|
|
|||||
Интервью
Эксклюзивное интервью агентству "ИНФОТАГ" министра реинтеграции Молдовы Василия ШОВЫ
- Какими будут шаги Молдовы в плане реализации украинского Плана поэтапного урегулирования приднестровского конфликта?
- Все шаги, которые будут предприниматься как внутри самой Молдовы, так и вне, которые будут осуществлять наши партнеры по приднестровскому регулированию, - должны дополнять друг друга. Невозможно осуществлять эти шаги отдельно. Украинский план - это стержень. А будущие шаги должны предприниматься для того, чтобы мы двигались в этом направлении. Предполагается, что все политические и экономические шаги будут осуществляться поэтапно на протяжении 18 месяцев. - Как, на ваш взгляд, воспринят украинский План в самом Приднестровье?
- В регионе к Плану относятся по-разному. Я допускаю, что правящей элите или администрации, возможно, что-то и не нравится. У нее, наверное, есть собственная цель и интересы сохранить такое бесконтрольное правление в Приднестровье. Но я думаю, что сейчас уже большинство населения устало от нерешенности проблемы. Сегодня как простым людям, так и представителям бизнеса нужна стабильность и уверенность в гарантиях развития их бизнеса. Они не должны каждый день думать: отнимут или не отнимут у них бизнес, какими законами нужно руководствоваться - молдавскими или "приднестровскими"? На мой взгляд, абсолютное большинство населения, по обеим берегам Днестра с пониманием отнеслись к украинскому Плану. Но не исключаю, что определенный сегмент администрации региона попытается дискредитировать его. - Каким Молдова видит статус для Приднестровья?
- Я хочу подчеркнуть, что в Плане урегулирования очень четко указано, что реинтеграция Молдовы может быть только на основе единой территории, демократического и политического устройства. Я считаю, что это важнейшие составляющие, и они являются основополагающими. Ясно, что нужно восстановить единство - экономическое, таможенное, оборонное, валютное пространство, как в любой другой стране. Я уверен, что в ближайшее время парламент Молдовы утвердит закон об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова. Я также уверен, что дорабатывать этот закон нужно будет с участием представителей избранного демократическим путем законодательного верховного совета этого региона. Приднестровье посредством специальных институтов получит возможность принимать участие в работе внешних делегаций от Молдовы, а возможно даже участвовать самостоятельно в мероприятиях, где не является исключительным условием участие государств признаных международным сообществом. - Как относится Молдова к возможному участию в приднестровском урегулировании Европейского Союза и США?
- Я думаю, что тут все понятно. Даже на недавней встрече в Виннице Украина и ОБСЕ поддержали инициативу Кишинева об изменении формата переговоров по приднестровскому урегулированию. И даже Тирасполь предположил возможное их участие. Я убежден, что участие ЕС, США, других международных организаций позволит нам рассчитывать на эффективную реализацию политики реинтеграции с учетом интересов населения и экономических субъектов правого и левого берега Днестра. Без серьезной экономической и социальной составляющих невозможно осуществить успешную реинтеграцию. - Реально ли на ваш взгляд решить приднестровский вопрос за полтора года?
- С позиции человека, который долгое время занимается проблемами урегулирования, я хотел бы как можно быстрее остаться без работы. Думаю, что 18-ти месяцев будет достаточно, если политическая воля всех участников процесса будет направлена на реализацию украинского Плана и сопутствующим ему шагам. Но если кто-то из этого процесса будет выпадать, то он может затянуться. Главное заключается в том, чтобы мы не потеряли тот шанс, который нам сегодня дает украинская инициатива. - От какой стороны, на ваш взгляд, или страны сейчас в большей мере зависит урегулирование приднестровского вопроса?
- Я считаю, что это сегодня зависит от всех. Если динамика ведущей роли - Украины, как она обозначилась в этом процессе, и Молдовы, как поддерживающей стороны, будет сохранена, и остальные примут эту позицию, то все будет хорошо. Безусловно, что в Тирасполе должны появиться новые люди в руководстве. Я думаю, что позиция российской стороны сегодня равнозначна позициям наших украинских коллег. Все понимают и это ни для кого не секрет. Даже все наши европейские партнеры понимают, что от России во многом зависит окончательное урегулирование приднестровской проблемы. Мы надеемся, что Россия оценит шаг Украины и подставит свое плечо для осуществления поэтапного урегулирования приднестровской проблемы.
Рекомендуем
Обсуждение новости
|
|