут послужить до сих пор предусмотрительно нераспределенные квартиры в элитном доме в центре Кишинева, хорошая депутатская зарплата и другие льготы. Большая часть нынешних депутатов может после выборов навсегда лишиться этих привилегий и потому не хотела бы приближать дату выборов.

Во втором случае, досрочные выборы станут неизбежными. Если парламент не сможет избрать президента, то это будет означать, что все партии сознательно идут на парламентские выборы и поручают это важное дело будущим депутатам.

Подспудно все парламентские фракции к выборам готовятся давно. Депутаты поняли, что такое возможно еще год назад, когда только в последний момент создалась непредсказуемая сиюминутная коалиция крайне левых и крайне правых, сформировавшая правительство Думитру Брагиша.

Досрочные выборы возможны также в случае отставки правительства, слухи о которой также давно ходят в коридорах власти. Но в условиях изменившейся Конституции не совсем понятно - вправе ли президент распускать парламент накануне президентских выборов. До изменения Конституции он не мог этого делать в последние шесть месяцев своего мандата. Кроме того, отставка правительства сейчас еще не означает досрочные выборы. Депутаты могут в пику президенту голосовать за любого премьера, которого он предложит - чтобы сразу после выборов президента отправить главу кабинета министров в отставку и возложить на него всю ответственность.

Тем не менее, имеющая сейчас большинство в парламенте Партия коммунистов заявила о готовности к выборам. Аналогичные заявления делал и лидер Демократической партии Думитру Дьяков и лидер Демконвенции Мирча Снегур. Более осторожен в этом смысле лидер Христианско-демократической Народной партии Юрие Рошка, у которого немного шансов увеличить количество своих мандатов.

Сдержанно относится к идее досрочных выборов лидер Партии демократических сил Валериу Матей, который после увеличения избирательного порога до шести процентов больше рассчитывает не на собственные силы, а на широкий право-центристский альянс. Отсюда и его недавняя инициатива о создании антикоммунистической коалиции.

Парламентские партии понимают, что сейчас наиболее благоприятная для них ситуация в плане проведения выборов. Участникам бывшего Альянса за демократию и реформы можно посетовать на отставку реформаторского правительства Стурзы, которому не дали работать, можно винить коммунистов, сформировавшим новое правительство.

Коммунисты могут винить всех реформаторов, которые на протяжении почти трех лет держали в оппозиции 40 депутатов-коммунистов и не давали им должности в кабинете министров. Кроме того, их электорат сейчас наиболее активен, что доказал и недавний выход пенсионеров на акцию протеста. Владимир Воронин не случайно выступил на этом митинге - он знает, что это его избиратели, которых через полтора года станет меньше.

В конце концов, всем парламентским партиям сейчас можно сваливать вину за ситуацию в стране на президента Петру Лучински, который пошел на конфронтацию с парламентом, а не на сотрудничество на благо интересов народа.

Все эти аргументы через полтора года померкнут. Избиратели забудут про правление Лучински, Стурзы и Брагиша. Они будут знать, что страной управляет парламент, вся ответственность за ситуацию в стране лежит на нем, избранном им президенте и сформированном им правительстве.

Рассчитывать на улучшение ситуации в обозримом будущем не приходится. А это значит, что путь в парламент откроется непарламентским партиям. В 2002 году может повториться ситуация 1998 года, когда Аграрно-демократическая партия и Социалистическая партия опустились от, соответственно, 56 и 28 мандатов до нуля.

Могут появиться и новые партии, у которых еще есть время для того, чтобы набрать очки. Благо Конституционный Суд отменил принятое парламентом ограничение о необходимости двухлетнего стажа для партий, желающих участвовать в выборах. Уже ходят слухи о том, что одну из таких партий может возглавить Петру Лучински, который и обратился с соответствующим запросом в Конституционный Суд.

Парламент все это понимает и досрочные выборы вовсе не исключает. Депутатам не хотелось идти на это в условиях, когда действующим президентом остается Петру Лучински. Ибо в этом случае он, так или иначе, будет влиять на избирательный процесс.

А проведение выборов после 15 января, когда истекает срок его полномочий - вполне возможно. В той или иной степени, это устраивает всех. Во всяком случае, этого не очень опасаются депутаты, которые не будут стремиться выбрать президента любой ценой. У них сохранится надежда, что если не смогут сделать это до нового года, то непременно вернуться в парламент и выберут его после досрочных парламентских выборов.


 
Количество просмотров:
438
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.