26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
МОЛДОВА И РОССИЯ: наведение мостов продолжается
14.03.2001
Людмила Сичек

За десять лет обретения независимости друг от друга после распада СССР по-разному складывались отношения между двумя странами. Сегодня их взаимные интересы достаточно тесно переплетены прежде всего в экономике. В области политики и культуры также генерируют поле обоюдного притяжения. Однако это не исключает наличие проблем в отношениях, проблем серьезных, порою острых, взгляд на который из Москвы и Кишинева не всегда совпадает.

Советник-посланник российского посольства в РМ В.Т.Кураев в беседе с нашим корреспондентом подробно и откровенно говорит о некоторых из них. Почем "голубой опиум" для Молдовы?

- Одна из чувствительных точек в наших отношениях - это энергетическая зависимость Молдовы от России и ее исторический долг за газ, которые прессингуют, давят на бюджет и, по большому счету, осложняют проблемы социума в стране.

- Тезис об энергетической зависимости Молдовы мне не совсем понятен. Хотя он иногда звучит со страниц определенной направленности прессы. Не было еще случая, чтобы Россия по каким-либо политическим соображениям топнула ногой: ах, вы так, - ну, тогда мы не будем с вами дружить. Представляется, что наша страна скорее обеспечивает энергетическую безопасность РМ.

- Вы правы. Я о таком не слышала, чтобы какой-нибудь западный поставщик в течение многих лет отпускал де-факто в долг такой стратегический товар, как газ.

- Наши отношения позволяют решать эту проблему в пользу Республики Молдова, несмотря на совершенно иные экономические реалии и рыночный прагматизм: заплатил - бери.

Я считаю, наши руководители как раз учитывают экономическое состояние Молдовы, именно с этих позиций ищут приемлимое решение, чтобы не создавать неоправданных сложностей для РМ.

Могу это проиллюстрировать на целом ряде конкретных примеров. Молдова - единственная страна в Содружестве, которая получила реструктуризацию госдолга на 120 млн. долларов. Об этом мы договорились в прошлом году.

- Каков уровень задолженности РМ?

- Ну, называются разные цифры: экономисты ведь от разных печек танцуют. С учетом Приднестровья - это около 840 млн. долларов. Что касается только Молдовы, то это порядка 350 млн. долларов. Это все очень приличные суммы. И мы ищем, как их наименее болезненно для РМ свести "на нет".

Кроме диверсификации долга нам удалось договориться, чтобы правительство Молдовы оплатило его часть ценными бумагами на сумму 90 млн. $.

Сегодня рассматривается еще одна возможность облегчения долгового бремени, связанная с разными принципами взимания НДС в наших странах. Мы предлагаем возвращать НДС, который будут собирать с винно-коньячной продукции в России, опять же в Молдову, чтобы развивать винно-коньячное производство и частично погашать долг. Эта схема - на стадии проработки.

И третье: мы предлагаем договориться о приобретении акций приватизируемых объектов в счет долга.

Как видите, возможностей для полюбовного решения проблемы исторического долга немало. Работа ведется по всем направлениям и достаточно успешно.

- Но и текущие платежи даются Молдове с большим трудом. Не с этим ли связано до сих пор отсутствующее соглашение о поставках газа?

- Вот уж никакой связи. Или даже с точностью наоборот. В прошлом году нам удалось добиться вместе с молдавскими коллегами того, чтобы платеж из Молдовы осуществлялся регулярно и системно. Хотя он составил 82% от стоимости, но должен сказать, что это самый высокий показатель среди стран СНГ.

- Отличилась-таки Молдова!

- Да. Не хочу, чтобы мои слова были восприняты как комплиментарный жест в адрес правительства Брагиша, но из песни слова не выкинешь.

Сейчас спекулируют на том, что-де Брагиш ни о чем не договорился в Москве. Это ни в коей мере не соответствует действительности. Именно с этим правительством у Российской Федерации сложилось лучшее взаимопонимание по вопросам расчетов за газ. Мы удовлетворены проделанной работой. Что же касается соглашения о системных поставках газа в Молдову на долгосрочной основе, то оно пока не подписано по чисто экономическим причинам: сегодня следовать его строке не выгодно ни Молдове, ни России.

- С точки зрения конъюнктуры цены на газ?

- Именно. Сегодня 80$ за 1000 куб. м газа для Молдовы - оптимальная цена. И если раньше молдавское правительство настоятельно предлагало установить рыночную цену, то сегодня вопрос так не ставится. На Запад и частично в Восточную Европу мы направляем газ по цене уже 120-130 $. Такова конъюнктура газового рынка. Поэтому мы решили, что пока выгоднее для обеих сторон не менять зафиксированную в ранних договоренностях цену - 80 $, чтобы где-то в середине года, возможно, ее пересмотреть в контексте новых условий рынка и поиска взаимной выгоды.

- Насколько я знаю, обе стороны ищут более гибкую схему расчетов и по текущим поставкам за газ?

- Да. К примеру, есть такой вариант: часть цены, небольшого объема, но фиксированную, проплачивать помесячно деньгами, а оставшуюся разницу оформлять как госкредит. Этот проект сейчас обсуждается. Предполагаются и другие, не менее гибкие варианты расчетов за газ.

- Но Россия дифференцирует цену на отпускаемый газ даже в рамках Содружества. Самая льготная существует для Белоруссии. Есть скидки и для пяти стран - членов Таможенного союза. С чем это связано?

- Это зависит от уровня интеграции стран СНГ с Россией. Белоруссия - часть общесоюзного государства. У нас совершенно иные экономические рычаги взаимодействия. Таможенный союз тоже влияет на установление цены для его участников. Мы никого не принуждаем. Тут каждый выбирает свою модель экономического сотрудничества. Более высокий порядок интегрирования в те или иные структуры Содружества, естественно, переводит экономические рычаги в другой режим.

- На молдавском газовом рынке появился еще один фигурант - российская коммерческая фирма "Итера". Как ей удается в отличие от "Газпрома" поставлять более дешевый газ - по 55$ за 1000 куб. м?

- У "Итеры" другие условия хозяйствования и взаимодействия с "Газпромом", по трубам которого она поставляет газ. Фирма не отпускает свой товар в долг, требует расчетов каждые две недели, кажется, даже предоплатой. "Итера" занимается, как известно, не только газом. Ее интересы на молдавской земле более обширны, и поэтому она из года в год увеличивает поставки сюда голубого топлива, одновременно осваивая молдавский рынок. В нынешнем году доля "Итеры" в объеме российского газа в Молдове составит 40%, что в два раза больше, чем в прошлом.

- Говорят, на молдавском рынке появятся и другие коммерческие фирмы? - Несомненно. В России рынок расширяется. Появляются новые фирмы, готовые продавать газ на экспорт.

- На благо молдавской экономике.

- Это благо и для экономики России.

- Для нашей страны важно, что она сумеет упрочить свою энергетическую безопасность благодаря разумной схеме расчетов за газ и появлению более дешевых предложений.

- Рациональная схема расчетов и снижение затрат - это понятно. Но говорить об энергетической безопасности в этом контексте… Я вижу, что такая озабоченность иногда имеется. Но повторюсь, что это не актуально для российско-молдавских отношений. Наши страны связывает не только экономика. История, как говорится, не имеет сослагательного наклонения. У нас много общего помимо газовой трубы, чтобы надеяться и рассчитывать на взаимопонимание при решении самых сложных вопросов.

"Великий и могучий" в роли маленького брата

- Поговорим о языковых проблемах в Молдове и, прежде всего, о положении русского языка.

- Я хотел бы подчеркнуть, что одно из важнейших направлений российской внешней политики - это оказание содействия нашим соотечественникам, находящимся за рубежом. Так сформулировал перед нами задачу Президент России. Здесь, в Молдове, в этой связи нельзя не затронуть и тему использования русского языка.

- Вы удовлетворены тем, как решается эта проблема?

- Если бы выполнялись все законодательные акты, которые приняты в РМ, то, наверное, можно было бы говорить об удовлетворении.

- Даже без повышения статуса русского языка?

- Нет, почему же! Для русскоязычных людей, а их в РМ по скромным подсчетам не меньше трети населения, это был бы хороший вариант. Ведь многие в Молдавии из-за языкового барьера так и не смогла найти применения своим силам и знаниям. Среди невостребованных в республике - высококвалифицированные специалисты. Молодежь-то, понятно, выучит государственный язык - хотел бы подчеркнуть - молдавский, как он назван в Конституции РМ. А пожилым людям и даже среднему поколению сделать этот языковой рывок достаточно сложно. Для этого нужно кропотливо создавать условия.

- И тратить деньги?

- Ну, естественно. Экономить тут нельзя. Приведу пример маленькой Бельгии, где свободно функционируют три государственных языка, хотя немецкая община насчитывает всего лишь несколько десятков тысяч человек. И никто от этого, кстати, не теряет. Есть примеры и поближе -в самой Молдавии, например в Гагаузии. Я думаю, они правы.

- У вас есть факты ущемления прав русскоязычного населения?

- Такие факты, к сожалению, есть. О них мы откровенно говорили недавно на межмидовских консультациях по гуманитарным проблемам с нашими молдавскими коллегами. Из года в год сокращается количество руководителей всех уровней из числа русскоязычных, особенно в госструктурах и административных органах. Все это связано с тем, что продолжается политика исключения русского языка из делопроизводства, он не может быть использован при защите диссертаций и дипломов. Говоря об этом, мы вновь возвращаемся к проблеме снижения статуса русского языка. Этот фактор влечет за собой социальные и экономические издержки как для многих людей в Молдавии, так и для всего общества. Напомню, что русский язык дает возможность общения с широчайшей аудиторией. Это один из языков ООН. Он широко используется в Европе, Азии, в странах других континентов. Я уже не говорю о возможности приобщения к русской культуре, которая является одним из столпов мировой. В этой связи мы полагаем, что если партия коммунистов, пришедшая недавно к власти, реализует свое предвыборное обещание законодательно закрепить официальный статус русского языка наряду с государственным, - это снимет существующее напряжение в обществе.

Хотя довольно громко звучат и другие настроения, порой переходящие все границы приличия в публичных дискуссиях.

- Как, например, злобная выходка Н.Дабижи на любимую тему о засилье русских?

- Мы не зациклены на фиксировании всех мелких выпадов против русских и России. Но г.Дабижа слишком резво самоутверждается за чужой счет, претендуя на роль "властителя дум". Пришлось публично напомнить ему, что честь и достоинство нашей страны, - не та разменная монета, которой можно расплачиваться за пятиминутную популярность.

- Очень встревожила русскоязычную общественность прошлогодняя акция некоей группы CAIRO как рецидив националистического психоза. Хотя зрящие в корень люди увидели в поднятом ею тарараме всего лишь закамуфлированную попытку передела рекламного рынка.

- Мне кажется, что групп CAIRO - это все-таки плод политический усилий, предпринятых определенной окраски партиями для дестабилизации обстановки в стране. Судя по их действиям, очень целенаправленным, они не столько отстаивали лингвистический приоритет госязыка, сколько обслуживали именно политические амбиции известных сил. Представьте себе, если бы в ответ на эту акцию объединились выпускники славянских вузов! Эффект был бы, пожалуй, и погромче. Но это значит еще больше усилить напряженность в обществе. В этом контексте мы не поддерживаем и формирования отдельных русских общин, которые своей резкой риторикой только вредят молдавскому обществу, неотъемлемой частью которого являются наши соотечественники здесь.

Согласие в гражданском обществе Молдовы и даже его строительство напрямую зависят от сбалансированного использования всех рычагов управления, в том числе не последнее место здесь занимает и решение проблемы функционирования русского языка. Адекватное определение его статуса - это рациональный путь, который ведет к подлинной стабильности.


 
Количество просмотров:
180
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.