5 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
«Русские» евреи пытаются сохранить русскую культуру за рубежом
30.01.2004
Марианна Беленькая

На сегодняшний день эмиграция евреев из России практически сошла на нет – и российские города обретают устойчивую еврейскую общину.

А ведь в конце 1980-х - начале 1990-х гг. складывалось впечатление, что уезжают все. Практически каждая еврейская семья решала судьбоносный вопрос: «ехать или не ехать?», а «если ехать, то куда?».

Советские евреи (речь идет не только о России, но и о бывших республиках Советского Союза, ныне СНГ и Прибалтика) уезжали в основном в Израиль, США и Германию. Причем в 1990-е гг. основным направлением еврейской эмиграции стала Германия. Благодаря чему, по данным Центрального еврейского интернет-ресурса, еврейское население Германии возросло с 30 тыс. в 1990 г. до 200 тыс. к середине 2003 года. Только в 2002 г. в Германии осело 19 262 евреев из СНГ, в сравнении с 18 878 в Израиле и менее чем 10 тыс. в США.

Впрочем, Израиль по итогам "эмиграционного оттока" из СССР все же остается лидером. Цифры такого рода приводит учрежденный в июле 2002 года в Москве Всемирный конгресс русскоязычного еврейства - международная неправительственная структура, объединяющая еврейские русскоязычные организации и общины 23 стран, включая СНГ и Балтию. Конгресс считает своими задачами консолидацию русскоязычного еврейства в поддержку Израиля, а также интеграцию русскоязычных евреев в странах постоянного проживания. Представительства конгресса работают в Иерусалиме, Москве, Нью-Йорке и Берлине.

По данным Конгресса, в Израиле проживает около 900 тыс. русскоязычных евреев, в США - 430 тыс., Германии - 120 тыс., Канаде – 60 тыс., Австралии - 20 тыс., Австрии - 3 тыс., Швеции - 2 тыс., Новой Зеландии - 500 человек. По несколько сот - во Франции, Великобритании, Чехии и Нидерландах.

Большинство из этих людей сохраняют приверженность русской культуре. В США, Израиле и Германии, где особенно большие конгломераты «русских евреев», представители старшего поколения ограничивают круг своего общения эмигрантской средой. Они живут в маленьком «русском» мире – читают русскоязычные газеты, смотрят русскоязычное ТВ и слушают русское радио. Порою там создается впечатление, что русскоязычная община никогда не сможет ассимилироваться.

Но на самом деле это лишь вопрос смены нескольких поколений, особенно поскольку приток евреев из России иссякает. Правда, пока русский остается общим языком для евреев, живущих в СНГ и Прибалтике, но и в этих странах все больше и больше начинают преобладать национальные языки. В дальнем зарубежье – тем более.

Специалист по вопросам эмиграции, академический директор Международного исследовательского центра российского и восточно-европейского еврейств Олег Будницкий отмечает, что «для эмигрантов, к какой бы национальности они не принадлежали, главная проблема вовсе не найти работу и выучить язык, главная проблема – дети, которые на каком-то этапе перестают говорить на языке родителей. И культура, в которой они вырастают, это уже не культура родителей. В некоторых семьях предпринимаются специальные усилия, чтобы сохранить родной язык. Но это в большинстве случаев безнадежное занятие. Постепенно связи со страной исхода теряются».

О том, что рано или поздно «русские евреи» ассимилируются, свидетельствуют и приоритеты организаций, вошедших во Всемирный конгресс русскоязычного еврейства.

Так, целью работы литературно-музыкального салона в Берлине, открывшегося при Еврейской общине города, является интеграция ее русскоязычных членов в европейскую и еврейскую культуру.

«Общество русскоязычных евреев Швеции» было открыто для эффективной помощи пожилым представителям русскоговорящей диаспоры в их интеграции в местную еврейскую жизнь.

Ассоциация “Шалом”, объединяющая активную часть русскоговорящего еврейства Австралии, одной из своих главных задач считает стимулирование интеграции русскоговорящих евреев в еврейскую общину Австралии и в австралийское общество.

И так далее.

Как констатирует Олег Будницкий, если с 1951 по 1991 гг. из СССР уехало около 1 млн евреев, то, судя по данным российской переписи населения 2002 года, после развала СССР только из России их уехало около 210 тысяч – почти половина общины. Поэтому неудивительно, что такой вал еще не успел интегрироваться. Но опыт предыдущих волн эмиграции свидетельствует, что это неизбежно.

В беседе с обозревателем РИА «Новости» Олег Будницкий заметил, что вопрос ассимиляции сопровождает всю историю эмиграции евреев из России, которая насчитывает больше 120 лет.

В 1881-1914 гг. страну покинули 1 млн. 980 тыс. евреев, из них 1 млн. 557 тыс. (78,6%) эмигрировали в США. Лишь немногие уезжали в Палестину, Аргентину, европейские страны. Еврейская эмиграция приветствовались правительством, видевшим в ней разрешение еврейского вопроса.

Евреи, уехавшие из России до революции, в основной своей массе принадлежали к низам, они жили в черте оседлости и в основном не идентифицировали себя с русской культурой.

Сейчас ничто не напоминает о том, что корни многих американцев - в России. Для потомков первых эмигрантов их «русские» корни являются чем-то экзотическим, легендой в семейном архиве.

Пожалуй, первыми, кто гордился тем, что является «русским евреем», идентифицировал себя с русской культурой – были еврейские эмигранты послереволюционной волны (после 1917 года).

По словам Будницкого, в Российской империи евреи являлись неполноправным меньшинством. Чтобы сделать достойную карьеру в рамках государственной службы, им нужно было креститься. По этому пути пошли многие еврейские интеллигенты, особенно в двух российских столицах - Москве и Петербурге.

Но все же были и те, кому удавалось, не меняя веры, играть заметные роли в политической и общественной жизни страны. Среди них династия баронов Гинзбург – крупных предпринимателей и меценатов, адвокат и публицист Максим Венавер - член ЦК партии кадетов и депутат Первой Государственной думы /действовала с 27 апреля по 8 июня 1906 года/, адвокат Оскар Грузенберг, получивший всемирную известность как защитник Менахема Бейлиса. К еврейской элите Российской империи относится помощник и спичрайтер премьер-министра России, реформатора Петра Столыпина /1906-1911 гг./ Гурлянд. Многие из известных речей Столыпина, которые цитируются в России и за рубежом до сих пор, на самом деле принадлежат перу Гурлянда.

Русские интеллигенты еврейского происхождения "волны после 1917 года" долгие годы мечтали вернуться на родину, пытались сохранить в своих семьях русский язык и русскую культуру. Но после того, как они осознали, что путь назад закрыт, исчезла необходимость и поощрять детей получать русское образование. Впрочем, многие русский язык сохранили, особенно те, кто посвятил свою жизнь изучению истории России.

В Берлине – первоначальном центре эмиграции из России в 1925 году насчитывалось примерно 250 тысяч русских эмигрантов, из них 63 тысячи были евреи. Из 90 членов Союза русской присяжной адвокатуры в довоенной Германии только три-четыре человека были не евреями.

В Берлине активно работал Союз русских евреев в Германии, множество других общественных организаций. В Нью-Йорке перед войной был создан Союз русских евреев-юристов, в основном переехавших туда из Германии.

Евреи внесли значительный вклад и в развитие русской эмигрантской литературы. В поэтическом движении 1920-ых гг. «Парижская нота» принимали активное участие Юрий Мандельштам, Довид Кнут – муж Ариадны Скрябиной, дочери великого русского композитора Александра Скрябина. Ариадна приняла иудаизм и погибла во время войны, сражаясь в рядах Сопротивления.

В Париже писательница Софья Прегель издавала литературный журнал «Новоселье». Писатель Марк Алданов и поэт Михаил Цетлин были первыми редакторами «Парижских современных записок». В годы Второй мировой войны журнал этот стал выходить в Нью-Йорке под названием «Новый журнал». Он издается там до сих пор, но число его читателей сегодня незначительно.

Русскоязычный еврейский Нью-Йорк возник по-настоящему в 1940 году, когда туда переселились бежавшие из охваченной войной Европы русскоязычные еврейские эмигранты.

Так там оказалась большая группа евреев, входивших в партию меньшевиков. Самые яркие примеры - Давид Далин, Рафаил Рейн /Абрамович/. В США они стали признанными экспертами по России и нередко давали советы американской элите – какой политики надо придерживаться по отношению к СССР.

Во многом под влиянием этой группы оказалась и американская историческая наука. Сын Давида Далина – Александр стал профессором истории Колумбийского, а потом Стэндфордского университета. Его перу принадлежит едва ли не первая книга о нацистском оккупационном режиме на территории СССР.

Нельзя сказать, отмечает Олег Будницкий, что еврейская элита, уехавшая из России после революции, была оторвана от своих еврейских корней.

Адвокат Венавер издавал в Париже еженедельник «Еврейская трибуна». Он выходил с 1920 по 1924 г. на русском, французском и английском языках. Еженедельник был основан для защиты интересов российского еврейства и для ознакомления мирового сообщества с его положением в Советской России. В Париже в 1939 году кружок русской еврейской интеллигенции выпустил сборник «Еврейский мир», который до сих пор служит солидным историческим источником для тех, кто пишет о положении евреев в Советской России.

Именно выходцы из России внесли основный вклад в создание в 1921 году Всемирного союза ОРТ / «Обществ ремесленного труда», а после 1958 года аббревиатура стала расшифровываться как «Organisation, Reconstruction and Training»/, который помогал евреям-эмигрантам приобретать профессии, дающие возможность получать стабильный доход.

ОРТ был создан в 1880 году в Санкт-Петербурге, но после революции эта система прекратила свое существование в России и вернулась на «историческую родину» только в 1991 году. За 13 лет своей новой истории в СНГ и странах Балтии ОРТ увеличил ежегодное число обучаемых с нескольких сотен до более чем 25 тыс человек.

Помимо ОРТ в 1990-е гг. в России открылись представительства и других всемирных еврейских и израильских организаций. Пожалуй, самые активные сред них - «Джойнт», «Сохнут», «Гилель». Первоначально еврейская община России существовала только за счет зарубежной помощи, сегодня многие программы спонсируются уже за счет средств российских евреев. Впрочем, некоторые из них являются гражданами Израиля и США.

Яркий пример - Лев Леваев, президент Федерации еврейских общин СНГ, благотворительного фонда «Хабад-Любавич - Ор-Авнер», председатель Торгово-Промышленной Палаты «Израиль – Россия и СНГ». Леваев родился в 1957 г. в религиозной семье бухарских евреев, в 1972 году эмигрировал вместе с семьей в Израиль, где занялся алмазным бизнесом. С началом рыночных реформ в России он стал активно осваивать российский рынок алмазов и активно финансировать еврейскую общинную жизнь.

Многие русскоязычные бизнесмены, уехавшие в свое время в США, Израиль и другие страны, пытаются наладить сегодня бизнес с Россией. Но, как отметил в интервью РИА «Новости» исполнительный вице-президент Российского еврейского конгресса Юрий Раскин, «я еще не знаю никого, кто добился бы успеха в бизнесе только благодаря своему еврейству и связям, основанным на национальном происхождении».

А президент VIP-банка Григорий Альтшулер добавил, что «жизнь в России изменяется так стремительно, что эмигранты, возвращающиеся после длительного перерыва, не узнают ни страну, ни людей, в ней живущих». Что же говорить о тех, кто уже вырос за пределами России.


 
Количество просмотров:
397
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.