26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Красная точка в центре Европы. Почему?
06.03.2001
(Политический комментарий агентства "ИНФОТАГ")

Часть 1. Что способствовало победе коммунистов?

Неделю назад, в понедельник утром Молдова проснулась знаменитой. Прошедшие парламентские выборы столь мировой сенсацией и вновь вывели республику на первые полосы зарубежной прессы. Со времен вооруженного конфликта в Приднестровье так много про Молдову мир не говорил. Все пытаются найти объяснения произошедшему и спрогнозировать по какому сценарию будет развиваться ситуация дальше.

В принципе, как мы писали и до выборов, победа коммунистов была вполне предсказуема. С этим соглашались все - от самих коммунистов и их избирателей до нейтральных наблюдателей и их политических оппонентов.

Вообще, в последнее время тенденция усиления влияния левых наблюдается во многих странах Европы. Даже более благополучные государства из бывшего социалистического лагеря, которые уже преодолевают трудности переходного периода, пока еще не могут окончательно избавиться от ностальгии по прошлому. Тем более, государства бывшего СССР, где левые постоянно напоминают о себе. Но ни в Украине, ни в России, ни в других республиках они не смогли выиграть президентские выборы или взять большинство в парламенте. Это случилось только в Молдове. А потому результат был неожиданным и поразил всех, в том числе и самих коммунистов.

Их приходу к власти способствовало несколько объективных причин. Основную популярно объяснил сам лидер коммунистов Владимир Воронин. Сразу после выборов он справедливо заметил, что не коммунисты выиграли выборы, а власть проиграла - народ выразил ей вотум недоверия. Власть в широком смысле этого слова, не только нынешние правители, но и те, кто имел отношение к власти на протяжении последних 10 лет.

После получения независимости Молдова воспользовалась выгодным географическим расположением и любезно предоставленной помощи с Запада. В стране начались реформы, республика очень быстро набрала темпы и стала лидером реформ на постсоветском пространстве. Первой ввела национальную валюту, начала процесс приватизации, привлекала инвестиции, отказалась от колхозов и распределила землю, приняла новую демократическую Конституцию, вступила в Совет Европы и ряд других престижных международных организаций. Как минимум на шаг Молдова опережала других партнеров по СНГ.

Республику приводили в пример на самых высоких международных форумах, власть придержащие гордились достигнутыми успехами. Между тем, слово "реформа" стало ругательным среди населения. Рыночные преобразования, которые были хорошо видны из Вашингтона, Страсбурга и европейских столиц не давали результатов, которые были бы ощутимыми для среднего молдавского крестьянина. Наоборот, простые люди обнищали, уровень жизни снизился, средний класс создать не удалось, доходы очень богатых людей выросли за счет увеличения количества очень бедных.

Все это сопровождалось политической нестабильностью, борьбой за власть, выяснением отношений между представителями ветвей власти и различных государственных институтов. Естественно, постоянные эксперименты, перетягивание каната, смена правительств, движение вперед методом проб и ошибок довело людей до отчаяния. Они были готовы голосовать за кого угодно, но против тех, кто управлял страной все эти годы.

Сейчас многие говорят о том, что если бы Партии коммунистов не было, то ее бы следовало придумать. Главное - внушить избирателям, что она не имеет отношения к тому, что происходило на протяжении этих 10 лет. Это удалось Партии коммунистов, которая убедила их, что если проголосуют, то все будет "как раньше", до прихода к власти демократов.

Добавились еще и популистские обещания относительно цен, наведения порядка, социальных гарантий, вступления в Союз России и Беларуси и придания русскому языку статуса государственного. Ностальгические обещания были рассчитаны на сельского избирателя, который не стремится вникать в программные задачи и принципы их решения. А вопрос о статусе русского языка был включен в предвыборную платформу с расчетом на русскоязычного избирателя, который традиционно проявляет больше активности на выборах.

И расчет оправдался. В Кишиневе, Бэлць, Гагаузии и Тараклии, где проживает основная часть национальных меньшинств, коммунисты получили от 51 до 80 процентов голосов избирателей и больше половины всех полученных голосов! Молдаване вполне обосновано могут обвинить коммунистов, что к власти их привели национальные меньшинства.

Успех коммунистов объясняется еще и тем, что другие избирательные конкуренты им особо и не мешали. По устоявшейся уже традиции они были заняты выяснением отношений между собой.

Общеизвестно, что правые силы, да и политический центр Молдовы, не способен объединиться, преодолеть личностные амбиции на благо интересов страны. Лидеры правых и центристских партий не извлекли никаких уроков из собственных ошибок, в который раз наступили на те же грабли.

Мелкие партии вновь решили попытать счастья, а те, что по-крупнее действовали по принципу "бей своих, чтобы чужие боялись". Получилось так, что партии с аналогичными программными принципами жестко критиковали друг друга.

Экс-премьер-министр Ион Стурза в резкой форме набрасывался на премьера Думитру Брагиша - бывшего члена его правительства, который, продолжил начатые Стурзой преобразования и добился определенных результатов. Партия Возрождения и Согласия, Христианско-демократическая Народная партия и некоторые другие из состава созданной ровно три года назад Демократической Конвенции обрушились друг на друга с сокрушительной критикой. Национал-либеральная, Партия демократических сил, Социал-демократическая партия, Движение "Плай натал" жестко нападали на всех остальных.

Все они почти забыли про коммунистов. По их мнению, у коммунистов есть свой электорат - русскоязычные, пенсионеры и ветераны, которые в любом случае будут голосовать за крайне левых.

Реальной альтернативой коммунистам мог стать только "Альянс Брагиша". Достаточно популярному премьер-министру в последний момент удалось объединить несколько партий. Однако выборы показали, что эти партии не имели ни избирателей, ни потенциала для их привлечения. Скромные 13,5 процента - это положительный результат для нынешнего главы правительства и упрек вошедшим в Альянс партиям. Они тоже не позаботились о том, чтобы раскрыть избирателям сущность популистской программы коммунистов.

Очевидно, что лидеры Альянса морально были готовы к победе коммунистов. Но они считали, что коммунисты не будут иметь абсолютного большинства и намеревались создать постэлекторальный блок с коммунистами. Судя по всему, нельзя считать беспочвенными утверждения о том, что между коммунистами и "Альянсом Брагиша" была негласная договоренность о распределении должностей с сохранением Петру Лучински президентом, Думитру Брагиша - премьер-министром и избранием Владимира Воронина председателем парламента. Такая самонадеянность подвела "Альянс Брагиша", после выборов необходимость создания блока отпала.

Конечно, проправительственный и пропрезидентский Альянс сыграл свою роль на выборах. Очевидно, что если бы его не было, успех коммунистов был бы еще более сокрушительным - к ним бы прибавились голоса сельских пенсионеров, проголосовавших за Брагиша, "который заплатил пенсии".

Но свою задачу Альянс до конца не выполнил, в том числе и в силу ряда объективных причин. Основная заключается, в том, что избиратели не хотят рисковать. В 1998 г. многие умеренно-левые голосовали за Движение "За демократическую и процветающую Молдову". Они выступали за укрепление центра и категорически против правых сил. Создание тогда Альянса за демократию и реформы стало для них неприятным сюрпризом, который надолго отбил охоту голосовать за умеренные силы. Успех коммунистов и прохождение в парламент ХДНП на фоне неудачи умеренно-правых подтверждает тезис о том, что молдавские избиратели голосуют за крайности.

На результат коммунистов сказалось и то, что у них не было серьезных конкурентов на левом фланге. На "традиционный электорат коммунистов" претендовал только Блок "Единство" и Движение "Равноправие", которые вместе получили менее одного процента голосов. У них не было ни опыта, ни людей, ни финансовой поддержки.

На тех же избирателей могла претендовать еще Социалистическая Партия и Союз ветеранов. Однако в последний момент они вошли в Альянс Брагиша - вместе с более реформаторскими Центристской партией, Движением "Новая сила" и Партией социальной демократии "Фурника". Результат был обратным тому, которого ожидали инициаторы Альянса - консервативные социалисты и ветераны не только не "оторвали" голоса от коммунистов, но и отвергли от Брагиша тех избирателей, которые были готовы голосовать за реформаторские силы. Эти голоса ушли к правоцентристским партиям, которые в парламент не прошли.

Расколотые правоцентристы так и не стали силой в Молдове. Объединившись, они могли бы набрать примерно одинаковое с коммунистами количество голосов. А так получили порядка 27 процентов голосов, которые - в силу несовершенства избирательной системы - были сознательно отданы коммунистам. За счет оппонентов из правоцентристского лагеря коммунисты получили 20 дополнительных мандатов и подавляющее большинство в парламенте.

Теперь право-центристам придется извлекать уроки и наблюдать, как "Альянс Брагиша" и ХДНП будут пытаться мешать коммунистам, которые могут принимать любые, даже самые непредсказуемые решения.

(Следует)


 
Количество просмотров:
213
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.