5 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Шпионаж с VIP-удобствами
30.05.2005
Андрей Солдатов, Ирина Бороган

Невозможно представить, чтобы рядовой опер с Лубянки мог из своего кабинета наблюдать за тем, когда пришел на службу и чем занялся на рабочем месте директор ФСБ Патрушев.

От такой перспективы содрогнется не только глава отечественной контрразведки, но и любой начальник отдела.

Тем не менее для ведущих спецслужб мира такая прозрачность руководства стала реальностью. Например, сотрудники британского Центра правительственной связи (GCHQ) уже в этом году смогут наблюдать на экране монитора за совещаниями в кабинете своего шефа Дэвида Пеппера.

Идеология спецслужб – по природе своей самых консервативных служб в мире – кардинально меняется. В 90-е годы несколько спецслужб сменили штаб-квартиры, переехав в новые шикарные здания, место дислокации которых не только не скрывается, а скорее, наоборот, становится чуть ли не городской достопримечательностью.

Англичане первыми отказались от любимого в прошлом принципа засекречивания адресов штаб-квартир. Хотя всего несколько десятилетий назад даже Ян Флеминг, литературный отец Джеймса Бонда, указывал в качестве штаб-квартиры своего героя совсем не то здание, в котором тогда располагалась MИ-6.

А другой автор английских шпионских романов Лен Дайтон блестяще описал систему многочисленных безымянных офисов контрразведки MИ-5, разбросанных без всякой системы по всему Лондону. От всего этого в 90-е годы пришлось отказаться.

В новые здания переселились все три спецслужбы Великобритании – контрразведка МИ-5, разведка МИ-6 и служба радиоперехвата GCHQ. Разработан, но пока не реализован (из-за финансовых проблем) проект переезда французской разведки DGSE. Немецкая разведка BND вслед за правительством переместилась из Пуллаха в Берлин, видимо, туда же переедет из Кельна и контрразведка BfV.

Этот дорогостоящий и во всех отношениях сложный процесс нельзя объяснить лишь окончанием «холодной войны». Два главных противника – американские и российские спецслужбы – продолжают оставаться на старых квартирах.

Не стали порывать с прошлым и в государствах, получивших независимость: например, СБУ Украины расположилась в здании республиканского КГБ, и даже демократическое Агентство безопасности и информации Сербии, сменившее службу Державне безбедности Милошевича, занимает здание предшественника. Видимо, дело тут в другом.

Уборщицы против шпионов Ее Величества

Из всех спецслужб Великобритании разведка Ее Величества известна больше всех. Однако последние полвека ее существование омрачено постоянным соперничеством с главным союзником – ЦРУ. Все это время британцы комплексовали из-за своего очевидного технического отставания. Поэтому новая резиденция МИ-6 просто обязана была затмить Лэнгли по всем параметрам – от дизайна до технического оснащения. И результат оправдал надежды.

Новое здание, которое выглядит действительно сногсшибательно, многие видели в фильме о Джеймсе Бонде «И целого мира мало». Помните огромную пирамиду сложных очертаний, где взрывается бомба, а супершпион на катере выпрыгивает через образовавшуюся пробоину, попадая прямо в Темзу? Это и есть знаменитый «Воксхолл-Кросс», штаб-квартира разведки MИ-6.

Решившись на беспрецедентную открытость при строительстве штаб-квартиры, МИ-6 сразу же попала под удар прессы. Вокруг здания разгорелось несколько крупных скандалов. Во-первых, всплыла информация о перерасходе средств на строительство «Воксхолл-Кросса». Британская пресса выяснила, что MИ-6 превысила первоначальную смету в два раза.

Разведка в свое оправдание утверждала, что огромные суммы ушли на техническое оснащение штаб-квартиры. Дескать, «Воксхолл-Кросс» располагается в самом центре Лондона, подойти к нему может буквально каждый, и все происходящее внутри должно быть надежно защищено.

Поэтому здание нашпиговано скрытыми камерами, все стекла в штаб-квартире защищены от прослушивания и снятия электронной информации специальным покрытием, а стены, как в крепости, – непробиваемые для пуль и бомб. (Что, кстати, не помешало неким злоумышленникам обстрелять здание из гранатомета в сентябре 2000 года.) В общем, по официальным данным, только на оборудование пришлось потратить 80 миллионов.

Правда, следующий скандал замять не удалось, и он сильно омрачил руководству МИ-6 новоселье. Британские журналисты раскопали, что при переезде из старой штаб-квартиры «Сенчури-хаус» МИ-6 вывела за штат 47 уборщиц. Вскоре их вновь приняли на работу, но уменьшили оклады. Обманутые уборщицы нашли защитников в парламенте, а те возбудили судебное дело против МИ-6.

Попытки отменить разбирательство на основании того, что уборщицы не могут давать показания, поскольку являются засекреченными сотрудниками, разведслужбе не удались. В результате МИ-6 пришлось выплатить своим сотрудникам компенсации.

На фоне «Воксхолл-Кросса» снимается семейство...

Естественно, «Воксхолл-Кросс», особенно после того как засветился в бондиане, стал лондонской достопримечательностью. Этим воспользовались коммерсанты и организовали автобусный тур вокруг новой штаб-квартиры. Ни днем, ни ночью вы не увидите вокруг здания ни одного «человека с ружьем», никто не гоняет местных жителей, вечерами выгуливающих здесь собак.

Столкнувшись со столь неправдоподобной обстановкой, авторы пару часов бродили вокруг «Воксхолл-Кросса» и щелкали фотокамерой буквально со всех сторон. Но никто не проявил к этому никакого видимого интереса. (Попробуйте подойти белым днем вплотную к Лубянке и достать камеру: как черт из табакерки немедленно подскочит человек и затребует разрешение на съемку.)

10 этажей штаб-квартиры, возвышающихся над набережной, – лишь часть здания. Под землей, согласно официальным данным, расположено еще 5. Там размещаются самые важные подразделения МИ-6, требующие повышенной секретности. Например, компьютерный центр, который должен контролировать возможные атаки террористов.

Из всех, кто когда-либо побывал в «Воксхолл-Кроссе», самую подробную картину оставил Ричард Томлинсон, сотрудник МИ-6, со скандалом изгнанный в 1998 году из разведслужбы. Как пишет Томлинсон, охранников, стоявших у входа в «Сенчури-хаус» и проверявших документы у сотрудников, в новом здании заменили автоматы.

«Шесть автоматических охранных дверей, выстроенных в ряд, закрывали проход в главное здание. Позади них выстроилась небольшая очередь сотрудников. Когда подошел мой черед, я всунул свою карточку в узкую щель и набрал цифровой код: 6-9-2-1. Автомат сразу же заработал: в щели зажегся зеленый свет и со свистом откатилась вбок входная дверь.

Войдя в тесную капсулу, где мои плечи касались стенок, я нажал на кнопку первого этажа. Так как кроме меня в капсуле никого не было, дверь со свистом захлопнулась, а впереди открылась другая дверь, выпуская меня во внутреннее помещение», – пишет бывший британский разведчик.

Интерьеры «Воксхолл-Кросса», по свидетельству Томлинсона, отличаются от помещений старой штаб-квартиры так же, как советская гостиница «Интурист» от американского отеля «Мариотт». (Прежнее здание МИ-6, «Сенчури-хаус», которое разведслужба занимала с 1966 года, внешне действительно напоминает снесенную столичную гостиницу.)

Зеленоватые матовые стены и мраморные полы холла освещаются мягким флуоресцентным светом. Вокруг двух колонн, в которых размещаются системы управления скоростными лифтами, стоят удобные скамейки, обтянутые черной кожей. Кроме того, персонал может наслаждаться видом субтропических деревьев из пластика.

Чуть ниже центрального холла – библиотека МИ-6. В старом здании она представляла собой довольно жалкое помещение, книги хранились на старых полках, а подшивки газет – в ветхих папках. Теперь все устроено просто великолепно: дорогие читальные столы и скользящие стеллажи для книг.

Несмотря на искреннее восхищение Томлинсона библиотекой, можно заметить, что здесь МИ-6 сильно отстает от ЦРУ. В Лэнгли, например, ни сотрудникам, ни библиотекарям не нужно шарить по полкам в поисках нужной книги. Это делает автоматизированная система, куда направляется компьютерный запрос, а человеку остается лишь забрать необходимый том.

Рядом с библиотекой находится гимнастический зал с тренажерами для гребли и тяжелой атлетики. Правда, в спортивном комплексе есть и другие залы. По задумке архитектора, огромное помещение было сделано под бассейн, но руководство МИ-6 решило, что такое расточительство может привлечь внимание общественности, и его переоборудовали для игры в мини-футбол и бадминтон.

Как рассказал нам Ричард Томлинсон, руководство разведки далеко не сразу решилось на переезд в самый центр города. По его словам, когда подыскивалось место под новое здание, рассматривалась возможность расположиться за городом. Это создало бы лучшие условия для работы персонала, которому не пришлось бы тратить большое количество времени на дорогу, – сотрудники просто приобретали бы жилье поблизости.

Но в таком случае возникли бы затруднения для личных встреч разведчиков с чиновниками правительства. И еще сотрудникам МИ-6 стало бы сложнее делать вид, что они работают на Министерство иностранных дел. (Формально МИ-6 подчиняется этому ведомству.)

Дворец для контрразведки

В отличие от разведки, MИ-5 не гналась за дизайном. Перед ней стояла более приземленная задача. В начале 90-х подразделения контрразведки занимали пять зданий в центральном Лондоне. Это приводило к путанице, британцы порой не успевали координировать операции.

Для новой штаб-квартиры был выбран так называемый «Темз-хаус», здание в духе неоклассицизма, построенное сэром Фрэнком Бэйнсом в 1928 году на набережной в 300 метрах от парламента. Ранее оно использовалось как штаб-квартира Департамента энергетики. Реконструкция продолжалась три года и обошлась бюджету в 265 миллионов фунтов стерлингов. Все работы завершились в 1994 году.

По данным ведущего обозревателя Sunday Times Ника Филдинга, в здании появились офисы для 2300 человек персонала и подземная парковка на 800 мест. В здании, кроме гимнастического зала и зала для аэробики, предусмотрены даже два бара, но они не используются офицерами из-за запрета на курение.

Кабинет генерального директора находится на пятом этаже напротив библиотеки. Чтобы получить досье из хранилища, необходимо воспользоваться услугами мини-железной дороги, доставляющей документы в специальных емкостях.

Правда, до сих пор ходят слухи о завышенных затратах на оснащение здания: только один квадратный метр ковра в ресторане для руководства стоил не менее 70 фунтов. А шестифутовое изваяние креста MИ-5 (так выглядит герб службы), заказанное французскому скульптору, обошлось британской казне в 25 тысяч фунтов.

Поначалу фешенебельным видом новой штаб-квартиры МИ-5 обманывались не только туристы, которые принимали ее за галерею Тэйт, но и люди более информированные. Например, однажды в крайне неловкую ситуацию попал лидер партии Шин-Фейн (легального крыла ирландских националистов) Мартин Макгиннес, который зашел в здание MИ-5, думая, что это штаб-квартира лейбористской партии.

Он подошел к стойке в холле, назвал себя и попросил позвать своего друга. Шокированные сотрудники безопасности попросили его присесть и вызвали руководство. В этот момент волна паники охватила уже все здание. В конце концов кто-то подошел к Макгиннесу и очень мягко указал, куда пройти, чтобы попасть в нужное ему место.

Пончик со сверхсекретной начинкой

Предшественником Центра правительственной связи GCHQ была знаменитая Правительственная школа кодов и шифров, располагавшаяся в Блетчли-Парке, подальше от любопытных взглядов. Именно здесь во время Второй мировой шифровальщики вскрыли коды «Энигмы», а само местоположение школы было одним из главных государственных секретов Великобритании.

С тех пор это ведомство – самое засекреченное. Даже после войны в 1953 году правительство не решилось перенести GCHQ в Лондон, выбрав для штаб-квартиры два комплекса зданий около Челтенхема (графство Глостершир), включающие более 50 строений.

Но в 1997 году прогрессивные настроения победили, и вопрос о новой штаб-квартире, правда, на старом месте, решился. В июне 2000 года был подписан контракт на строительство. А уже в 2003 году сотрудники GCHQ обустраивались в огромном новом комплексе, из-за своей необычной формы прозванном Пончиком.

Два огромных круглых блока из алюминия, стекла, гранита, бетона и дерева соединены покрытой стеклянным куполом «улицей», где сотрудники могут есть, пить и отдыхать в перерыве.

В центре комплекса – открытый сад размером с Альберт-холл. Большую часть первого этажа заполняют шкафы суперкомпьютеров, а собственные генераторы гарантируют непрерывное электропитание в случае ЧП. Чтобы ограничить возможный ущерб от атаки террористов, внутри здание разделено на три отдельных комплекса, соединенных только в основании и крышей.

При строительстве гиганта, который обошелся в 330 миллионов фунтов, использовались экологичные технологии. Так, каждый стул в здании сделан из 36 переработанных пластиковых бутылок, столы на 90 процентов состоят из переработанной древесины. В комплексе также есть ресторан на 600 мест, залы для фитнеса, магазины и комнаты для молитв.

Официальное открытие комплекса состоялось лишь 25 марта 2004 года, когда его посетила королева Елизавета II.

В новом комплексе в связи с новыми задачами, требующими гибкости и быстроты в формировании команды профессионалов, изменена сама культура работы спецслужбы: раньше люди сидели в коттеджах на большом расстоянии друг от друга.

Теперь они все находятся в едином открытом комплексе размером в 17 футбольных полей. «Расстояние до любого коллеги теперь не будет превышать пяти минут», – заявила журналистам Энн Блэк, пресс-секретарь GCHQ.

«Пончик» был спроектирован так, чтобы «заставить руководство говорить с персоналом». И предполагается, что даже новый директор спецслужбы Дэвид Пеппер будет доступен и видим для коллег с помощью так называемого «common desktop».

Все это сильно отличается от того времени, когда сотрудникам запрещалось обсуждать свою работу даже с супругами. Сейчас глянцевая брошюра GCHQ описывает работу там как «подобие расследовательской журналистики, когда нет лучшего стимула, чем видеть по ТВ выпуск новостей и понимать, что ты имеешь к этому отношение».

ФСБ шагает по столице

Российским спецслужбам, казалось, тоже пора сменить место дислокации. Ни одна из них не располагается в специально построенном здании. ФСБ занимает дореволюционный дом страхового общества, Служба внешней разведки гнездится в комплексе Ясенево, который изначально планировался под санаторий ЦК, а военная разведка ГРУ – в «Аквариуме», спланированном под больницу.

Как ранее у британской контрразведки, у ФСБ не решена проблема разбросанности подразделений по огромному городу. В советские времена КГБ, помимо известных зданий на Лубянке, занимал множество особнячков на Садовом кольце, здания на проспекте Сахарова, Кутузовском и даже этаж в гостинице «Пекин».

Но, в отличие от англичан, ФСБ до сих пор продолжает расползаться по столице. Около полутора лет назад департамент по борьбе с терроризмом переехал с Лубянки, где занимал так называемое «новое здание», в свежий корпус на проспекте Вернадского.

Впрочем, и другие спецслужбы занимают помещения в самых неожиданных районах Москвы.

Вполне возможно, что в этом виноват выработанный еще во времена КГБ половинчатый способ решения таких проблем. Вместо возведения нового комплекса, планировка которого была бы полностью подчинена задачам спецслужбы, чекисты предпочитают достроить какой-нибудь флигель или новый корпус. В результате центральный аппарат ФСБ сейчас занимает самые разные здания в районе Лубянки: от построенного в 70-е мрачного «нового здания» до едва ли не бараков в районе храма Св. Людовика.

Точно так же московское управление ФСБ оказалось «разорвано» между двумя зданиями: одно довоенной постройки, другое – 70-х годов. Но они хотя бы находятся через дорогу друг от друга.

ФАПСИ, переименованному в Службу правительственной связи при ФСО, повезло гораздо меньше: одно здание оказалось в районе Лубянки, другое – на проспекте Сахарова.

Спецархитекторы и спецархитектура

По сравнению с ХХ веком, когда строителей спецобъектов уничтожали в целях сохранения секретности и в СССР, и в Германии, нравы сильно смягчились. Сегодня архитекторам, создающим резиденции для спецслужб, ничего не грозит. Напротив, такой заказ сулит и прибыль, и известность.

Решившись на столь радикальный дизайн для здания штаб-квартиры МИ-6, английское правительство выбрало архитекторов с мировой известностью. Авторство проекта «Воксхолл-Кросс» принадлежит Терри Фаррелу – архитектору с мировым именем. Он проектировал высотные здания в Сиэтле, Гонконге, Лиссабоне, Лондоне и Сеуле. За 35 лет работы Терри создал здания для коммерческих центров, банков, музеев и галерей.

Как рассказали в офисе компании Терри Фаррела, заказчиком проекта штаб-квартиры МИ-6 выступила The British Government Property Services. Застройщиком – компания Regalian Properties plc., известная лондонская фирма, основанная в начале 70-х. Проект включал в себя, кроме здания, строительство новой набережной и разбивку садов.

В 1993 году начались строительные работы, а в 1995 году МИ-6 уже переехала в новое здание. В июне 2001 года Терри Фаррел был удостоен звания рыцаря Британской империи за «заслуги в архитектуре и городском планировании».

Резиденция GCHQ (Doughnut – пончик) была построена консорциумом компаний Carillion, Group 4/Falck (датская компания в области безопасности) и British Telecom. BT проложила в комплексе более 5000 миль кабелей (расстояние от Челтенхема до Каира и обратно).

Кроме того, в стены уложено более 6000 миль электропроводки. Это самое крупное вложение средств правительства в конкретный проект: в течение 30 лет консорциуму, построившему здание, должны выплатить около миллиарда фунтов.

Во сколько обошлось строительство новых зданий КГБ на Лубянской площади, возведенных при Андропове, официально не оглашалось. В 1979-1982 годах в левом углу Большой Лубянки и Кузнецкого моста появилось новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства, а в правом углу Мясницкой улицы в 1985-1987 годах был построен комплекс Вычислительного центра КГБ (сейчас во дворе этого здания находится музей Маяковского). В обоих случаях строительством руководили архитектор мастерской № 1 «Моспроект-2» Борис Палуй и главный архитектор Москвы Глеб Макаревич.

Немцы любят поближе к начальству

Штаб-квартира немецкой разведки до последнего времени находилась близ баварского города Пуллах (недалеко от Мюнхена). Это было удобно с точки зрения безопасности, но совершенно неудобно для правительственных чиновников из Бонна.

После падения Берлинской стены стало понятно, что разведка не может располагаться в 600 километрах от столицы. Вопрос о переезде штаб-квартиры BND в Берлин стал актуальным в 90-х годах, однако первые 200 сотрудников спецслужбы во главе с Августом Ханнингом перебрались в столицу только в сентябре 2001-го и заняли особняк в центре города.

В сентябре 2003 года за ними последовали еще около тысячи экспертов аналитического центра. Но основные подразделения BND разместятся в бывшем американском военном городке Клей-Бэррэкс, расположенном недалеко от Берлина. Окончательно BND закроет свою штаб-квартиру в Пуллахе в 2008 году.


 
Количество просмотров:
264
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.