25 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
2004 будет годом задумчивой обезьяны
26.12.2003
Дмитрий Косырев

Предстоит необычный год, когда начавшему было стремительно меняться миру полезно остановиться и задуматься. Обезьяне, которая будет символом 2004-го, из всех своих качеств (а именно: хитрость, склочность, вороватость, независимость и так далее) уместнее всего будет употребить в дело наблюдательность и ум.

21-й век многие склонны отсчитывать с 11 сентября 2001 года. С тех самых пор не прекращаются разговоры о том, что мы живем в другом мире, и даже не успеваем осознать стремительность и масштаб происходящих в нем перемен. Все это так. Но сейчас, видимо, пришло время взять паузу и задуматься: куда несемся? Что делаем не так? За что и с кем воюем и что в итоге получим на свою голову?

2004 год благоприятен для такой паузы. Это год президентских или парламентских выборов в нескольких великих державах, от которых многое зависит в этом мире. Прежде всего в США, где до ноября вряд ли администрация будет делать резкие движения или менять курс – выгоднее всего использовать "эффект войны в Ираке" для мелких побед, как в Ливии, которая торжественно отказалась от производства оружия массового поражения, или в Грузии, где к власти должна прийти якобы проамериканская администрация. Рисковать еще одной серьезной акцией типа иракской Вашингтон сейчас не будет. Америка временно "уйдет в себя".

Европа в 2004 году тоже погрузится в свои проблемы. Увеличить ряды ЕС с нынешних 15 до 25 членов означает по сути создание совсем новой Европы, которая еще немало сил потратит на свою и без того медленно развивающуюся экономику, на выяснение отношений между "старыми" и "новыми" европейцами, тем более если их надо закреплять в общей конституции Евросоюза. В общем, Европе придется открывать себя заново, и на это время остальным много ожидать от нее не стоит.

Россия находится в лучшем положении – президентские выборы в ней будут очень скоро, и в том, что касается ее положения и роли в мире, предпочтения избирателя известны еще со времени декабрьских парламентских выборов. Можно просто продолжать нынешний курс, ничего принципиально не меняя. Это же относится к Индии, где нынешний премьер-министр пройдет через испытание выборами тоже в ноябре. Такая же спокойная ситуация в Китае, где избранное в начале 2003 года новое руководство имеет возможность и дальше спокойно привыкать к рычагам власти и вырабатывать свою политику, наблюдая за тем, что происходит в других странах.

Все это очень вовремя и кстати. Потому что в 2003 году система международных отношений зашла в тупик, из которого надо будет сообща искать выход. Проблема в том, что так называемые вызовы третьего тысячелетия показали себя во всей красе – это терроризм, эпидемии, распространение оружия массового поражения, финансовая нестабильность и многое другое, что с легкостью пересекает границы глобализирующегося мира. А вот ответ на эти вызовы оказался весьма неадекватным.

Слова "новая мировая война", "новая холодная война" очень часто звучали в 2003 году в дискуссиях политологов. Роль сторон в этой войне чаще всего отводят "Западу" во главе с Америкой и мусульманскому миру. Но на самом деле картина еще более серьезна, корни всех проблем – в вопиющем мировом неравенстве, в недопустимом разрыве между "золотым миллиардом" человечества (тем самым "Западом") и остальными четырьмя пятыми человечества.

До глобализации эти "стороны конфликта" жили своей жизнью, сейчас выясняется, что время это кончилось. Мусульманский экстремизм, проявившийся в терактах 11 сентября 2001 года – только один из симптомов болезни. Уже в те сентябрьские дни умные люди говорили, что "золотой миллиард" может выжить только если поймет, что придется приводить в порядок весь наш перекошенный мир в целом. Не только исламские радикалы испытывают глубокое недоверие и нелюбовь к сверхбогатым нациям, их образу жизни и ценностям, политической и иной философии. Просто остальные еще не успели заняться терроризмом.

Вместо осознания проблемы развитый мир, однако, продемонстрировал раскол, разброд и шатания. Америка решила уничтожать врагов в одиночку, попутно показывая свою мощь друзьям и союзникам, остальные или без всякого энтузиазма делают вид, что помогают ей, или злорадно наблюдают за ее судорогами, подобно обезьяне, сидящей на горе и наблюдающей за схваткой тигров в долине.

В результате – на примере прежде всего Ирака – выясняется, что в этой главной войне начала 21-го века, войне с новыми вызовами, бесполезен американский военный бюджет, более чем вдвое превышающий сумму военных бюджетов стран ЕС, бесполезны планы тотального стратегического превосходства на основе нового поколения вооружений (сверхточных и космических). То есть в борьбе с вызовами нашего столетия вообще бесполезна мощь, пригодная для войн 20-го столетия.

Завоевать Афганистан или Ирак – не проблема. А дальше выясняется, что на этом финансовые и военные ресурсы самой сильной державы мира кончаются, а настоящая работа – по послевоенному преображению обществ побежденных стран – даже не может начаться. Европа занята своими проблемами, в Америке сенат не хочет давать деньги – тем более что неясно, какой от них толк, и так далее.

Афганистан был отличным примером сотрудничества былых противников по холодной войне – но сегодня это пример хорошего дела, брошенного на полпути. Те же якобы разгромленные талибы отлично себя чувствуют в Пакистане и даже выигрывают там местные парламентские выборы, наркотики становятся главной статьей афганского экспорта. Забыты все намерения сделать Афганистан примером успеха международного сотрудничества в преображении хотя бы одного из многих проблемных государств. А сейчас к тому же идет Ирак. Не говоря о том, что международный терроризм явно не чувствует себя побежденным, устроив в конце 2003 года целую серию взрывов в разных городах мира.

Возможно, начиная с 2004 года не будет больше глобальных коалиций, предводимых Америкой. Эта страна нажила себе за короткий срок столько врагов, сколько у нее не было за всю ее историю. Союзники от России до Японии помогают сейчас США выпутаться из иракской авантюры, потому что победа другой стороны – условно говоря, терроризма – не нужна никому. Но дальше придется искать новые пути ответа на ставшие еще более острыми вызовы века.

Корни успеха в этом поиске, видимо, в многосторонности. То есть во все большем числе сильных наций, которые не только могут предлагать свою политическую философию, свои решения мировых проблем, но и самостоятельно действовать там, где это возможно. Общее дело будет слагаться из их добровольных скоординированных усилий. Пример – Центральная Азия, где ключевые роли могут сыграть Россия, Китай, США и Индия, в одиночку же они мало чего там добьются.

И последнее замечание. Сильные нации – те, где внешняя политика их руководства отражает настроения избирателя. Союзники и сателлиты – это не одно и то же. Разница в том, что союзникам можно доверять. Именно в роли союзника в общей борьбе мыслит себя Россия, страна, заново ощущающая свою экономическую и политическую мощь.


 
Количество просмотров:
192
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.