26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Политика
Шарон меняет направление, а не стиль
12.02.2004
Лора Кинг

Еще за много лет до того, как он стал премьер-министром, Ариэль Шарон любил водить гостей на пустынный, скалистый склон холма на Западном берегу. Оттуда была хороша видна узкая, но густо населенная прибрежная равнина Израиля. Там он произносил яркую, проникновенную речь. Он разворачивал постоянно шуршащие на ветру географические карты. Он убедительно доказывал, что Израилю для самозащиты нужно зубами держаться за эту стратегическую возвышенность. При этом он никогда не говорил, что эта самая каменистая земля - сердце государства, о котором мечтают палестинцы.

Шарон всю свою жизнь был военным. Он всегда смотрел на мир с точки зрения поля боя. Но теперь, когда его политическая карьера близится, возможно, к закату, его представление о том, как нужно защищать еврейское государство от всяческих угроз, коренным образом изменилось.

Идея Шарона о Большом Израиле от Средиземного моря до реки Иордан сменилась идеей о том, что палестинцам все-таки придется предоставить собственное государство на части этой территории. Но израильский лидер, извечный тактик, ясно дал понять, что произойдет это на его собственных условиях. Он не примет ни условия палестинцев, ни даже, наверное, американской администрации, ни тем более остального внешнего мира.

Эволюция в мышлении 75-летнего Шарона недавно нашла свое новое отражение. Премьер-министр объявил о своей давно назревавшей драматической инициативе. Она может привести к эвакуации практически всех еврейских поселений из сектора Газы. А ведь когда-то премьер-министр называл этот район ключевой линией обороны, которую Израиль никогда не отдаст.

В предыдущие месяцы Шарон оповестил жителей отдаленных еврейских поселений в Иудее и Самарии, что их общины также поставлены в очередь на эвакуацию. Кроме того, он высказал мнение, что Иерусалим нужно официально разделить с палестинцами. Еще сравнительно недавно эта идея казалась абсолютно крамольной. А в прошлом году он впервые назвал значительное военное присутствие Израиля в Иудее, Самарии Газе "оккупацией".

Один израильский обозреватель окрестил это "танцем под семью вуалями" Ариэля Шарона. Он имел в виду его серию осторожных, постепенных, но всё более радикальных высказываний. Его администрация зачастую быстро смягчает его формулировки, чтобы сделать их более приемлемыми для его правых союзников и внутренней аудитории. Последняя ощущает уже очень большую усталость от жестокой, более чем трехлетней войны с палестинцами.

Но какими бы оговорками и туманностями ни сопровождались заявления Шарона последних полутора лет, вместе они отражают решительное изменение его политического облика.

Когда-то Шарон был одним из застрельщиков еврейского поселенческого движения. Теперь же поселенцы считают его едва ли не главной угрозой своим общинам. Когда-то Шарон был убежден, что сила - единственный язык, понятный палестинцам. Теперь же он спокойно и философски рассуждает о необходимости просто-напросто разделить два истекающих кровью народа.

Когда-то этот ныне старый генерал участвовал во всех войнах, которые приходилось вести его родине с самого своего рождения в 1948 году. Теперь же он, кажется, готов уступить завоеванную в упорных сражениях территорию, не потребовав от врага даже мирного договора.

- Я думаю, за последние два года Шарон осознал, что, по целому ряду причин, он физически не сможет удержать эти территории, - полагает Йорам Пери, политолог Тель-Авивского университета. - Вряд ли он изменил свои убеждения относительно вопросов мира. Просто он стал реалистичнее смотреть на вещи. Полевой командир не уходит со словами "Я сдаюсь". Он находит способ сделать это так, чтобы это принесло ему наибольшую выгоду.

За тот же период, впрочем, Шарон проявил и ястребиную сторону своей натуры. Именно за нее получил он много лет назад прозвище Бульдозер. Шарон начал строительство Защитной стены в Иудее и Самарии. По мнению палестинцев, она наглым образом отнимает у них целую кучу земли. При Шароне продолжали расти еврейские поселения. И это несмотря на сильное давление Америки, призывавшей прекратить экспансию.

Его часто винят в содействии отставке одного умеренного премьер-министра Палестинской автономии. Его упрекают и в том, что он слишком мало делает для того, чтобы та же участь не постигла и следующего палестинского премьер-министра.

Израильский лидер вроде бы заверяет Америку, что он будет строго придерживаться ее плана мирного урегулирования. Он основан на том, что Израиль и палестинцы будут обсуждать условия образования палестинского государства. Между тем, Ариэль Шарон методично создает основу для своего плана одностороннего отмежевания Израиля от Палестины. И это, пожалуй, и есть самое важное.

Следуя этой уже реализующейся стратегии, Израиль в одностороннем порядке отступит к тем границам, которые, как ему кажется, он сможет успешно оборонять. Судя по всему, границы эти будут проходить, по крайней мере вначале, по Защитной стене. Ее планируемая протяженность превышает 400 миль. Но пока она еще находится на стадии сооружения. И только когда израильское правительство будет готово обсуждать условия предоставления палестинцам независимости, начнутся переговоры.

Палестинцы опасаются, что такой образ действий предопределит исход любых переговоров. Они боятся, что территория, которую им оставит Израиль, будет настолько урезанной и фрагментарной, что государством ее можно будет называть только условно.

"Если Шарон действительно уйдет из Газы, то это потому, что он думает, что так ему проще будет удержать за собой большие участки Иудеи и Самарии, - писала в редакционной статье весьма уважаемая газета Ha'aretz. - В такой узкой перспективе не найдется места для переговоров с палестинцами. Вряд ли получится и создание жизнеспособного палестинского государства, мирно живущего бок о бок с Израилем.

Шарон пообещал, что он начнет воплощать свой план в жизнь только в том случае, если американская "Дорожная карта" окончательно провалится. За девять месяцев, прошедших с ее внедрения, не наметилось, по сути, ни малейших положительных сдвигов. Между тем, в США полным ходом идет избирательная кампания. Всё это вызывает как у израильских, так и у палестинских руководителей большие сомнения в том, что в ближайшие месяцы Соединенные Штаты будут играть здесь хоть сколько-нибудь значительную роль. Этим, вероятно, и воспользуется Шарон, чтобы начать реализацию своего плана.

Премьер-министр поручил своему советнику по национальной безопасности генерал-майору Гиоре Эйланду определить те границы, которые Израиль сможет оборонять. Это придется делать до тех пор, пока у Палестины не появится такое правительство, с которым можно будет нормально вести переговоры. Израиль наотрез отказывается иметь дело с президентом Палестинской автономии Ясиром Арафатом. Израиль также дает понять, что если назначенный премьер-министр ПА окажется неспособным к самостоятельным действиям, то и с ним Израиль не станет вести никаких переговоров.

Близкие к Шарону политики утверждают, что он действует в интересах мира, а намеченные им территориальные уступки исключительно болезненны и для него самого.

- Он абсолютно искренен. Любой, кто в этом сомневается, просто не понимает его характера, - говорит Эли Ландау. Этот предприниматель уже давно является близким другом премьер-министра. - Я знаю его уже долгие годы. Я видел, как он холил и лелеял каждое еврейское поселение. Поэтому то, что ему приходится сейчас делать, является для него настоящей трагедией. Но теперь он лидер. Он стоит на самом верху пирамиды. И оттуда он видит, что это единственный путь вперед.

Сторонники Шарона откровенно издеваются над предположением оппонентов, что выбор времени для ухода из Газы направлен на то, чтобы отвлечь внимание общественности от полицейского допроса, которому он подвергается по обвинению в получении взяток. Как план эвакуации, так и скандал вокруг премьер-министра на слуху уже несколько месяцев, поясняют они. Так что нынешнее совпадение во времени - чистая случайность.

Как бы то ни было, угроза обвинительного приговора по делу о взятках продолжает висеть над премьер-министром. Если она исполнится, это может привести к отставке Ариэля Шарона. Более того, это может внести беспорядок на политическую сцену Израиля. В этом случае инициативы последних месяцев окажутся, скорее всего, загубленными. Это особенно реально, если на смену Шарону придет его наиболее вероятный преемник Биньямин Нетаньяху, явный сторонник жесткой линии. По словам аналитиков, сложное сочетание факторов натолкнуло Шарона на мысль, что образование палестинского государства всё же неизбежно.

С начала войны прошло уже почти три с половиной года. За это время всем стало ясно, что палестинские боевики не могут даже мечтать о военной победе над решительно превосходящими их израильскими силами. Но они могут продолжать терроризировать израильские города и населенные пункты. Что, собственно, они и делают. Их террористы-смертники продолжают убивать и калечить мирных израильских граждан. И поток этих террористов, кажется, неиссякаем.

Уставшие от войны израильтяне были заинтригованы и на удивление благосклонны к нескольким неофициальным мирным инициативам. Согласно этим планам, Израиль должен был пойти на территориальные уступки в обмен на мир с палестинцами.

Горячие дебаты вызвало в последние месяцы и утверждение, что палестинцы на территориях и арабские граждане Израиля, размножающиеся куда быстрее евреев, вскоре составят большинство на территории Большого Израиля. Целый ряд знаменитых израильтян под предводительством бывшего спикера парламента Авраама Бурга недвусмысленно предупредил, что демографическая ситуация в конце концов поставит перед Израилем неразрешимый выбор: или он отказывается от демократии, или теряет свою еврейскую сущность. Единственный способ избежать этого - отмежеваться от палестинских территорий.

- Обратите внимание, Шарон - это не Рабин, - сказал Пери. Этот обозреватель был в свое время политическим советником убитого премьер-министра. - В конце жизни Рабин осознал, что палестинцы - это народ и мы должны обращаться с ними, как с партнерами. Шарон не изменил своих взглядов на этот вопрос. Но он не может игнорировать реальность. Он видит, что происходит вокруг. Он вынужден идти на уступки. Но при этом он хочет сохранить за собой как можно больше земли.

План Ариэля Шарона неизбежно столкнется с огромными препятствиями. И всё же, судя по многим признакам, он всерьез вознамерился продолжить эвакуацию поселений из Газы. Далее та же участь постигнет и изолированные общины в Иудее и Самарии.

Правительство уже аккуратно подсчитывает стоимость перемещения семей поселенцев. Ожидается, что этот вопрос скоро будет фигурировать на переговорах с администрацией Буша.

Правые союзники Шарона пока не заявили о своем выходе из его правительства. Однако они говорят, что непременно сделают это в знак протеста, как только Шарон начнет осуществлять свой план массовой эвакуации поселений. Недавно возле овцеводческой фермы Ариэля Шарона в пустыне Негев собралась толпа поселенцев из сектора Газы. Они выкрикивали против него злобные лозунги. А ведь еще несколько месяцев назад такую сцену невозможно было даже вообразить!

Премьер-министр также активно заручался поддержкой военного ведомства. С одной стороны, в этой сфере он чувствует себя особенно комфортно. С другой стороны, его инициатива по уходу из Газы застала врасплох ведущие фигуры этого ведомства. Ястребиный министр обороны Шауль Мофаз поддерживает эту идею. Сообщается, однако, что некоторые другие высокопоставленные полевые командиры испытывают некоторые сомнения по поводу этой инициативы. Как бы то ни было, они получили приказ не особенно разглагольствовать на эту тему на публике.

Военный историк Мейр Пэйл давно наблюдает за деятельностью Ариэля Шарона. Он полагает, что в отсутствие политической договоренности с палестинцами такие односторонние шаги в конечном счете могут привести к катастрофе. Он считает также, что Шарон, скорее всего, останется верен своему курсу.

- Политическая сторона вопроса - отсутствие какого бы то ни было соглашения - представляется сегодня очень опасной. И я говорю это как военный, - сказал Пэйл. - Но Арик Шарон - крутой парень, очень толстокожий. Он будет доводить до конца то, что начал. И это вполне в его стиле.

Перевод Вадима Черновецкого


 
Количество просмотров:
189
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.