22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Из России с деньгами. Секреты успеха Абрамовича
04.12.2003
Андрей Цунский

Когда Абрамович купил "Челси" и какой-то хоккейный клуб в США, большинство антиолигархически настроенных россиян скрипнули зубами: "валить собрался". Некоторые политологи измышляли самые неожиданные версии...Маленькая Россия стала тесна для наиболее удачливых новых русских. Многим из супербогатых россиян полюбилась лондонская недвижимость.

О том, что "русские идут", на Западе говорили давно. И ждали мужиков в кирзовых сапогах с Калашниковыми наперевес. А русские явились в дорогих костюмах, помахивая акциями самых прибыльных бывших госпредприятий…

Маленькая Россия стала тесна для наиболее удачливых из тех, кто сумел разбогатеть благодаря распаду советской экономики. Многим из супербогатых россиян, подобно новому владельцу футбольного клуба "Челси", Роману Абрамовичу, полюбился Лондон. Они уже скупили столько недвижимости в дорогих районах Mayfair, Knightsbridge и Belgravia, что получили от местных риэлтеров прозвище новых арабов.

Выросшие в многоквартирных многоэтажках, они предпочитают отдельные дома, позволяющие разместить штат охраны, обслуги и проводить многолюдные вечеринки. Только Березовскому принадлежат несколько домов в Лондоне и пригородах, стоивших в момент покупки до 5 млн фунтов. С тех пор их стоимость выросла чуть ли не вдвое -- благодаря ощутимому повышению цен на британскую недвижимость, продолжающемуся уже несколько лет. Неназванный россиянин недавно купил за 10 млн фунтов престижный Stanley House в лондонском районе Chelsea.

Сейчас британская пресса с большим интересом обсуждает намерение Романа Абрамовича купить один из самых дорогих особняков в мире, принадлежащий владельцу "Формулы-1" Бернарду Экклстоуну. Здание с 12 спальнями, гимнастическим и бальным залом, парикмахерским салоном расположено в Лондоне на Kensington Palace Gardens. Утверждается, что ванная комната особняка отделана мрамором из тех же каменоломен, откуда брали строительный материал для Тадж-Махала. При доме имеется 35-метровый бассейн и гараж на 20 автомобилей.

Сделка оценивается в 85 млн фунтов (порядка $140 млн). Как отмечает Times, у Абрамовича уже есть дом в Лондоне, замок в Австрии и яхта за $120 млн.

Из 200 тыс. русских, проживающих в настоящее время в британской столице, около 700, по разным оценкам, являются мультимиллионерами. Если в 1992 году всего одному россиянину было предоставлено британское гражданство, то в прошлом году их было 800. После вызванного событиями 11 сентября резкого снижения американских инвестиций, русские прочно заняли место основных клиентов аукционов Sotheby’s, и самых щедрых покупателей бутиков на Bond Street. Что могут значить несколько тысяч фунтов для людей вроде Абрамовича, обладающего состоянием порядка 5 млрд фунтов.

По мере разрастания российской диаспоры, в Лондоне появляется соответствующая русская инфраструктура. Отправив окруженных телохранителями детей по самым дорогим частным школам, русские лондонцы начинают день с чашечки кофе в русском ресторане "Тройка" на Primrose Hill, почитывая издающийся на русском "Лондонский курьер". Днем они заезжают перекусить и купить селедки и сала в украшенную бюстом Ленина кулинарию Zina Kirk’s в Fulham, а вечером отправляются отдохнуть в русские ночные клубы Aquarium и Shoreditch, слушая в машине "Первое Русское радио".

Хотя большинство из них не выходит из дома без солидного числа телохранителей, порой их можно увидеть в местных барах. Один из пользующихся популярностью -- Library Bar ("Бар-Библиотека") в отеле Lanesborough. Читать посетителям этого заведения, на самом деле, некогда. Они слишком заняты. Один из завсегдатаев бара -- глава "Альфа-Банка" Петр Авен. Другой любитель отдохнуть после тяжелых олигархических трудов -- Борис Березовский. Если, как говорит Березовский, за ним по приказу Путина продолжают охотиться российские спецслужбы, лучшего места для охоты, чем тихий, отделанный темным деревом бар с живой музыкой, не найти.

В Library безошибочно угадываются признаки роскоши: огромный хумидор с самыми дорогими сигарами, коньяки XVIII века и т.д. Что же пьют новые российские обитатели Лондона? Точно не водку, которой далеко до российских аналогов. Олигархи предпочитают шампанское или джин с тоником. Но даже, если не заказывать Наполеон 1796 года по 750 фунтов ($1275) за рюмку или бутылку Chateau d’Yquem 1900 года за 12 500 фунтов ($21 250), все равно неплохо бы владеть небольшим заводиком, чтобы быть в состоянии оплатить счет в этом баре.

«Рокфеллер»

ЭКСПЕРТ: Глава политологического департамента "Центра политических технологий" Алексей Зудин:

Нужно очень спокойно и с юмором относиться к таким интерпретациям. Столь глубоко простроенных многоходовок в политике и бизнесе (ни то, ни другое – не шахматы) – здесь не бывает.

То, что Абрамович уходит из России, бросая "коллег-олигархов" на произвол "злого Путина и прокуратуры", спасая деньги "семьи" – глупость.

Абрамович приостановил процесс слияния "Сибнефти" и ЮКОСа, а, кроме того, есть ряд сообщений, что он теперь собирается взять на себя и контроль за самим ЮКОСом. Капиталы Абрамович выводил очень давно, это часть его бизнес-стратегии, которая разрабатывалась как из его личных интересов, так и из интересов его партнеров, деловых и политических. Вывозя капиталы за границу, он страховался от последствий лишения крупного бизнеса олигархического статуса. Просчитав, что впереди возможен существенный ущерб, он вывел свои капиталы. Ничего зловещего в этом нет.

Нынешняя ситуация дает возможность сравнить два вида стратегии и два вида игроков – Абрамовича и руководства ЮКОСа.

В ответ на одну и ту же ситуацию, которая сложилась и развивается в стране, было предложено два диаметрально противоположных вида поведения. Один - разумная стратегия: "есть опасность, значит, капитал надо вывозить". Это - чистый бизнес.

Другая стратегия, которую выстраивало руководство ЮКОСа, на мой взгляд, бизнес-стратегией не являлась, это была уже стратегия политического игрока, который решил, что в состоянии изменить положение если не в стране в целом, то в институтах власти – уж точно. События показали, что вторая стратегия была, мягко говоря, утопической. Какими рациональными соображениями руководствовались люди, ее выстраивавшие, можно только догадываться. Вне зависимости от глубины знаний российской экономики и политики, здравый смысл говорит о том, что она нереалистична. Она могла бы на что-то рассчитывать в период позднего Ельцина (и то большой вопрос), а уж во времена президента Путина, который опирается на поддержку большей части российского общества, эта стратегия обречена на провал изначально, тем более, что большая часть общества критически или негативно относится к очень крупным капиталистам, так называемым олигархам. В какой степени это негативное отношение к крупному бизнесу заслуженно или нет – это второй вопрос, но настроения эти есть, и исключительно высокий уровень поддержки власти обществом и низкий авторитет крупного капитала – этих двух факторов совершенно достаточно, чтобы квалифицировать стратегию руководителей ЮКОСа как утопическую. И последствия оказались печальны как для руководства компании, так и для российской экономики, инвестиционного климата и многих других вещей. Будем надеяться, что эти негативные последствия окажутся среднесрочными или краткосрочными, и не будут портить нам жизнь долго.

Крупный бизнес реалистичен тогда, когда он работает с властью, а не занимается с ней политическими играми. И уж тем более не пытается эту власть каким-то образом отредактировать (я имею ввиду не лоббизм, а масштабные политические действия, которые совершаются для того, чтобы повлиять на работу институтов власти в целом и вообще на политическую ситуацию). В какой-нибудь малой стране это и могло бы увенчаться успехом, но и то было бы исключением, а не правилом. А Россия – страна большая, и хотя экономика, общество и власть находятся далеко не в лучшем состоянии, все случившееся подтверждает - бизнес должен заниматься бизнесом, а власть – властью, и если они меняются ролями – жди беды. Если власть начинает думать, что ей известно, что будет лучше для бизнеса, или в случае, когда бизнес думает, что знает, как руководить страной - это ни к чему хорошему страну не приводит.

Решение Абрамовича приостановить слияние двух кампаний – здравое, рациональное решение в рамках бизнеса. Слияние – это процесс длительный и многоэтапный, и он не завершен. И Абрамович пока воспринимает "Сибнефть" как свою собственность или как нечто свое, а если у партнера возникают серьезные проблемы, которые могут нанести ущерб не только этому партнеру, но и тем, кто с ним работает в совместной сделке, разумное решение – нейтрализовать этот ущерб. Крайне наивным или лукавым было бы переносить принципы взаимоотношений друзей или родственников на бизнес. В этом случае приоритет собственных интересов всегда будет на первом месте.

Что называется, "дружба дружбой, а табачок – врозь".


 
Количество просмотров:
386
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.