22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Интервью Денисова о работе Контртеррористического комитета СБ ООН
25.04.2005
Андрей Лощилин

- 31 марта завершился десятимесячный период российского председательства в Контртеррористическом комитете Совета Безопасности ООН. В чем сегодня состоит роль этого органа и насколько он эффективен в реальной борьбе против международного терроризма?

- Хотел бы отметить, что для России поиск эффективных ответов на глобальный вызов международного терроризма всегда был неразрывно связан с укреплением механизмов многостороннего сотрудничества и международного права.

Отсюда то приоритетное значение, которое мы придаем координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности как связующего центра по противодействию самой масштабной угрозе, с которой сегодня столкнулся мир.

История Контртеррористического комитета, созданного в соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН в сентябре 2001 года, вскоре после чудовищных терактов в США, насчитывает уже три с половиной года.

На протяжении всего этого времени, на каждом из этапов развития Комитета Россия неизменно принимала активное участие в его работе и вносила свой вклад в выполнение его главной миссии - создание эффективной системы контроля над выполнением государствами требований резолюции 1373 и содействие всестороннему укреплению их возможностей в борьбе с терроризмом.

Но работа во главе КТК, конечно, была делом особой ответственности. Россия впервые осуществляла председательство во вспомогательном органе Совета Безопасности, и мы делали все возможное, чтобы укрепить традиции согласованной и конструктивной работы, заложенные нашими предшественниками.

Говоря о масштабах деятельности Комитета, о его эффективности, надо иметь в виду с одной стороны высокую планку обязательных антитеррористических стандартов (в законодательстве, финансовой сфере, транспортной безопасности и т.д.), установленных резолюцией 1373, а с другой - разницу "стартовых возможностей", потенциалов государств, которая неизбежно сказывается на реальных результатах их антитеррористических усилий.

Поэтому для Комитета остается принципиально важным эффективный диалог с государствами, режим постоянной "обратной связи", без чего невозможно нивелировать эту разницу и обеспечить повсеместно высокие требования антитеррористической безопасности.

Именно это определяло наш подход к работе Комитета, и мы удовлетворены тем, что КТК продолжает уверенно двигаться в этом направлении, задавая тон развитию международного антитеррористического сотрудничества.

- Каких конкретных результатов удалось добиться российскому председательству, насколько они соответствуют связанным с руководством Комитета ожиданиям?

- Можно без преувеличения сказать, что последние десять месяцев были особым периодом в деятельности Комитета. На этот период пришлась фаза очень напряженной многоплановой работы по завершению организационных и структурных преобразований КТК, предусмотренных резолюцией 1535 (2004) Совета Безопасности ООН, адаптации Комитета к новой, более насыщенной повестке дня борьбы с террором. За это время удалось добиться ощутимого прогресса на всех ключевых направлениях реформирования Комитета.

Созданный в его структуре Исполнительный Директорат, несмотря на сохраняющиеся организационные трудности, уже утвердился как дееспособный орган, и активно поддерживает Комитет в практическом осуществлении его программных задач.

Да и в самих методах работы Комитета произошли существенные изменения. Наряду с обзором национальных докладов государств КТК начал осуществлять "страновые визиты" на основе согласованных в Комитете методологии и процедур.

Сейчас анализируются итоги работы первой выездной миссии КТК в Марокко с 14 по 21 марта, одновременно завершается подготовка еще трех поездок в Албанию, Кению и Таиланд, которые запланированы на лето этого года.

Хочу подчеркнуть, что "визиты" - это не инспекции, призванные выявить недоработки в сфере антитеррора и наказать то или иное государство за них. Главная их задача - развитие прямого диалога с государствами, более точная оценка их достижений и проблем в осуществлении резолюции 1373, и, что особенно важно, - подготовка рекомендаций по оказанию действительно необходимой, "адресной" поддержки.

На это же нацелены и шаги КТК по внедрению в практику новых экспертных методов более точной оценки потребностей государств в техсодействии, рассчитанных на эффективное вовлечение в этот процесс потенциальных доноров.

Особо хотел бы выделить значительно активизировавшиеся в последнее время диалог и взаимодействие КТК с международными, региональными и субрегиональными организациями.

Важной вехой в этом процессе стала Четвертая специальная "региональная встреча" КТК, которая прошла под эгидой СНГ при активной организационной поддержке правительства Казахстана в Алма-Ате в январе с.г. Встреча вызвала очень большой интерес, в ней приняли участие представители более чем 40 организаций и 36 делегаций государств.

Если суммировать, можно сказать, что Комитет за несколько последних месяцев полностью отработал и взял на вооружение новую методологию и процедуры работы в соответствии с поставленными в резолюции 1535 (2004) задачами реформирования КТК и на практике подтвердил свою готовность работать на новой основе. Полагаю, что это в целом очень неплохой результат.

- Вы упомянули Алма-Атинскую встречу КТК с международными и региональными организациями. В чем они помогают Контртеррористическому Комитету, и в чем видит КТК свои задачи в рамках сотрудничества с ними? Можно ли назвать какие-то организации, которые выступают сегодня наиболее активными партнерами КТК в борьбе с терроризмом?

- За последнее время региональными организациями накоплен огромный разносторонний опыт в разработке и осуществлении антитеррористических инициатив и программ и, пожалуй, самое важное, что удалось добиться в ходе январской встречи в Казахстане - это найти практические пути задействования этого возросшего потенциала, подключения этих организаций к новым формам и методам работы КТК.

Это касается и их участия в организации визитов в государства, в подготовке экспертных оценок потребностей, оказания антитеррористического техсодействия.

В принятой на встрече в Алма-Ате итоговой Декларации и Плане действий КТК были намечены основные направления развития взаимодействия Комитета и его региональных партнеров через расширенный взаимный обмен информации, распространение передовых методов и стандартов, относящихся к выполнению резолюции 1373.

Трудно выделить среди них какое-либо одно, определяющее направление сотрудничества. Можно отметить ту большую роль, которую выполняют региональные организации в укреплении правовой базы борьбы с терроризмом.

Ее основу составляют 12 глобальных антитеррористических конвенций. Но в скором времени откроется к подписанию разработанная по инициативе России 13-я Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма.

Одна из важных функций региональных организаций - стимулирование государств к ратификации и присоединению к глобальным конвенциям и протоколам. При этом чрезвычайно важны и усилия по выработке на этой основе собственно региональных международно-правовых инструментов и стандартов.

В этой связи, наверное, самый показательный пример - согласование в Совете Европы проекта Европейской Конвенции по предотвращению терроризма и одобрение важных документов по проблеме защиты жертв актов терроризма, СМИ и терроризм. Этот опыт подробно обсуждался с руководством СЕ в ходе моего мартовского визита в Страсбург.

Наряду с Советом Европы КТК в последнее время интенсифицировал диалог и контакты с Группой Контртеррористических Действий "восьмерки", НАТО, ОБСЕ, Европейским Союзом. Расширяется география региональных связей и контактов КТК, которые выходят на уровень полноценного партнерства.

Для нас очень важно, что алма-атинская встреча заложила хорошую основу для развивающегося взаимодействия КТК с Содружеством независимых государств, Организацией Договора о Коллективной Безопасности.

Большой интерес вызвали брифинги в КТК руководителя Антитеррористического центра СНГ Бориса Мыльникова и Генерального Секретаря ОДКБ Николая Бордюжи.

- В настоящее время в ООН активно обсуждаются вопросы реформы этой организации. Одним из важных ее составных элементов выступает выработка согласованной единой стратегии ООН в сфере антитеррора.

По крайней мере именно так был поставлен вопрос в ходе недавнего выступления Генсекретаря ООН Кофи Аннана в Мадриде, а затем в его докладе по реформе ООН. Какое отражение это находит в практической работе КТК?

- Думаю, что подход К.Аннана совершенно оправдан. Сегодня необходима действительно комплексная борьба с международным терроризмом, и выработка всеобъемлющей единой стратегии ООН по противодействию этой угрозе выступает в качестве важнейшей задачи.

Российское председательство КТК, действуя в рамках своего мандата, уделяло особое внимание налаживанию эффективного взаимодействия и координации с различными институтами и структурами ООН, к компетенции которых относятся те или иные аспекты антитеррора.

Речь идет прежде всего о сотрудничестве КТК с другими вспомогательными органами Совета Безопасности - санкционным Комитетом по "Аль-Каиде" и движению "Талибан", Комитетом, учрежденным в соответствии с резолюцией 1540 по вопросам предотвращения распространения ОМУ в контексте угрозы терроризма, а также с Рабочей группой по дополнительным мерам в борьбе с терроризмом, образованной недавно в соответствии с резолюцией 1566 Совета Безопасности.

В настоящее время налажен обмен информацией, координируются планы работы, включая организацию поездок, вошли в практику постоянные встречи и консультации председателей Комитетов, рабочие контакты экспертных групп всех комитетов.

Кстати, в конце марта эти вопросы подробно освящались на совместном брифинге, который впервые Председатели трех родственных Комитетов Совета Безопасности дали для делегаций в ООН.

Другая сторона практической работы - координация КТК с другими структурами ООН. Здесь тоже есть позитивные заделы. В первую очередь я бы отметил выход на более тесное взаимодействие с Управлением по наркотикам и преступности ООН, его Отделом по противодействию терроризма. КТК успешно налаживает сотрудничество с этой структурой в вопросах экспертизы и совершенствования антитеррористического законодательства.

Хорошим примером взаимодействия с УНП ООН и Управлением Верховного Комиссара по правам человека стала совместная организация в декабре 2004 года в Асуньсьоне (Парагвай) специального семинара, позволившего добиться важного прорыва в согласовании и принятии проекта антитеррористическго законодательства в этой стране.

Очевидно, что более тесное и слаженное взаимодействие органов Совета Безопасности и структур ООН становится важнейшим условием повышения эффективности и потенциала этой организации на ключевом для международной безопасности антитеррористическом треке.

- 1 апреля пост Председателя Контртеррористического Комитета заняла Постоянный представитель Дании при ООН г-жа Эллен Лей. Какие главные задачи предстоит решать новому председательству?

Известно, что в двусторонних отношениях России и Дании сфера антитеррористического сотрудничества остается по-прежнему весьма болезненной.

Фактическое попустительство Дании в отношении чеченских боевиков-террористов неоднократно оценивалось в Москве как неприемлемое проявление "двойных стандартов", несовместимых с принципами международного антитеррористического сотрудничества. Не будет ли такая позиция Копенгагена негативно сказываться на деятельности КТК?

- Перед новым председательством стоят очень серьезные задачи. В предыдущий период была завершена подготовка перехода к новой фазе работы Комитета. Теперь важно не допустить потери темпа и развернуть практическую работу КТК, опираясь на новые методы и процедуры.

В "пореформенный период" в первую очередь предстоит сделать все возможное для того, чтобы как можно быстрее завершить период кадрового комплектования КТИД. Собственно, от этого ключевого условия в значительной мере зависит реальный потенциал Комитета и выполнение всех поставленных задач.

Нужно продолжить работу по совершенствованию системы отчетности государств по выполнению резолюции 1373. Переход к практике страновых визитов КТК также ставит немало сложных вопросов. Например, как Комитет будет контролировать уже после визита выполнение государством мер, рекомендованных экспертами?

Для нового председательства, как представляется, чрезвычайно важно продолжать тесное партнерство с международными и региональными организациями, активно подключая их к более интенсивному диалогу с государствами, закрепить на практике новые методы оказания техсодействия на основе более широкого адресного участия доноров.

Дания, несомненно, обладает значительным опытом и потенциалом, которые, наряду с ее статусом члена Европейского Союза, создает хорошие предпосылки для наращивания практической отдачи деятельности КТК.

Впереди немало работы, и российская сторона готова оказывать Дании на посту Председателя КТК самое заинтересованное и ответственное содействие и поддержку. Мы удовлетворены тем, что со стороны Дании мы находим встречный конструктивный настрой.

Завершилась официальная "передача дел", но в рамках наших постоянных рабочих контактов мы внимательно обсуждаем наиболее перспективные линии деятельности КТК, его программные задачи.

Что же касается "двойных стандартов" Копенгагена в отношении чеченских террористов, пока нет никаких признаков того, что они сколько-нибудь проецируются на подходы Дании к деятельности в Комитете.

Мы надеемся, что все будет развиваться в обратном направлении: многоплановая и ответственная работа по руководству КТК станет для Копенгагена фоном для пересмотра некоторых позиций по императивам современного международного антитеррористического взаимодействия.


 
Количество просмотров:
438
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.