|
|
|||||
На устах
В четверг, 20 марта, исполнилось шесть месяцев Кармадону. Полгода
назад в Северной Осетии сошел ледник, похоронивший под собой более ста
двадцати человек. Семнадцать нашли, сто десять - нет. С тех пор прошли
осень и зима, власти два раза объявляли пропавших погибшими, но кошмар
ледника не кончается. Не верящие в гибель близких люди все так же
долбят лед...
Власти Осетии решили не перечить обезумевшим от горя. А мы хотим выяснить: на какие деньги полгода «спасают» давно погибших людей? Откуда деньги?
Бытует мнение, что работы на тоннеле ведет МЧС - на деньги правительства РФ. Это неправда. Министерство занималось поисками, пока был шанс найти живых (неделю). Далее, когда родственники пропавших придумали сказку о тоннеле (якобы машины зашли туда в момент схода, внутри образовалась воздушная пробка, в машинах оказалась еда), решение о начале работ принимало правительство Осетии. Впрочем, был ли у него выбор? Откажись власти участвовать в безнадежном деле - родственники принялись бы долбить лед киркой. На Кавказе так не принято. Ответственным был назначен министр местного МЧС Борис Дзгоев, работы начались в начале октября. Сколько бюджетных денег утекло с тех пор в эту дыру - Господь только ведает. Миллионы рублей
Точную сумму расходов на Кармадон я пыталась узнать дважды. Первый раз, когда была в ущелье в командировке. «Кошмар! - кричал Дзгоев, вороша кипы заявок. - Бензина - несколько тонн в день! Дизтоплива! Мяса - по пятьдесят кило, масло, специи, туалетная бумага... Что смеешься - они у меня едят, как в ресторане!..» Я запомнила суммы: двести семнадцать тысяч рублей, пятьдесят тысяч, и таких бумажек было много... Поостыв, Борис Азамат-Чериевич отказался назвать сумму, которую «съели» «кармадонцы». И, выяснилось, был прав: даже то малое, что он успел сказать, родственники погибших восприняли как оскорбление (того, что, оплачивая их прихоть, правительство оказывает им одолжение, родственники не понимают: считают, что деньги давать им обязаны). ...Вот и теперь, наученный горьким опытом, говорить о деньгах министр отказался.
- Трудно сказать... Не считал...
- Ну все-таки? Сотни тысяч? Рубли, доллары?
- Какие сотни тысяч... Миллионы... Рублей...
По нашим данным, только правительство Москвы выделило на работы в Кармадоне 50 миллионов рублей.
Миллионы долларов
Посчитаем сами.
Сто человек родственников, из них человек тринадцать - питерцы и москвичи, остальные - местные. Питерцы-москвичи полгода живут в гостинице и, скорее всего, платят за нее не сами (шестьсот рублей ежедневно - почти для любого непосильно). Каждое утро к гостинице подают «Газель», она везет родственников в ущелье (бензин, зарплата водителю). Четыре разбитые на склоне палатки (принадлежат МЧС, потому бесплатно). Продукты, дрова. Хроника собственно операции: сперва тоннель искали с помощью взрывов. Работали солдатики МЧС (бесплатно).
Потом проходка ледника вертикальным шурфом.
Потом бульдозерами разровняли на льду площадку, загнали туда буровые и на двадцатой скважине нашли тоннель. Теперь долбят шахту пошире, чтобы внутрь пролез водолаз... Не знаю, как у вас, а у меня получилось 160 млн. 884 тыс. 880 рублей, или пять с лишним миллионов долларов. Бесплатно
Реальную сумму узнать сложно: Осетия республика небогатая и старается не давать «кармадонцам» живые деньги - использует административный ресурс. К примеру, шефом работ на шурфе был Садонский горно-обогатительный комбинат. Он выделял технику и шахтеров - по указу правительства Осетии. Оба работающих на леднике бульдозера - собственность «Севосетинавтодора»... - Заставляю, - говорит Дзгоев, - кое-кого работать бесплатно. Если платить, это колоссальные суммы!..
В итоге главное, на что тратится МЧС, - горючее.
Обратная сторона медали: работать бесплатно неохота никому, и направленные правительством саперы-шахтеры-рабочие регулярно с ледника испаряются. Родственники
Лепту в раскопки вносят и родственники.
- Вот наш министр сельского хозяйства... Пропал у него там родственник... Взял что-то от себя привез... Еще богатенький - директор спиртзавода: купил продуктов, в машину загрузил... Сами родственники свое участие описывают ГОРАЗДО шире. Послушать их - они и договариваются о бульдозерах... Разгадка: Осетия очень мала, практически все ее жители - родственники. В итоге сто человек копают, а деньги на это дает вся республика. Точно знаю: часть зарплаты отдают даже те осетины, которые настроены резко против раскопок. Дешевле дать, чем стать проклятием рода... Значительные суммы выделяют и московские-питерские родственники. Владимир Трифонов (брат помощника режиссера съемочной группы) на свои деньги покупал геодезические приборы. Естественно, не обошлось в Кармадоне и без бандитов. Бородатый мужичонка по кличке Кот ходит на леднике хозяином; в тоннеле он ищет друга. Без согласия Кота нельзя даже говорить с родственниками. Мне он разорвал блокнот. Сотрудники милиции и МЧС ухмылялись и выполняли указания «хозяина»... Осетинские бандиты - это «левая» водка. Значит, и на эти деньги копают Кармадон... БиЮДоколе?
В декабре, когда мы опубликовали репортаж о творящемся в ущелье безумии, на редакцию свалился вал писем. Читатели склонились к тому, что поиски живых - обязанность государства, поиски тел - личное дело родственников... Личные дела принято решать за личный счет.
Комментарий специалиста: Все это дилетантизм!
Опытный геолог и горнопроходчик Александр Л. (фамилия есть в редакции, но наш эксперт просил ее не называть): - Постоянно слежу за происходящим на леднике. Все, что там делается, - дилетантизм! Единственный шанс «достать» тоннель - бурить скважины: не надо было тратить время на взрывы и шурф. А сколько государственных денег потрачено зря!.. Не осушают море ради тел утонувших моряков
Полгода - слишком долго для горя, каким бы глубоким оно ни было. И даже особенностями поведения коллективов эту ненормально затянувшуюся историю не объяснить. Закрадывается подозрение, что атмосфера коллективного безумия кем-то подогревается. Кому это может быть нужно. Во-первых, местным чиновникам. Северная Осетия бедна, тут каждому рублю рады. Работы в Кармадоне - благовидный и даже благородный предлог для привлечения денег со стороны. А там, где появляются деньги, возникают возможности для их нецелевого использования. Вторая категория, которая может быть заинтересована в продолжении работ, - местная оргпреступность. Раскопки ледника - идеальный способ отмывания денег: благотворительные взносы делаются наличными, их источником никто интересоваться не будет. ...Поставить бы в Кармадоне памятник погибшим и повернуться бы лицом к живым. Ведь не вычерпывают моря ради поиска тел утонувших моряков.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|