22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Последнее интервью Аркадия Вайнера
26.04.2005
24 апреля в Москве на 75-ом году жизни скоропостижно скончался писатель Аркадий Вайнер.

Аркадий Александрович Вайнер родился в Москве в 1931 году. Окончив школу с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт. После первого курса перешел на юридический факультет МГУ.

Работал следователем в 21-м отделении милиции, дорос до должности начальника следственного отдела МУРа. Вместе с братом, Георгием Александровичем Вайнером, является автором многих детективных произведений, сюжеты которых зачастую взяты из собственной криминалистической практики.

Основные произведения: “Часы для мистера Келли”, “Ощупью в полдень”, “Лекарство против страха”, “Визит к Минотавру”, “Эра милосердия”, “Петля и камень в зеленой траве”, “Евангелие от палача” и др. Братьями Вайнерами написан ряд пьес и сценариев для кино и телевидения.

По их сценариям были поставлены фильмы “Место встречи изменить нельзя”, “Эра милосердия”, “Лекарство против страха” и многие другие…

Предлагаем вашему вниманию последнее интервью писателя, сделанное на радиостанции "Эхо Москвы".

Слово Нострадамуса

- Что вы ждете от будущего?

- Я всегда стыдливо заявлял, что из меня совершенно никакой предсказатель. Выяснил я это несколько десятков лет назад и потому стараюсь воздерживаться от предсказаний. Но если это надо – я выскажусь, но прошу иметь в виду: поскольку мои предсказания не сбываются, их можно читать наоборот.

- Этим способом пользуются многие астрологи.

- А многие гордецы называют себя Настрадамусами и хвастаются, когда происходит какое-то событие, что они об этом говорили давным-давно. Меня в этом никто не уличал. Итак, вы просите предсказаний?

Вообще говоря, даже очень сухая и теоретическая история все равно не может уйти от опоры в виде сравнения с какими-то другими периодами.

- А с какой эпохой вы могли бы сравнить наше время?

- Не с эпохой, а даже с прошлым годом мне не хотелось бы сравнивать этот. Хотя в ушедшем для меня случилась масса прекрасного, но и очень много плохого и неприятного. До сих пор я считал себя политически неангажированным, собственно, так оно есть и сейчас.

Я ангажирован только собственной совестью, близкими членами семьи и друзьями. Но в 2004 году я вдруг ощутил в душе некую ярость и возмущение очень многими обстоятельствами нашей текущей жизни, особенно политической, из области государственного устройства.

Вообще, я романтик и литератор – романтик. Я много лет занимался следствием по уголовным делам, и в этом деле я был романтиком. Это возможно, когда пытаешься защитить обиженных, угнетенных, людей, которым причинен несоразмерный вред всякими преступными лицами. Защищать людей, не считаясь со своим временем и другими обстоятельствами в быту.

Я был и остаюсь романтиком в любви, в человеческих взаимоотношениях вообще. В какой-то степени я был романтиком и в понимании политики, государственного устройства нашего. В прошлом году мои романтические представления и мечты развеялись как дым.

Если в первобытном обществе люди сдуру, по невежеству своему создали некий инструмент, который впоследствии назвали государством, они его создали под себя, для себя, для защиты собственного благополучия и интересов. Они высвободили часть своей общины и дали им полномочия, чтобы те их защищали.

Незаметно пробежало великое множество веков, и все оказалось наоборот: слугами народа людей сейчас называют иронически. Народ этих слуг имеет у себя на шее. Это обширные структуры, самые разные и чиновные – хозяйственные, деятельные. И народ терпит от них настоящее бедствие.

Я общаюсь с самыми разными людьми - от министров, депутатов до самых простых, нормальных людей, с которыми я люблю поговорить, по кружечке пива выпить, обсудить проблемы. Я убеждаюсь, какая возникла ситуация – тяжелая и безнравственная.

Провозглашается одно, а делается совершенно другое, в угоду и на пользу вполне определенным персонам. Это достаточно общее заявление. Его можно было бы без конца конкретизировать, но для этого нужна подборка газетно-журнальных материалов, или монография

Правда о ТВ

- Расскажите правду о "Дарьял-ТВ"…

- О том, как его ограбили, захватили, а подкупленные чиновники всячески помогли хищному капиталу? Единственный телевизионный канал, созданный как нравственно-правовой, единственный в России канал, превращается в канал для показа и обучения насилию, убийствам, всяческим безобразиям, пошлостям, аморальности, сексуальному распутству, стриптизу и так далее.

Вот что случилось при помощи наших чиновников. И продолжается безнаказанно. Государственная дума, в лице подавляющего большинства своих комитетов меня горячо поддержала.

- А толку?

- Толку никакого. Пошли депутатские запросы, комитетские запросы… Меня горячо поддержала культурная часть нашего замечательного народа – элитные, звездные люди подписали мое воззвание. А из канцелярии глубокоуважаемого мною В. В. Путина мне ответил какого-то небольшого ранга чиновник о том, что я пропустил срок обращения с этим письмом. И все.

- То есть плохой чиновник в большой канцелярии?

- Я уверен, что президент этого письма и в глаза не видел. Вместо этого устраивается великая показуха с днем братания и общения с населением президента, и все.

А письмо наверняка к нему не попало, потому что он меня знает, и в свое время наверняка увлекался моими книгами. Но он письма не получит, и решает этот вопрос чиновник, а не он.

- В некоторых ваших книгах исследовался культ личности. Можно ли провести параллель между 50-ми годами и днем сегодняшним?

- Ни в коем случае. Никаких параллелей я бы не смог выстроить. То было иное историческое время, сейчас оно кардинальным образом отличается не в личностном даже плане, это, в конце концов, второй вопрос, оно главным образом отличается своей социально-исторической базой мы живем сейчас в совершенно другой стране, чем та, которую имели 50 лет назад. Ничего общего.

Только ментальность народа, его дух сохраняется, и где-то у меня есть надежда на молодежь, что 4-5-7 поколение молодых избавится от того ужасного перелома позвоночника, в котором предыдущие поколения прожили десятилетия. Поэтому аналогий невозможно провести.

Сейчас время другое, я впопыхах не могу найти надлежащего сравнения. Слона, казалось бы, легко сравнить с мамонтом, но это совершенно разные животные, и не случайно одни вымерли, а другие живы.

У нас в стране культа личности никогда не будет. Мы можем ментально стремиться к тому, чтобы обожать некую верховную личность, - не важно, монарх это, или патриарх иметь некую обожаемую персону во главе себя. В этом нет ничего такого, это даже очень мило.

Вор должен сидеть в тюрьме

- Ну а вечный вопрос, что вор должен сидеть в тюрьме?

- Да, конечно.

- С помощью чего он должен сидеть в тюрьме – с помощью закона или подтасовки фактов?

- Б-же упаси, никакой подтасовки! Это очень узкий подход, потому что вор будет сидеть в тюрьме, а не бесчинствовать на улице, когда он будет действовать в здоровом обществе. Здоровое общество его быстро укротит и укоротит.

- А что такое здоровое общество?

- То, в котором действуют подлинные демократические институты это тоже с большой критикой, правда, слово.

- Где из ныне действующих на земном шаре обществ здоровое?

- Очень затруднюсь ответить, даже если мы возьмем нашего глобального партнера, США, - это большое общество, но не так сильно, как наше. Если у них температура 37,7, то у нас зашкаливает за 42. По Цельсию.

Конечно, сейчас вообще эпоха такая. В мире, может быть, есть милые пейзанские варианты, где в какой-то деревне хорошо с нравственностью, порядком и достатком, но это не типично для начала третьего тысячелетия.

Увы. Таков путь развития временной и исторической спирали я убежден, что человеческое общество развивается по спирали. То есть оно как бы повторяет круг, но в то же время движется дальше. И сегодня нам несколько не повезло с местонахождением этой точки в спирали для нашего общества.

- Местонахождение в спирали, или географическое место? Есть же теория, что у нас с вами все не так, потому что географические условия у нас сложные.

- У нас действительно сложные географические условия, и в Канаде они не намного лучше, а в Аляске очень похожи. И, тем не менее, и в Канаде и на Аляске спокойно и благополучно. Почему?

Потому что здоровое общество может преодолевать массу своих болезней, в том числе, причуды климата, его зверства, и оно достаточно богато и вооружено против этого, а также достаточно оснащено и могущественно для того, чтобы эффективно бороться с уголовной преступностью. У нас сегодня полный распад.

- Планируется ли продолжение сериала "Место встречи изменить нельзя?"

- Планируется. Но уточню - у нас от фильма "Место встречи изменить нельзя" некоторые прижизненные съемки Володи Высоцкого остались неиспользованными.

Не побоюсь открыть секрет: сам Высоцкий на экране появится только в начале первой серии и погибнет, потому что его свой предаст. Остальной сериал будет посвящен раскрытию этого втройне тягостного, подлого преступления, – такого, как предательство.

- Кто будет снимать продолжение сериала?

- Я полагаю, что режиссером может и должен быть Слава Говорухин.

Незнание не освобождает от ответственности

- "Петля и камень", "Евангелие от палача" - эти книги были в какой-то степени прививкой от возвращения кровавого режима.

- Мне это не приходило в голову, но можно и так считать.

- Вы сказали, что сегодня выросло поколение людей, которые уже не знают, что такое 58 статья.

- Да слова "Сталин" не знают: я спрашивал.

- Кому опаснее? Ведь если человек не знает, его шаг за шагом легко сдвинуть, а он и не заметит, куда его снесло? Вы намерены дальше продолжать свою педагогическую деятельность?

- Безусловно, намерен. Я, как смеются мои родственники, прирожденный Песталоцци – воспитатель. Я люблю воспитывать, мне эта человеческая роль очень нравится, хоть, может быть, это слишком самонадеянно с моей стороны. Во всяком случае, я искренне стараюсь и не жалею на это сил. Конечно, я намерен это продолжать.

А то, что люди не знают обстоятельств, в которых происходит действие "Евангелия от палача" это не только никак не останавливает, а наоборот, подвигает. Потому что если они читают хорошую книгу, а я, со всей присущей мне скромностью заявляю, что оба этих больших романа – хорошие, отличные книги, - если человек их читает, он начинает понимать то, чего он не понимал и не знал. Он проникается пониманием той эпохи.

- Когда выйдет следующая книга и о чем она будет?

- Надеюсь, что следующая книга выйдет в конце 2005 года. Она создана в соавторстве с моим дорогим младшим братом Георгием, посвящена истории российской, московской очень серьезной почтенной семьи. Это как бы московская "Сага о Форсайтах".

Мы прослеживаем ее историю от 13 года до сегодняшних дней, когда потомки тех славных предков, замечательно образованные два человека, один служит в уголовном розыске, а другой возглавляет мафию; их интересы противоположны и стакиваются.

Там возникает острейшая драматургия, но это только одна из линий, намек на драматургию книги. Обычно я не рассказываю сюжета книги, потому что книжку надо читать.


 
Количество просмотров:
427
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.