25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Технологии
Рабский труд в священных стенах high-tech.
11.09.2000
Велико торжество приобщения к чему-то неповторимо важному… Сфера high-tech как ни одна другая для этого подходит, завораживая и загораясь впереди маяком исполнения всех возможных желаний. Однако великое требует времени, самоотдачи и порой по-настоящему рабского труда на благо предприятия и страны. "Но так ли необходимо класть всю свою жизнь на алтарь офиса?" - спрашивает израильская газета "Ha'aretz".

Адир Регев, исполняющий директор виртуального книжного магазина "Dbook", любит цитировать знаменитую притчу о времени и кувшине. "Человек, наполняющий кувшин крупными камнями, сделает это быстро, однако внутри останется много пустого места. Человек, наполняющий кувшин мелкими камешками, потратит больше времени, однако заполнит все свободное место равномерно. Если мы рассматриваем камни как единицы времени, то именно в области высоких технологий мы на правильном пути его использования. Однако не всегда нам сопутствует успех".

Как считает газета "Ha'aretz", может быть, именно эта притча привела десять лет назад 32-летнего Адира Регева в сферу разработок high-tech, а может быть, и нет. Сегодня, когда рабочий день Адира начинается в 9 утра и заканчивается глубоко за полночь, древняя мудрость поддерживает его убежденность в том, что не все делается быстро, как хотелось бы, и не любая победа может быть достигнута в ближайшем будущем.

Однако сегодня для таких самоотверженных работников, какими являются Адир Регев и его коллеги, например, главный менеджер компании Сигалит Дамари, уже найдено не только русское слово "трудоголик". Они, как и многие другие в возрасте 30 лет с небольшим, относятся к сектору израильского общества, занятого в области высоких технологий, - к таким людям, которых профессор Высшей школы бизнес-администрации Хайфского Университета Ицхак Харпаз назвал просто "новыми рабами".

Разумеется, им есть, чем гордиться, - практически только им, по мнению все той же "Ha'aretz", обязан Израиль ростом экономики на 7% с начала 2000 года. Однако если рассмотреть распорядок дня - работы и личной жизни (что порой совпадает) - специалистов сферы высоких технологий, а также их семей, то спорить с профессором Ицхаком Харпазом мало кто станет. Очевидным становится следующее: израильские служащие high-tech работают больше и тяжелее, чем специалисты, занятые в других областях; правда, платят за свою экономическую независимость и улучшение экономической ситуации страны достаточно высокую цену.

В основном работники этой сферы трудятся по такому же графику, как у Адира Регева. А он живет в ритме постоянной работы уже десять лет. До "Dbook" он работал менеджером по маркетингу фирмы Hed Artzi, а до этого - менеджером по маркетингу в Netvision с частными клиентами.

А между тем, Регев женился четыре месяца назад, и со времени свадьбы он видит свою жену Орли по 20 минут каждый день, чуть больше - в выходные. Его постоянным местом жительства по большей части является офис в Рамат-Гане, но он иногда уходит с работы днем - бывают такие случаи, когда сервер выходит из строя, и требуется срочный ремонт - чтобы через пару часов вернуться уже надолго.

Что двигает такими людьми как Регев? По мнению специалистов-психологов, это в первую очередь амбиции. "Я настроен на успех и достижение задуманного, - говорит сам Регев. - Я вырос в малообеспеченной семье, и свои первоначальные продвижения на работе я воспринимал как улучшение уровня жизни своей семьи. Но постепенно этот стиль работы перешел в устоявшуюся привычку. High-tech - это рынок, где конкуренты всегда где-то рядом, буквально стоят за твоей спиной и готовы при каждом удобном случае тебя опередить. У меня был коллега, который несколько лет назад ушел из нашей фирмы в промышленное предприятие. Когда он заканчивает работу в пять часов вечера, он твердо знает, что и его соперники уходят домой в то же самое время. Чего не могу сказать я про нашу область - это постоянный повод для беспокойства. И наша образ жизни - высокая цена, которую мы платим".

Орли Регев, которая работает в рекламе, тоже не приходит домой рано. Однако никогда ей не удавалось прийти позже своего мужа. "Несколько месяцев назад она сказала мне, - говорит Адир, - на что мне все эти деньги, которые ты зарабатываешь, если тебя нет рядом?"

Сигалит Дамари, менеджера по управлению фирмы, мать двоих детей, возвращается с работы почти всегда после 10 вечера. "Я стараюсь прийти пораньше хотя бы пару раз в неделю, но действительно я вижу своих детей только по выходным. А с мужем я встречаюсь каждый вечер за чашкой кофе перед сном. Решив ложиться спать не раньше часа ночи, мы теперь можем немного поболтать".

Действительно, что для того чтобы успеть сделать необходимую работу в соответствии с графиком и еще чуть-чуть повидаться с близкими, приходится удлинять свой день. И в первую очередь - за счет сна. По мнению Регева, другого пути нет.

"Работа занимает в Израиле центральное место по сравнению со многими другими странами, а описанная ситуация наиболее концентрированно выражена в области высоких технологий, - размышляет профессор Харпаз. - Нынешнее поколение платит непомерно высокую цену за позитивные сдвиги в израильской экономике. Два-три десятилетия назад общество было более "коллективистским", и жизнь протекала размереннее. Рабочие и служащие были защищены сильными профессиональными союзами.

Однако значительные перемены произошли в Израиле с начала 80-х годов: начиная с глобализации экономики и приватизации компаний и предприятий. Кроме того, волна эмиграции из России привнесла сильные индивидуалистские тенденции, которые сегодня и явились основополагающими. За последнюю декаду индивидуум занял центральную позицию и стал думать о себе сам, объясняя это тем, что некому больше о нем позаботиться, кроме него самого.

Что поделать, - добавляет Харпаз, - израильская проблема - это экстремизм. Мы больше американцы, нежели сами американцы. Мы имеем минимум профессиональной защиты (как работники) и при этом неуемный аппетит".

Если люди в области высоких технологий работают по много часов в день, то их труд, естественно, высоко оплачивается. Однако, разделив часы работы на сумму зарплаты, получится не так уж и много. Профессор Харпаз всерьез обеспокоен проблемой занятости поколения, правда, не столько проблемой защищенности и зарплаты, сколько моральной взаимоотношениями в семье "трудоголиков": сколько времени может отец уделить детям, или мать - хотя бы почитать сказку.

Если на минуту оторваться от глубоких исследований индивидуалистических тенденций современности и посмотреть на вещи несколько по-домашнему, то можно предложить и другой взгляд на вещи. Вспомнив любимую притчу Адира Регева, понятно, что время и его заполняемость не всегда одно и то же. Отец, придя поздно с работы, успел поговорить с сыном полчаса. И эти полчаса могут быть самыми важными в жизни подростка, они дадут ему больше, нежели если бы он лицезрел целый вечер вытянутые перед телевизором ноги и слушал жалобы взрослых на неумение себя реализовать.

Думается, что ребенок, видя, как увлеченно работают его родители, вряд ли откажется продолжить их дело. Программа заложена. Тем более что он уже не помнит тот самый "коллективизм", загоняющий страну в сети закрытости мышления и экономики, на каком бы меридиане она ни располагалась и какими "благими" идеями этот коллективизм ни руководствовался бы. Зато он сегодня знает про 7%, про место израильского high-tech в мировой экономике, неотъемлемой частью которого является и его семья.


 
Количество просмотров:
264
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.