22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Дмитрий Дьяков: "Мы готовы выдвинуть претендента на пост премьера в будущем правительстве"
29.01.2004
Николай БОРШ

Наша газета, оставаясь одним из немногих в стране абсолютно независимых изданий, всегда была открыта для политиков самых разных взглядов. Мы открыты для всех точек зрения, даже подчас идущих вразрез с общепринятыми. Сегодня у нас в гостях председатель Демократической партии Молдовы Дмитрий Дьяков.

- Вы, Дмитрий Георгиевич, не раз были субъектом наших публикаций. На вашу деятельность мы чаще смотрели критическим взглядом, хотя было время, когда мы радовались вашим личным успехам и успехам партии, которую вы возглавляете. Сегодня, приветствуя вас на наших страницах, хотелось бы узнать ваше мнение по некоторым важным вопросам, в том числе и о деятельности ДПМ: мы считаем, что ваше почти десятилетнее пребывание в большой политике помогает сравнивать и лучше видеть. Как вы, кстати, относитесь к критике?

- К объективной - нормально. К критике по надуманным поводам - как любой человек. Я понимаю газетчиков, которые нередко вынуждены выполнять заказ политических патронов. А у нас ведь так: если политические соперники не могут опередить конкурента в том, что касается симпатий избирателя, - в ход идет критика с целью просто "утопить" соперника. Вспомните: сколько стараний было приложено несколько лет назад для того, чтобы дискредитировать не только меня, но и мою семью с помощью славного генерала Алексея. Все от и до было сфабриковано. О том "черном пиаре" давно забыли, и только сейчас народ узнал, что у генерала у самого рыльце в пушку. Приговор Высшей судебной палаты - лучшее тому подтверждение.

- Кто сейчас, по-вашему, с вами борется?

- Политический мир так устроен, что трудно доказывать, какой ты хороший - гораздо легче говорить, какие плохие все вокруг. Причем мало кто затрудняет себя аргументами, многие предпочитают просто кричать: чем громче крик, тем легче быть услышанным. Порой мне кажется, что мы никогда не выйдем из этого заколдованного круга - разве что, наконец, поймем, что во власти нужны люди думающие, ответственные, а не "рубаки". Помните, как бывший президент и тот же лидер фракции Рошка с помощью того же Алексея боролись с коррупцией? И наверняка помните, что нынешние правители сконцентрировали на себе внимание избирателей теми же лозунгами. А ведь коррупция процветает. И, наверное, сегодня больше, чем когда-либо.

- Вы хотите сказать, что, когда вы были во власти, было меньше коррупции?

- Абсолютно точно! Во-первых, я не могу отвечать за всю власть: тогда у нее было несколько ветвей. Одно могу сказать - власть была открытой, взаимно контролируемой, потому что состояла из представителей различных партий. Невозможно было принять ни одного решения скрытно, односторонне. А ведь коррупция процветает там, где власть закрыта, где решения принимаются непрозрачно. И тем более она плодится там, где над властью устанавливается контроль одной партии или, что гораздо хуже, одного человека.

- Какова, с вашей точки зрения, главная проблема нынешней власти?

- Она поставила себя вне общественного контроля. Все граждане должны подчиняться законам и соблюдать их. У нас же есть несколько человек, для которых не существует ни законов, ни правил поведения. Как говорится, всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно - даже умных, подготовленных людей.

- 2004-й год - предвыборный. В отличие от многих других партий, ДПМ устояла, во многом сохранила ряды и, как мы понимаем, готовится к парламентским выборам. Каковы ваши планы?

- Мы прошли через непростые события. Было время, когда на Демпартию бросили весь репрессивный гос-аппарат. Били слева и справа. Не потому, что мы плохие, а потому, что конкуренты, потому, что многим мешали.

- Вы хотите сказать, что били и коммунисты? Нам показалось, что они хотели с вами дружить...

- Не помню в истории примера, когда коммунисты хотели с кем-нибудь дружить. Скорее, использовать эту дружбу... Но это в такой же степени относится и к другим партиям. Если оценить расстановку сил на политической сцене - мы располагаемся между коммунистами и альянсом "Moldova noastra". Исходя из этого, как бы дружественно ни были настроены по отношению к нам эти партии в отдельные периоды - все равно и те, и другие на нас смотрят косо. Тем не менее, я абсолютно серьезно утверждаю, что в ДПМ накоплен очень серьезный интеллектуальный потенциал, который может быть полезен стране. Мы не хотим кичиться этим, но это - объективная реальность. К нам сегодня приходят новые, известные люди. И мы рассчитываем занять свое место в парламенте. Мы в предыдущем законодательном органе были самой конструктивной силой. В нынешнем чувствуется наше отсутствие. Если мы хотим говорить о Молдове как о динамично развивающейся стране, где делают политику современно мыслящие люди, - то необходимо включить в созидательную работу представителей ДПМ. Такие люди, как Валериу Булгарь, Александр Муравский, Виктор Катан, Ион Пэдурару, Владимир Гуриценко и многие другие, доказавшие свою полезность, не могут оставаться в стороне в эти трудные для страны времена.

- Сейчас много говорят о блоках. Урекян говорит, что вы ближе всего к "Moldova noastra", и вы говорили об этом. Произойдет ли сближение?

- Создание предвыборного блока - дорога с двусторонним движением. В свое время, в 2001-м, мы настойчиво предлагали Мирче Снегуру объединиться в блок. Почти что договорились. В последний момент г-н Снегур отказался. Что из этого получилось? Сейчас мы считаем, что создание блока из умеренных однотипных партий будет иметь кумулятивный эффект. И к этому вопросу нужно относиться серьезно. Судя же по некоторым высказываниям представителей "Moldova noastra", они не настроены на компромисс. Некоторые уже закрывают глаза и видят себя на троне. Думаю, что реальность более сурова... Спросим себя: нам надо бороться за то, чтобы изменить ситуацию в Молдове, или за то, чтобы продвинуть в парламент 10-15 своих депутатов? Кому нужны эти 20-30 сегодняшних оппозиционеров, что они могут решить?

- Если не получится блок, вы будете участвовать в выборах самостоятельно?

- Да, конечно. Мы участвовали - и в очень неблагоприятных условиях - в местных выборах, и получили скромный, но положительный результат. В 14 районах наши люди участвуют в местных органах управления. И это - при 8 процентах полученных мандатов! Уверен, что ДПМ не только будет представлена в будущем парламенте, но и будет играть там очень важную, конструктивную роль.

- А с кем вы планируете создать коалицию - с партией коммунистов или с альянсом "Moldova noastra"?

- Сечас невозможно ответить на этот вопрос. Все зависит от того, как все эти партии будут представлены в будущем парламенте. Единственное, что могу сказать сегодня: наш представитель будет претендовать на пост премьер-министра, в остальном мы готовы сотрудничать с другими партиями - конечно, с учетом нашей идеологии и нашего видения перспектив развития страны.

- Заинтриговали. Может, назовете имя кандидата?

- Все в свое время. Но, как вы понимаете, у нас достаточно людей, чтобы даже из числа членов партии составить очень грамотное, компетентное правительство.

- Давайте поговорим о другой наболевшей проблеме - Приднестровье. Есть ли перспективы у нынешней власти разрешить ее?

- Об окончательном урегулировании в том виде, в каком мы себе его представляем, думаю, говорить не приходится. Поезд ушел, возможность упущена. Причем в самых неблагоприятных для Приднестровья условиях. Готовность России участвовать в разработке окончательного документа нужно было использовать самым серьезным образом. На совместный поиск этого решения надо было бросить лучших специалистов, надо было работать и днем и ночью! После всего случившегося в итоге, не думаю, что какие-то серьезные люди захотят сесть за стол с теми же "переговорщиками". Нужно время.

- И когда же оно придет?

- Я думаю, не раньше, чем состоятся парламентские выборы. В то же время не надо опускать руки. Надо создать условия и соответствующую атмосферу для того, чтобы вернуть к круглому столу приднестровцев. С ними надо решать тысячи текущих проблем. Но не так, как решали проблему со связью! Нужно найти убедительные аргументы для того, чтобы подключить дополнительно к поиску решения Европейский союз и США. Молдова должна стать местом, где Россия, США и Европа будут искать компромисс. Но при этом кишиневская власть должна себя вести в соответствии с мировыми стандартами, не должна выглядеть "капризной невесткой".

- Россия и Румыния, по идее, - наши стратегические партнеры в разрешении приднестровской проблемы. А мы нагнетаем противоречия...

- Конечно, и Россия, и Румыния географически, исторически должны быть нашими партнерами. Да и Украина тоже. Эти три страны - не просто наши соседи. Бог так захотел, чтобы жили на нашей земле молдаване, украинцы, румыны, русские, чтобы население было кровно привязано к этим странам. Играть на противоречиях - опасно, безответственно, бесперспективно. Я рад, что за наше короткое пребывание во власти в 1998-2000 годах как внутри страны, в межнациональном плане, так и в отношениях с этими странами были оптимистичные настроения. Сегодня же заявления некоторых околовластных функционеров и даже руководителей государства, мягко говоря, не способствуют ни созданию обстановки взаимовыгодного сотрудничества с этими странами, ни созданию обстановки взаимного доверия в обществе. Не говоря о том, что сталкивание людей по национальному признаку просто опасно для страны!

- Такое впечатление, что Кишинев уже для себя решил - Восток нам не поможет, и кинулся на Запад, причем под бурные аплодисменты. Как вам это западное направление?

- Все попробовали, осталось последнее... А если серьезно - ситуация, в которой оказалась страна, очень деликатная. Кто наши друзья в мире? Кто наши партнеры в реализации европейского проекта? Трудно себе представить обстановку в Европе, если дома даже не приступили к строительству этой дороги. Европейская политика - это, прежде всего, домашняя политика: реформы, развитие демократии, европейских традиций, внедрение стандартов и правил европейской жизни. Можем ли мы сказать, что государственная машина, все государственные институты, включая политические партии и гражданское общество, сосредоточили усилия на реализации этих идей и планов? А без такого консенсуса невозможно себе предствить даже начало этого пути. Вы думаете, что западные правительства и ЕС не информированы о состоянии дел в Молдове? Думаю, многочисленные разговоры о Европе только расхолаживают нас, потому что за этими разговорами нет конкретных дел.

- Власти выгодно представлять вещи в розовом свете...

- Наша власть надеется на то, что Запад перестанет расспрашивать о ходе реформ, подкинет деньжат. Да, Запад, как и своих избирателей, можно провести раз-другой, но не вечно. Думаю, что не столько Европе, сколько нам самим нужно, чтобы в экономике придерживались строгих рыночных принципов, чтобы государство и все экономические агенты без исключения играли по одним привилам, чтобы органы правопорядка и суды руководствовались законами, а не телефонным правом, чтобы человек ощущал себя защищенным, в конце концов, чтобы осознали, что государство - это народ, а власть дается на определенный срок людям, чтобы реализовать волю этого народа, а не делать все что взбредет в голову.


 
Количество просмотров:
240
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.