|
|
|||||
Интервью
Наталья Зорина
Отшумела помпа официальных торжеств в Санкт-Петербурге по случаю празднования 300-летия этого величественного российского населенного пункта. Однако до окончания юбилейного для Ленинграда года еще времени - ого-го! Программа мероприятий отнюдь не исчерпана. Как не устают ёкать и учащенно биться при упоминании о любимом городе сердца питерцев, волею судьбы разбросанных по всему свету. В Молдове живет и по сей день трудится на концертно-театральных подмостках разных стран коренной питерец Роман Розенберг, известный режиссер. Ныне ему 78 лет. - Роман Александрович, вы ведь были не только "пассивным" блокадником, но и защитником Питера? Медаль за оборону Ленинграда зря что ль получили?
- Адрес свой - разбуди меня ночью - выпалю: Кондратьевский проспект, дом 40, корпус 3, квартира 96. Это все помещалось в колоссальном комплексе из 12 жилых корпусов, построенных металлургическим заводом имени Сталина. В 41-ом мне было 16 лет, и я закончил 9 класс. В армию меня как мальца не взяли, поэтому блокады "вкусил" по полной программе. Новогодние игрушки раньше делали, заворачивая в фольгу орехи, конфеты, пряники. Так вот, помню отчетливо, что в самую лютую голодуху я, дистрофик, едва державшийся на ногах, зачем-то полез на антресоли и наткнулся на ящик с этим богатством. Весь январь грызли с двоюродным 7-летним братишкой Юркой эти окаменевшие сласти. Я спилил сверху донизу все перила нашей многоэтажки - пошли в печку-буржуйку. Весной 42-го столкнулся со своим классным руководителем Верой Павловной - еле узнали друг друга, высохли до скелетов. Она предложила мне сдать экзамены за 10 класс. Я стал отбрыкиваться: "Ничего ж не знаю". "Да ты только приди, милок". И вот 18 нас пацанов собралось, и трое выживших педагогов приняли у нас экзамены. Сочинение через пень колоду я написал. Физик спрашивает: "Что-нибудь помнишь?" - "Про трансформацию тока". "Какой билет ни вытянешь, рассказывай про трансформацию тока!" А математичка дала мне шпаргалку на промокашке, и я переписал почти ее без ошибок. Так и получил свидетельство о среднем образовании... А вот друг Юра Заднепровский, доцент, профессор (в первые дни войны ему оторвало ногу), специалист по Средней Азии при защите диссертации попал впросак. Выяснилось, что у него нет среднего образования. Да, есть у меня медаль за то, что не сдал фашистам Ленинград. Ведь с 42-го года я, закончив Школу боцманов, был бравым воякой в дивизионе "Морских охотников". У меня была медная рожа и вот такие кулаки. Восемь "мордобойных" лет на флоте отслужил в этом чине (били меня, а я сдачу давал). - Рафинированный музыкально-живописный-архитектурный Питер был вами охвачен?
- С 4-х лет я занимался в кружке искусств в Эрмитаже. Очень любил парк "Дурновка" - ныне от него остался лишь дохлый пруд. Люблю канал Грибоедова, Мойку, проспект Славы, где стоит памятник блокадникам. Ныне город задавлен пригородами. Многие ленинградцы никогда не были в Эрмитаже. Архитектора Растрелли путают с расстрелом. Северная Пальмира сделала меня своими культурой, атмосферой и двумя институтами (я закончил режиссерский факультет Ленинградского театрального и филфак госуниверситета). Ночами просиживал в Публичной библиотеке, читая все подряд. Моим педагогом был Николай Акимов - главный режиссер театра Ленсовета. Водил знакомство с Юрием Германом (отцом кинорежиссера Алексея Германа), а тот дружил с Никитой Богословским, весельчаком, щедрым на тепло. - Всем известно, что композитор Богословский всю свою жизнь многих разыгрывал и дурил. Вам от него на орехи досталось?
- Получаю однажды по почте извещение о денежном переводе на... 10 копеек. Не пошел. Снова получаю - не иду. Опять приносят. Сгорая от стыда, пошел на почтамт - служащие его взмолились: "Мы не можем из-за вас закрыть годовой отчет." Так все отделение сбежалось посмотреть на "героя события". Мне вручили 2 монетки по 5 копеек. В результате всеобщего внимания я забыл на почтамте свой паспорт. Мне позвонили, я вернулся. Они хихикают: "Ну и как вы истратили 10 копеек?" Вот этот случай - Богословского была работа. А вот еще его рук дело. Во МХАТе решили организовать Музей авторов современной поры. И вот шлется телеграмма одному серенькому, тщедушному и бездарному автору в Бологое: "Ваш бюст будет выставлен в музее. Изготовьте его из гипса не выше одного метра, накройте мокрой тряпкой и принесите такого-то числа во столько-то на станцию." На "цирк" собралась большая компания во главе с Богословским. И вот появляется этот "мэтр" с 30-килограммовым бюстом в руках, пыхтит, потеет. Мы давимся от смеха. Потом вдруг жалко стало человека. Вот она, жажда славы - ума лишает. - Слышала, в Санкт-Петербурге издается ваша книга стихов?
- К 300-летию города на Неве запланирована серия альманахов - трехтомник поэзии. И во 2-ой том войдет наша с Эдуардом Майденбергом книга "Я ничего не знаю о себе". То есть там будут мои стихи и их графический эквивалент. Презентация состоится в июле. Вот в творчестве да еще во внуке ныне смысл моей жизни. На остатках энергии 2-летнего Павлушки можно построить электростанцию.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|