25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Лучший портретист ЦРУ
08.08.2003
Ирина Бороган

Его секреты выдал КГБ перебежчик Ли Ховард, таинственно скончавшийся на днях в Подмосковье

Такие шпионские атрибуты, как накладные усы, очки и парик, слишком часто показывают кино, поэтому никто не воспринимает их всерьез. Тем не менее грим и переодевания спецслужбы использовали всегда и не собираются отказываться от приемов маскировки.

Правда, к гриму во всех спецслужбах относятся по-разному. Например, у советских разведчиков грим никогда не был в особом почете. В ПГУ КГБ отсутствовало подразделение, специализирующееся на гриме, нет его и в Службе внешней разведки. Специалисты этого профиля раньше работали только в так называемой «семерке» (7-ом управлении КГБ, отвечающим за слежку), а сегодня служат в Оперативно-поисковом управлении ФСБ.

ЦРУ, напротив, прибегало к гриму при каждом удобном случае. Там несколько десятилетий существует отдел, который занимается только маскировкой: гримом, фальшивыми документами, переодеваниями – в общем тем, что может превратить хорошо знакомого вам человека в совершенно неузнаваемую личность. Создатель этого подразделения Тони Мендес - живая легенда американской разведки. И хотя 12 лет назад он вышел в отставку, техники маскировки, разработанные гениальным гримером, используются до сих пор.

На днях в Подмосковье при странных обстоятельствах скончался Эдвард Ли Ховард, агент ЦРУ, перебежавший в 1985 году в СССР. Он обучался приемам маскировки у Мендеса, и, как сообщил сам Тони в интервью «Версии», Ли Ховард был очень хорошим учеником. Кстати, вывезли Ли Ховарда советские разведчики, воспользовавшись приемами Мендеса.

Верный штрих

В 1965 году, прочитав объявление в газете: «ищем художников для работы по всему миру», - Мендес попал в штаб-квартиру ЦРУ. После собеседований и проверок он был принят на работу в техническое подразделение.

Мендеса направили в отдел, в котором трудилось 12 художников. В специальном помещении размещалась спецаппаратура для изготовления документов, денежных купюр и т п. Когда Мендес обучился всем необходимым приемам, ему стали поручать ответственные задания- изготавливать документы для агентов, забрасываемых за Железный занавес. Здесь требовалась абсолютная точность – один неверный штрих мог перечеркнуть жизнь агента.

В 1968 году Тони командировали в Гонконг, а затем во Вьетнам. Правда, во Вьетнаме грим и другие маскировочные приемы использовать сначала опасались. В основном работа Мендеса по-прежнему заключалась в виртуозной подделке документов.

Но однажды сложилась безвыходная ситуация, и ничего другого не оставалось, как попытаться изменить внешность одному офицеру и его агенту. Для их маскировки Мендес использовал специальные голливудские гримерные материалы, с помощью которых можно изменить цвет и форму не только лица, но даже рук. Поначалу коллеги отнеслись к этой затее скептически, но когда на их глазах азиат и негр превратились в двух кавказцев, оптимизма прибавилось. Спустя час работа Мендеса прошла первую проверку – загримированные люди в автомобиле не вызвали никакого подозрения и без проблем миновали ближайший блокпост.

Волшебное королевство против КГБ

Основная трудовая деятельность Мендеса пришлась на годы Холодной войны, и естественно, что большая часть усилий его подразделения (которое иногда называли волшебным королевством) была направлена против КГБ. Тони Мендес использовал свои уникальные навыки маскировщика для вывоза агентов ЦРУ из Советского Союза.

В феврале 1974 года Мендес самолично прибыл в Москву для выполнения операции по вызволению своих агентов и членов их семей.

Он нервничал, хотя имел при себе первоклассные документы на чужое имя. Незадолго до этого Мендесу сообщили,что северовьетнамским спецслужбам известно его имя, приметы и то, чем он занимается, и все эти данные переданы КГБ. Теперь все его данные имеются не только на Лубянке, но и разосланы по всем резидентурам в посольствах СССР во всем мире. Великий гример вспоминал, что в тот день, он сам был загримирован лишь слегка. Но в Шереметьево-2 все обошлось.

Перед ним стояла задача – усовершенствовать связь с агентами и сделать ее более безопасной вобстановке возрастаюшей шпиономании. Радиосвязь, как ни странно, была самым безопасным способом связи с агентами на местах, но и коротковолновые сигналы пеленговались.

1976 июль. Агент Трианон (сотрудник советского МИДа Александр Огородник, чья история известна по фильму «ТАСС уполномочен сообщить»), был завербован во время работы в посольстве однойиз западных стран. Но он давно не выходил на связь, и в ЦРУ решили, что ему угрожает опасность. Перед командой «маскировщиков» стояла задача выйти на связь с Трианоном, и в случае необходимости эвакуировать его из СССР.Но прежде, чем выходить на связь с Трианоном, маскировщикам необходимо было хорошенько замаскироваться самим, так как их внешность была известна кагэбэшной наружке. Переодевшись в броские практически карнавальные костюмы, часть группы отвлекала внимание наружки. В результате связь с агентом восстановили, и вскоре узнали, что егодлительное молчание было связано с тем, что он болел и лежал в госпитале. Вскоре маскировщики получили от Трианоном и долгожданный контейнер с фотокопиями секретных документов. В ходе этой операции, отмечает Мендес,была опробована новая техника маскировки, которая затем была «поставлена на поток» в ЦРУ.

Спустя год после провала одной агентши в Москве, засланной для связи с Трианоном, в ЦРУ решили, что Трианон может быть приговорен к смертной казни и расстрелян. И хотя план по его эксфильтрации был почти готов, он уже не потребовался. Трианон был арестован, но проглотил капсулу с ядом. Но это был не последняя операция Мендеса в СССР.

А методы маскировки, опробованные в Москве, Мендес использовал в Иране в 1979 году, когда тайно вывозил из Тегерана американских дипломатов, спасая их от стражей исламской революции.

P. S.По некоторым данным, в ЦРУ на Ли Ховарда обижены не только за то, что он выдал тайну секретного тоннеля под посольством СССР в Вашингтоне, но и за то, что передал секреты технологий Мендеса КГБ.

Тони Мендес: «Он был хорошим учеником»

Тони Мендес - очень осторожный человек. Поэтому мне пришлось назвать имена двух поручителей, которые дали мне номер его телефона. Лишь после этого он согласился говорить с русским журналистом:

- Известно ли Вам о существовании подразделений маскировки, подобных Вашему в ЦРУ, в спецслужбах других стран?

- Я уверен, все серьезные спецслужбы в той или иной степени нуждаются в гриме и маскировке, это естественно. Я думаю, что и КГБ, конечно же, имело свой грим, но просто существование таких специалистов было засекречено. По крайней мере, я сталкивался с тем, когда они использовали грим. Может быть, не было такого специального подразделения в КГБ, но специалисты точно были. Иногда они это использовали. Точно.

- Они хорошо работали?

- Да, неплохо.

- Говорят, что скончавшийся на днях при странных обстоятельствах Ли Ховард, бывший сотрудник ЦРУ, перебежавший в СССР в 80-х, был Вашим учеником. Это правда, что много лет назад Вы учили Ли Хорварда?

- Да, это правда. Я его очень хорошо знал и он был моим учеником.

- Хорошим учеником или не очень?

- Он был очень хорошим учеником.

- Он использовал приемы, которым Вы его научили, при побеге?

- Да, он использовал наши приемы маскировки, когда бежал в СССР. Все те же приемы, что мы использовали, работая против КГБ.

- Собираетесь ли Вы посетить Москву?

Да, собираюсь, но пока не знаю когда. Мне было бы очень интересно посмотреть на Москву, ведь я последний раз был у Вас, кажется, 14 лет назад. Кстати, сейчас как раз выходит моя новая книга под названием «Боец».

СВР: «Нам это не нужно»

Борис Лабусов, руководитель пресс-службы СВР:

- У нас грим не используется во внешней разведке. Смысла нет: представьте, человек, который живет в определенном месте и окружении вдруг вылезает загримированный в другом месте. Это верный признак того, что он занимается ни тем, для чего он приехал в эту страну – как дипломат или бизнесмен (под которых чаще всего легендируются разведчики).

Грим используется в наружном наблюдении – там в ходу и усы и парики, но это контрразведка. Когда есть риск, что сотрудник уже «наружки» попал в поле зрения объекта, здесь используют грим, чтобы изменить внешность человека.

Документы прикрытия – другое дело, они используются часто для выезда из страны, когда речь идет о разведчиках-нелегалах или агентах, но не грим. Теоретически, конечно, грим может использоваться во внешней разведке, но я лично таких примеров не знаю. Не надо все усложнять: представьте, возникли экстренные обстоятельства и человеку надо срочно покинуть страну. Как он будет гримироваться, ведь фото в паспорте должно соответствовать внешности. Кроме того, даже артистов по два часа гримируют, а затем постоянно поправляют грим. А кто разведчику будет его поправлять по дороге в аэропорт или в поезде? Нет в этом смысла для внешнего разведчика. И специалистов по гриму в СВР нет, но если бы была такая задача, - были бы спецы. Возможно, грим мог использоваться раньше в международном отделе ЦК при контактах с нелегальными компартиями. Может быть, его использовали для известных людей, например, Луиса Корвалана, которого все знают в лицо.

Предателей сбрасывали с башен

Люди, работавшие на разведку, перебежчики, предатели – их смерти никогда не казались обывателю естественными. Как бы не умирали эти люди, обычные граждане всегда видели в этом карающую руку их бывшего начальства.

Середина 20-х годов прошлого века. Сотрудник ГРУ в Европе Ярославский. После попытки советских спецслужб убить главу болгарского правительства (тогда от взрыва бомбы погибло около 150 человек) Ярославский разочаровался в своей работе и решил порвать с разведкой. Он уехал в Германию. В ОГПУ поступили данные, что он пытается связаться с представителями английской разведки. По приказу начальника иностранного отдела ОГПУ знаменитого Трилиссера он был отравлен в одном из кафе города Майнца работниками военного аппарата Германской коммунистической партии братьями Голке. В том же 1925 году из-за сходных причин провал с ГРУ нелегальный резидент в Прибалтике Игнатий Дзевалтовский. В декабре 1925 года по приказу того же Трилиссера он также был отравлен.

В 1928 году в Персию бежали бывший секретарь Сталина Борис Бажанов и секретный агент ОГПУ, приставленный для слежки за ним, Аркадий Биргер- Максимов. В результате они оказались во Франции. Там Максимов по заданию ОГПУ пытался убить Бажанова, но безуспешно. А вскоре Максимов погиб при странных обстоятельствах, упав с Эйфелевой башни.

Резидент ИНО ОГПУ в Турции Георгий Агабеков. В 1929 году обратился к английским властям с предложением о сотрудничестве, сдал массу советских агентов на Среднем Востоке. А однажды он исчез. По версии, распространенной на Западе, он был заманен агентом НКВД Зелинским на франко-испанскую границу под предлогом выгодной перепродажи вывозимых из Испании произведений искусства. Попавшись на удочку, он во время одной из ходок через границу был сброшен в пропасть.

Вилли Мюнценберг, в начале 20-х секретарь Коминтерна, сотрудник ОГПУ, один из тех, кто курировал европейские университеты и пропагандировал вербовку студенческих “пятерок”. В 1937 году он впал в немилость и был вызван в СССР. Он отказался приехать и вышел из компартии. Во время второй мировой он оказался в немецком концлагере. Однажды один заключенный подбил его на побег. Они бежали, но через несколько дней тело Мюнценберга было найдено повешенным на дереве в лесу под Греноблем. Лицо трупа было изуродовано настолько, что версия самоубийства представляется весьма маловероятной.

Николай Хохлов, ликвидатор, не захотевший убивать свою жертву и предупредивший его о покушении. Чем и воспользовалось ЦРУ, склонив Хохлова к предательству. Самого Хохлова в СССР приговорили к смертной казни и попытались убить. 17 сентября 1957 года во Франкфурте во время конференции издательства "Посев" ему подмешали в кофе радиоактивный таллий. Этот метод был избран в надежде, что следы таллия не будут обнаружены при вскрытии. Но немецкие, а затем и американские врачи, быстро распознав, что имеют дело с лучевой болезнью, спасли его от смерти. Интересно, что после развала СССР в 1991 году Хохлов был амнистирован и в 1992 году впервые за 38 лет прибыл в Москву, где встретился с женой и сыном.

Связник знаменитого Рудольфа Абеля Рейно Хейханен. Долгое время считалось, что Хейханен сдал Абеля, он даже выступал свидетелем на суде. Но потом появилась версия, что Абеля сдали на самом “высшем уровне”. И вскоре, Рейно Хейханен погиб в таинственной автомобильной катастрофе. Но в городке Нью-Хемшир, где он жил, никаких следов его кончины нет, а в том месте, где по сообщениям печати произошла катастрофа, никаких дорожных происшествий в тот день не было зафиксировано.

Майор КГБ Сергей Папушин, долгое время работавший в ПГУ, в августе 1990 года уволился в отставку и занялся бизнесом. Достиг он на новом поприще успехов или нет - неизвестно. Но в 1991 году во время одной из своих деловых поездок в США он решил пойти на сотрудничество с американскими спецслужбами. Он сообщил американцам чрезвычайно важные сведения о том, что один из высокопоставленных сотрудников ЦРУ завербован КГБ, намекая, возможно, на Эймса. И через несколько часов после того, как его сообщение дошло до высокого начальства в ЦРУ, Папушин скончался при загадочных обстоятельствах.

В мире спецслужб хранят традиции. Там не любят и наказывают предателей. Был ли в их числе Ли Ховард, неожиданно упавший с крыльца и сломавший шею?


 
Количество просмотров:
520
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.