26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Экономика
Ампутация бриллиантовой руки
10.07.2000
Одобренные ООН вечером в среду санкции на сьерра-леоновские алмазы схожи с эмбарго на иракскую нефть. В одном случае миру запретили покупать камни у повстанцев (контролирующих девять десятых алмазных копей страны), чтобы тем стало нечем финансировать массовую ампутацию здоровых конечностей у идеологических оппонентов. В другом - нефть нельзя покупать у Саддама Хусейна, чтобы ему нечем было оплачивать свое международное хулиганство.

Есть одно капитальное отличие.

Несмотря на санкции, нефть из Ирака течет потоком в обход патрульных кораблей. Поймать перевозчиков довольно сложно, остановить покупателей невозможно вовсе.

Запрет же на алмазы из Сьерра-Леоне можно претворить в жизнь на удивление полно. И не потому, что африканские повстанцы для мировой прогрессивной общественности хуже саддамовского режима. Просто рынок алмазов как будто специально создан для эмбарго.

Этот рынок до сих пор не обрушился от растущего предложения только потому, что он официально и с согласия большинства участников монополизирован: две трети мировых продаж сырых алмазов контролирует южноафриканский гигант De Beers. Чтобы спасти рынок от обвала, эта компания оставляет в своих запасниках немалую долю алмазов, которые покупает у других производителей (включая российскую "Алросу"). Покупает, просто чтобы не пустить камни на рынок: ограничено предложение - держится цена.

Но De Beers хоть мощный, но не резиновый. Ведь и алмазы, в отличие от той же нефти, не расходуются в топке, а накапливаются: проданные, обработанные и проданные опять лежат у кого-то в сейфе ровно так же, как сырые и непроданные - у De Beers. И бриллианты из сейфов точно так же давят на рынок, как свежедобытые и только что ограненные.

Корпорация уже пару лет лихорадочно ищет способ и рыбку съесть, не выпустив на рынок лишние алмазы, и верхом сесть, потратив меньше денег на тотальную скупку камней для хранилища.

Кризис в Сьерра-Леоне и санкции ООН - подарок небесный. Теперь поток необработанных алмазов обмелеет хотя бы чуть-чуть. А пронять торговцев-диамантеров куда проще, чем нефтетрейдеров. По весьма незамысловатой причине: в мире их гораздо меньше, и все они знают друг друга.

Так что когда израильская федерация диамантеров в прошлом месяце заявила, что замеченных в торговле "партизанскими алмазами" будет изгонять, все поверили: скрыться в узком кругу нельзя, а раз потеряв такую работу, потом ее уже не найти - негде. Кстати, на следующей неделе De Beers собирает в Лондоне так называемых "сайтхолдеров" - авторизованных им самим торговцев, - чтобы объявить им новые требования к претендентам на авторизацию.

Конечно, в нынешнем варианте алмазных санкций есть прореха: эмбарго не распространяется на соседнюю Либерию, через которую идут камни из Сьерра-Леоне, меняя по пути "гражданство" - а поскольку страны соседние и геология схожая, то и камни различить трудно. Во всяком случае, диамантеры второго наряду с Тель-Авивом бриллиантового центра - Антверпена - на это уже пожаловались.

Какой во всем этом сухой остаток для России? Первый вывод простой - у нашей страны как крупного добытчика алмазов есть повод веселиться. "Алросе", как и De Beers, на тесном рынке чем меньше народу, тем больше кислороду. Но для пессимиста и тут есть ложка дегтя: когда санкции настолько просто не только наложить, но и соблюсти, становится боязно. Поневоле представляешь себя на месте объекта санкций. Мало ли куда поведет международную общественность. От сумы и от тюрьмы, как известно, не зарекаются - особенно когда рука в гипсе, а в нем - брильянты.


 
Количество просмотров:
152
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.