25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Технологии
Генная кладовая Эстонии
21.06.2000
В чем заключается суть этого проекта? В настоящее время уже известно достаточно много генов, связанных с той или иной болезнью человека. Однако остаются неизвестными гены, ответственные за самые распространенные болезни, такие, как сердечно-сосудистые заболевания, астма, ревматизм, шизофрения, диабет. Для того чтобы их выявить, требуется проведение крупномасштабных исследований по детальной структуре генома. Путем сравнения большого количества геномов самых разных людей определяются одинаковые их участки - именно они и являются причиной болезни.

Эстонский проект ”Geenivaramu” состоит из двух частей. В нем предлагается:

1.Составить генный банк данных примерно 1 млн жителей Эстонии (ожидается, что русских среди них будет приблизительно 300 тысяч);

2.Соотнести данные каждого конкретного человека, участвующего в проекте, с его историей болезни (с этой целью для получения достоверной картины будет использована специальная методика опроса пациентов).

Участие жителей Эстонии в данном проекте - сугубо добровольное: свое согласие каждый человек должен будет оформить официально, в письменном виде. Проект рассчитан на пять лет, его разработкой занималось около 50 человек, среди которых были специалисты по биоинформатике и молекулярной биологии, врачи, математики, юристы. В рамках данного проекта работает также группа по связям с общественностью, поскольку считается, что на первом этапе самое главное - дать людям полную и правдивую информацию о запускаемом в Эстонии глобальном проекте ”Geenivaramu”. Его реализация вызывает целый ряд вопросов, на которые, по просьбе редакции, согласился ответить руководитель проекта, профессор биотехнологий ТУ, доктор медицинских и философских наук Андрес Метспалу.

Гарантии конфиденциальности

- Прежде чем дать согласие на участие в данном проекте, каждый человек должен быть уверен, что предоставленная им информация (в частности, история болезни, которая составляет врачебную тайну) будет надежно защищена, что никто не сможет использовать ее ему во вред. Каким образом будет обеспечена эта защита?

- Такую защиту обеспечит специальный закон, проект которого нами был представлен в Министерство социального обеспечения. Мы надеемся, что уже на следующей неделе он будет рассмотрен в правительстве Эстонии. Этот закон будет точно регулировать права каждого из участников проекта и обеспечит неприкосновенность предоставляемой им информации. В нем предусмотрена даже ситуация, когда человек дает письменное согласие на участие в проекте, а потом передумывает. Отказаться и получить свои данные обратно можно в любой момент реализации проекта. Все данные, естественно, анонимны, очень тщательно отработан вопрос декодирования. Каждый человек, участвующий в проекте, имеет право получить полную информацию, только касающуюся себя лично и своих несовершеннолетних детей.

- А если эти дети - приемные, и от них это тщательно скрывают? Возможно ли будет сохранить конфиденциальность этой информации?

- В этом случае, действительно, возникает много нюансов. Известно, что в разных странах от 5 до 15% детей живут в семьях, где кто-то из родителей не является биологическим для ребенка (преимущественно это касается отца ребенка). Мы, естественно, будем сохранять тайну усыновления (удочерения) и никому не предоставим генетические данные такого родителя, даже самому ребенку, чтобы его не травмировать.

- Почему вы уверены, что в Эстонии наберется такое количество (до 1 млн человек!) желающих участвовать в проекте ”Geenivaramu”?

- В прошлом году мы провели небольшое исследование в поликлиниках Тарту: всем пациентам в течение месяца предлагалось заполнить анкету на согласие участвовать в проекте составления генного банка данных, врачи объясняли им, что это значит. Так вот, 90% всех пациентов сдали для этой цели свою кровь. Мы полагаем, что при таком показателе заинтересованных в Тарту нам удастся по всей Эстонии набрать среди всех пациентов (исключая детей, стариков и тех, кто не имеет вида на жительство) 70-75% желающих принять участие в нашем проекте. Они и составят приблизительно 1 млн человек.

Область применения

- Грандиозность масштаба проекта в маленькой Эстонии может навести на мысль, что будет проведен научный эксперимент над населением целой страны. А какую пользу он принесет каждому из его участников?

- Экспериментом является только первая часть этого проекта - исследование и обнаружение генов, ответственных за болезни. Вторая его часть - использование этой информации в системе здравоохранения представляет собой обычную плановую лечебную работу. Обладать своей генной базой данных весьма полезно, поскольку с генами связаны не только болезни, но и воздействие лекарств, значит, он позволит определить оптимальное лекарство и его дозу для каждого конкретного человека. Насколько это важно, можно судить, например, по статистике США, согласно которой более 100 000 человек ежегодно умирает от неправильного применения лекарственных препаратов.

- А какую роль знание своего генного банка данных может сыграть в профилактике болезней?

- Мы планируем в будущем определять степень риска того или иного заболевания, например, для новорожденных. Собранная генная информация по родителям позволит сразу после родов (и даже на внутриутробной стадии) довольно точно определить, какой болезни будет подвергнут ребенок. Зная об этом, можно будет предпринимать необходимые меры: поменять место жительства, соблюдать соответствующую диету, принимать рекомендуемые лекарства и т.д. Тем самым (даже если не удастся избавиться от болезни) можно будет не на один десяток лет отдалить ее проявления.

- А как вы отнесетесь к тому, что женщина, зная о предрасположенности в ее роду к серьезному заболеванию по определенному гену, прежде чем рожать ребенка, захочет прибегнуть к методам генной инженерии и уничтожить этот ген?

- В рамках проекта ”Geenivaramu” не предусмотрено прибегать к методикам генной инженерии или генной терапии. Менять в генной структуре мы ничего не будем, мы только ставим диагноз, а предпринимать какие-то меры будет уже сам пациент совместно с лечащим врачом. Тем более, что предрасположенность в роду к той или иной болезни вовсе не означает, что ею автоматически заболеют все его представители. Что же касается методик, о которых идет речь, то они требуют серьезных исследований и огромных капиталовложений.

Финансирование проекта

- Каких средств потребует реализация вашего проекта и откуда вы намерены их получить?

- Чтобы выполнить проект в полном объеме в течение пяти лет, потребуется 100 млн американских долларов. Две трети этой суммы мы намерены получить из-за рубежа и приблизительно 30% составят государственные вложения совместно с инвестициями эстонского частного капитала. Государство выделит деньги на внедрение специального закона и создание комитета по этике, чтобы исключить всяческие сомнения в их правовой состоятельности. Кроме того, мы полагаем, что со стороны государства будет оказана поддержка врачам, участвующим в нашем проекте. Эти затраты довольно быстро окупят себя сполна, поскольку в распоряжении государства окажется банк данных болезней в Эстонии, который по значимости можно приравнять к инвентаризации всего здравоохранения в стране. На государственном уровне было заявлено, что если с помощью нашего проекта удастся сократить хотя на 10% сумму в 5 млрд ЕЕК, предназначенную на медицинское обслуживание следующего года, то внедрение проекта полностью себя оправдает. Эти проценты мы получим уже потому, что сможем каждому врачу предоставить полный банк данных о болезнях каждого пациента и эффективных медицинских препаратов их лечения.

- И все-таки основные инвестиции поступят из-за рубежа. Из каких западных стран и на каких условиях будет финансироваться проект ”Geenivaramu”?

- Думаю, финансировать проект будут инвесторы из США, представители которых уже приезжали в Эстонию, где ознакомились с работой врачей и уровнем оснащения наших больничных заведений в городе и на селе, провели встречи с премьер-министром и министром здравоохранения Эстонии. Рассчитывать на развитые европейские страны особенно не приходится, поскольку в них (в отличие от США) до сих пор предпочитают вкладывать деньги не в новейшие технологии, а в строительство роскошных домов или покупку яхт. Понятно, что вложенные в проект деньги инвесторы намерены себе вернуть. Согласно заключенному с государством договором, они получат часть информации, полученной в рамках проекта. Речь идет, конечно, не о ДНК или фамилиях участников, а о результатах проведенного анализа и выявления закономерностей по той или иной болезни. Положим, фармакологическая фирма, специализирующаяся на лекарственных препаратах по диабету, получит обработанные данные именно по этой болезни.

- А почему бы развитым западным странам не провести такие исследования непосредственно у себя в стране?

- Деньги для таких исследований в таких странах, как США, Англия или Германия, конечно, найти не составит проблемы, а вот найти достаточное количество людей, согласных принять участие в такого рода проектах, будет довольно трудно. Во-первых, потому, что на Западе после многочисленных скандалов (в частности, с английскими врачами, помогающими пациентам уйти из жизни) очень сильно подорвано доверие к врачам. А во-вторых, жители развитых западных стран в значительно большей степени индивидуалисты, чем наши граждане, которые еще сохранили веру в важную роль государства. Представляется реальным убедить их в том, что такой широкомасштабный проект, как ”Geenivaramu”, будет полезен и для страны, и для каждого проживающего в ней человека.

Отличительные черты

- Известно, что аналогичный проект задействован также в Исландии. Чем он отличается от эстонского проекта?

- Действительно, в Исландии уже внедряется проект по составлению генного банка данных, там уже принят соответствующий правоохранительный закон. Эстонский проект имеет три принципиальных отличия от исландского. Во-первых, по нашему проекту каждый человек должен письменно подтвердить свое согласие участвовать в проекте. Согласно же исландскому проекту, в нем примут участие все жители страны за исключением тех, кто письменно известит главного хирурга о своем отказе. Такой подход в Европе и США был признан недемократичным. Второе отличие заключается в том, что исландский проект ориентирован не на отдельного человека, а на семьи, в нем рассматриваются только гены, обладающие очевидным эффектом воздействия. Применяемая при исследованиях в Исландии сетка состоит из очень крупных ячеек (для сравнения можно сказать, что они используют всего 800 маркеров, в то время, как мы планируем 100 000), что значительно снижает результативность исландского проекта. И, наконец, самое главное отличие: в Исландии право на использование всей полученной в ходе реализации проекта информации в течение 12 лет получила одна частная фирма - у нас такой вариант никогда бы не прошел. В Эстонии по закону результатами исследований будет распоряжаться специальный фонд, который будет организован государственными структурами совместно с Генным центром, который инициировал этот проект. Таким образом, можно быть уверенным, что результаты исследований не выйдут из-под контроля государства.

- Есть ли еще страны, в которых готовы провести широкомасштабный эксперимент по созданию генного банка данных?

- Сейчас идут дискуссии по этому вопросу в Швеции, Франции и Италии. Полагаю, что если эстонский проект успешно будет претворяться в жизнь, это подтолкнет и другие страны на принятие положительного решения. Такого рода исследования очень перспективны, поскольку каждый ген - уникален и может быть запатентован только один раз. Таким образом, страны, которые первыми стартуют в этих исследованиях, получат возможность накопить интеллектуальный потенциал, который смогут успешно реализовать уже в ближайшем будущем. Такая уникальная возможность предоставляется сейчас Эстонии, и мы не должны упустить свой шанс.


 
Количество просмотров:
180
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.