22 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интервью
Интервью Владимира Чижова по итогам саммита Россия – Евросоюз
11.05.2005
Сергей Зеленцов

- Какова Ваша оценка состоявшегося в Москве саммитаРоссия - Евросоюз?

- Саммит прошел успешно, приняты четыре «дорожные карты». Но дорожные карты это естественно не финал какого–то пути, а скорее начало. Можно сказать, что это отправная точка нового этапа развития и углубления стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом.

Сейчас, задача, стоящая перед нами, я бы сказал, состоит из двух компонентов – она включает в себя мониторинг реализации достигнутых договоренностей и второй компонент – это уже конкретные шаги по строительству четырех общих пространств.

Это будет включать в себя достаточно широкую гамму мероприятий, как в экономической сфере, так и по налаживанию политического диалога, а также специализированного взаимодействия между нашими юридическими службами, по линии правоохранительных органов, по линии консульских служб, по линии МЧС.

Естественно, будет продолжаться внешнеполитический диалог, который имеет уже достаточно прочную основу. Это касается как глобальных международных вопросов, таких как ближневосточного урегулирование, Иран, Ирак, Афганистан и другие, так и нашего европейского континента.

Что касается четвертого пространства – науки и культуры. Пожалуй, на этом направлении эффект взаимодействия России и ЕС наиболее заметен. Потому что он касается не только специалистов, не только экспертов, товаропроизводителей- экспортеров.

Он касается напрямую миллионов граждан России и граждан стран ЕС, которые от становления этого общего пространства получат непосредственный эффект.

- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве требует замены многих положений. Каким документом будут регламентироваться отношения России и ЕС после 2007 года, когда СПС потеряет силу.

- СПС отчасти устарело и продолжает устаревать с каждым днем. Но это вполне нормально, в этом нет ничего трагического. Ведь переговоры по СПС шли в начале 90-х годов, когда и Россия выглядела иначе, да и Евросоюз тоже. Подписано СПС было в июне 94-го, то есть прошло уже 11 лет, а вступил документ в силу в 97-м на первоначальный срок 10 лет.

Таким образом, первого декабря 2007 года СПС формально прекращает действие, если не будет достигнуто договоренности о продлении или его замене.

Механическое продление было бы наименее желательным, потому что это было бы продление на очередные десять лет в том числе и устаревших его норм. Есть вариант разработки полностью нового соглашения, что потребует немалых усилий и немалого времени.

Тут гарантировать, что в случае избрания такого варианта стороны уложатся до конца 2007 года, было бы сложно. Напомню, что СПС стало результатом трехлетних переговоров. Есть промежуточные варианты – адаптация, дополнение, пересмотры и так далее, но это будет предметом наших переговоров.

Естественно, что многое будет зависеть от тех перемен, которые происходят в самом Евросоюзе, я имею в виду прежде всего судьбу конституции Европы. Потому что помимо всего прочего Евроконституция предполагает совместную структуру органов управления ЕС, в том числе и переход от нынешнего полугодового ротируемого председательства к постоянным органам, в том числе и создание поста министра иностранных дел ЕС.

Это все требует, если мы будем говорить о новом документе, своего отражения в нем. Но я не хочу предвосхищать каким-либо образом результат свободного волеизъявления граждан стран Евросоюза, которым еще предстоит голосовать за Евроконституцию. Очередной референдум будет во Франции 29 мая.

Хочу отметить и такой аспект, как намерение России к 2007 году стать членом ВТО. А посмотреть текст СПС, то он примерно на треть состоит из положений покрываемых ВТО. Значит, эта треть будет априори устаревшей.

- То есть говорить о новом всеобъемлющем документе, регламентирующим отношения между Россией и ЕС, можно будет только после принятия или непринятия европейской конституции?

- Да нет, говорить-то можно уже и сейчас и продумывать можно уже сейчас. Оформление этих отношений – либо в виде новой редакции, либо путем внесения каких-то дополнений, либо через принятие нового документа - это дело не завтрашнего дня, но и не далекого будущего.

- Президент России Владимир Путин сказал, что даст указание МИД подписать договор о границе с Эстонией?

- Да, такое поручение есть. И мы планируем подписать даже два договора – это договор о сухопутной границе и договор о разграничении территориальных вод в Финском заливе. Эти два договора мы планируем подписать 18 мая в Москве. Естественно, если наши эстонские коллеги не станут повторять те ошибки, которые сделали их латвийские коллеги.

- Как вы можете прокомментировать заявление премьер-министра Латвии Айгара Калвитиса который сказал, что Латвия не собирается отказываться от односторонней декларации в ходе дальнейших переговоров с Россией о пограничном договоре?

- Конечно, это вызывает сожаление. Тогда вопрос о дате подписания договора по границе предварительно зависает.

- На состоявшемся саммите Россия – Евросоюз активно вставал вопрос о незаконной миграции и реадмиссии. Что делает Россия в этой области?

- Проблема реадмиссии важная и глобальная по охвату. У России на настоящий момент есть только одно соглашение о реадмиссии – с Литвой, подписание которого было частью пакетной договоренности по калининградскому транзиту. Оно вступило в силу почти два года тому назад, но ни одного случая реадмиссии с тех пор не было. Поэтому, как работает данное соглашение испытать не пришлось.

Как вы понимаете, у России весьма протяженные границы, поэтому, естественно, мы заинтересованы в достижении реадмисионных соглашений не только с Европейским союзом, но и другими нашими соседями. В настоящее время почти с тремя десятками государств в той или иной форме такие переговоры ведутся. С одними государствами такие переговоры продвинуты больше, с другими меньше. Такие переговоры ведутся и со странами СНГ, но не только.

Эта проблема стоит и перед Европейским союзом. У ЕС есть действующее соглашение о реадмисии лишь с одним страной –Шри-Ланкой, двумя территориями – Гонконгом и Макао, подписано, но не ратифицировано – с Албанией. Брюссель ведет переговоры о заключении такого соглашения еще примерно с 12 странами, в том числе и членами СНГ.

Так что, эта проблема серьезно стоит перед Евросоюзом. Причем, если ЕС заключит соглашение о реадмиссии с Китаем, то это облегчит задачу для России. К примеру, лица, въехавшие в страны Евросоюза без соответствующего оформления, будут возвращать домой в те страны, с кем у ЕС подписаны соглашение, не обязательно в Россию, с территории которой они прибыли.

- Рассматривался ли на саммите вопрос о калининградском транзите?

- Вопрос о калининградском транзите фигурировал на состоявшемся саммите Россия – Евросоюз в контексте рассмотрения хода выполнения совместного заявления Россия-ЕС от 27 апреля 2004 года, которое было принято в связи с расширением ЕС. Проблемы калининградского транзита как раз и возникли в связи с расширением ЕС.

Что касается пассажирского транзита, то, он работает удовлетворительно, без каких-либо серьезных сбоев. Здесь Россия и Литва наладили весьма эффективную систему.

Для нас важно, чтобы с момента, когда Литва станет членом Шенгенской системы, что может произойти уже в ближайшие годы, пассажирский транзит, его условия для российских граждан не ухудшились.

Что касается грузового транзита, то изменения к лучшему здесь происходят медленно. Если в минувшем году в упомянутом заявлении записано, стороны исходят из того, что грузовой транзит должен стать проще и дешевле, то пока этого не произошло.

В первые месяцы были особенно большие проблемы, сейчас совместными усилиями ведется работа по преодолению трудностей, но она продвигается не так быстро, как хотелось бы. Тут есть потребность в активизации усилий.

- 16-17 мая в Варшаве пройдет саммит Совета Европы. Какие вопросы будут рассматриваться на данном форуме, кто на нем будет представлять Россию?

- За 56 лет существования этой организации, а это старейшая международная организация в Европе, которая была создана в 1949 году, это будет только третий саммит СЕ.

Что касается повестки дня саммита, то в Варшаве будут рассматриваться вопросы места и роли Совета Европы в современной европейской архитектуре, взаимоотношения с другими организациями, вопросы совершенствования деятельности самого Совета.

Мы, откровенно говоря, не предвидим каких-либо сенсационных прорывов на данном направлении. Планируется, что участники саммита примут два документа - Декларацию и План действий СЕ. В настоящее время они еще согласовываются, поскольку поступило очень много поправок, в том числе и со стороны России.

Россию на саммите Совета Европы будет представлять министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Интервью взял корреспондент РИА «Новости» Сергей Зеленцов.


 
Количество просмотров:
174
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.