22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
На устах
Следующий проект Буша: спасти Россию от себя самой
25.02.2005
Дэвид Сэттер

Вопрос, нависший над встречей в Братиславе между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным, состоит в том, готова ли Америка и дальше мириться со свертыванием демократии в России. В понедельник Буш дал понять, что его политика может измениться.

Предупреждение Буша в Брюсселе о том, что Россия должна соблюдать нормы демократии и принцип главенства закона, было очень важно, потому что в прошлом он избегал публично критиковать Россию, будучи уверенным, что пассивное отношение США ко все более недемократичным действиям Москвы было существенной гарантией сотрудничества России в борьбе с террором.

Однако последние события, в том числе, открытая поддержка Путиным ядерных амбиций Ирана, могли убедить администрацию в том, что такое оправдание пассивности Вашингтона исчерпало себя.

Вызывает сомнения даже то, нужна ли была вообще такая самоцензура. Российская помощь в войне против талибов помогла устранить угрозу самой России. Трудно представить себе ситуацию, в которой Россия не поддержала бы усилия по разгрому движения Талибан.

В то же время, терпимое отношение США к нарушениям прав человека в России позволило Путину поверить, что он сможет проводить свою самовластную внутреннюю политику без издержек для себя. Вера в то, что Буш предоставит ему свободу действий, вдохновила Путина на фактическую поддержку Буша в переизбрании на второй президентский срок.

Но проблема состоит в том, что движение Путина в сторону авторитаризма само по себе трансформирует отношения между Россией и Западом. В России появился бюрократический режим, в котором главенствующие позиции занимают бывшие агенты КГБ.

Такой режим не может быть надежным стратегическим союзником США, потому что он преследует экспансионистские цели, способствует появлению массовой коррупции и проводит такую внутреннюю политику, которая отталкивает от него гражданское общество Запада.

Российский экспансионизм является прямым результатом путинских 'реформ'. Нейтрализовав независимые центры силы, он избавился от реальных оппонентов.

У него также нет реальных сторонников, за исключением людей, связанных с армией, ФСБ и милицией, - а эти элементы наиболее враждебны в отношении Запада и непреклонно поддерживают усилия России по сохранению господства на постсоветским пространством.

Пугающим примером того, что это может означать, были беседы, записанные на пленку украинскими спецслужбами, из которых можно понять, что офицеры ФСБ были причастны к попытке отравления президента Виктора Ющенко.

Массовая коррупция также подрывает стратегическое сотрудничество. В 2002 году США попытались убедить Россию 'пересмотреть' свое сотрудничество с Ираном. Они предложили ей военное сотрудничество, сотрудничество в космосе и свое 'добро' на хранение в России иностранных ядерных отходов, если Москва прекратит с Ираном торговлю оружием и ядерными технологиями.

Такой вариант был отвергнут, потому что прозрачная сделка с США не дает возможности подворовывать и получать взятки, которые обеспечены многим кремлевским официальным лицам в случае закрытого соглашения с государством-изгоем.

Авторитарное правление Путина создает напряженность в отношениях между Россией и Западом, потому что его политика неприемлема для западного общества. Подтасовка выборов, контроль за прессой и готовность жертвовать людскими жизнями в ситуациях с захватом заложников вызывает гнев общественного мнения Запада, независимо от отношения политических руководителей. В таком случае русские обычно отвечают голословными обвинениями в адрес Запада.

В таких обстоятельствах Соединенные Штаты должны бороться с авторитаризмом Путина, не в последнюю очередь для того, чтобы противодействовать тенденциям, которые в перспективе лишат Россию возможности быть стратегическим союзником.

Одна из сфер, в которой США могут оказывать свое влияние, это поддержка принципа главенства закона. В Россию вернулся страх, отчасти из-за того, что для устранения оппонентов режиму используется выборочное судебное преследование.

Самым известным в этом плане является дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который был арестован более года назад по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.

Ходорковскому инкриминировали осуществление действий, позволивших ему выкупить долю государства в предприятии по производству удобрений за малую часть его реальной стоимости. Другие олигархи сколотили свои состояния такими же методами, и если бы закон был одинаков для всех, их можно было обвинить в тех же нарушениях.

Разница состоит в том, что Ходорковский, накопив свое состояние, стал бороться за политический плюрализм, начав оказывать мощную поддержку оппозиционным политическим партиям. Именно это, а не экономические преступления привели к его аресту.

Еще один вопрос, в котором США должны оказать явное противодействие - это разрушение Путиным демократических институтов. Ранее избиравшихся губернаторов стали назначать, что явно противоречит конституции.

В условиях, когда режим уже контролирует исполнительную ветвь власти, Государственную Думу и судебную власть, назначение губернаторов, которые, в свою очередь, будут назначать мэров и руководителей районов, уничтожит те малые остатки политического плюрализма, которые еще существуют в России.

И последнее, возможно, самое важное. США должны повлиять на политическое урегулирование в Чечне. За 10 лет с момента начала Россией первой чеченской войны в республике погибло от 150 до 200 тысяч человек. Русские также убили и захватили тысячи чеченцев в ходе облав и зачисток. Окончание войны возможно, по крайней мере, теоретически.

Прекращение огня, объявленное в этом месяце чеченским лидером Асланом Масхадовым, соблюдается. Его представители за рубежом утвердили мирные планы, в которых даже не настаивают на полной независимости Чечни, а выступают лишь за определенную форму автономии. Чеченское сопротивление уже давно стало битвой не за территорию, а за самоуважение.

Активная поддержка Соединенными Штатами политического урегулирования в Чечне может предотвратить превращение чеченцев в составную часть исламского террористического интернационала, что привело бы к серьезным последствиям не только для России, но и для США.

США не имеют в России влияния, особенно когда речь идет о всеобщих ценностях. Во время опроса общественного мнения в январе 2004 года 75 процентов опрошенных россиян заявило, что желает видеть Россию союзником или другом Запада. Менее трех процентов считает Запад врагом России.

Поскольку режим Путина постепенно изолирует себя от общества, в то же время становясь все более нестабильным, Америка обязана помочь в укреплении демократических устремлений этих 75 процентов. Результатом этого может стать спасение России для альянса с Западом, а также спасение России от себя самой.

Дэвид Сэттер, работающий на Институт Гувера, Хадсоновский институт и организацию Джона Хопкинса, является автором книги "Darkness at Dawn: The Rise of the Russian Criminal State" (Yale, 2003) ('Темнота на рассвете: подъем российского криминального государства').


 
Количество просмотров:
167
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.