26 Ноября 2024
В избранные Сделать стартовой Подписка Портал Объявления
Интересное
Это заманчивое слово "оффшор"
07.02.2001
Корреспондент: "...И ударила в оффшорный берег валютная волна, и вышел из пены ее он, блистающий золотом и перстнями, и взмахнул веером зеленых бумаг, и купил все виллы и меховые изделия, и наступило на острове Афродиты благоденствие." Когда-нибудь туристам на Кипре обязательно расскажут эту легенду, и поставят памятник первому "новому русскому", ступившему на безвизовый берег. Вопреки расхожему представлению, российские туристы по количеству здесь только на четвертом месте. Впереди англичане, немцы и итальянцы. Но русские оставляют больше всех денег. В каждом уважающем себя ресторане есть русскоговорящие официанты, в гостиницах портье, в киосках российские газеты, в нескольких местных банках служащие ходят на курсы русского языка. Вывески "Меха, шубы" - только на великом и могучем. Покупают исключительно россияне. На выезде из Лимассола - Русские холмы. Так здесь называют район самых роскошных вилл.

Татьяна Косова, главный редактор газеты "Вестник Кипра": Бум - это не то слово, просто сумасшествие какое-то напало на людей, они покупали, они строили виллы. Причем они не торговались, вы же знаете, как это было, они, наоборот, старались показать, какие мы крутые, какие мы богатые, как бы чем больше с них запросили, тем больше они рады заплатить. Вот так, скажем. Кипр, конечно, на этом деле очень много заработал.

Корреспондент: Татьяна Косова уже несколько лет на Кипре, и с улыбкой вспоминает времена российского нашествия, полные бесшабашного разгула и курьезов. Сегодня многое изменилось. Среди "новых русских" Кипр почему-то всегда считался своего рода зоной прекращения огня, свободной от бандитских разборок. Некоторые мечтали создать здесь свой пенсионный рай. Ну, а разменяв первые миллионы, попали в кризис 1998 и поспешили домой, зализывать финансовые раны. Многие оставили на острове жен и детей, жить и учиться в англо- и русскоязычных безопасных школах.

Девочка в кадре, читает: Помню, пароход уже отчаливал, и я мысленно прощался с этими улицами, со всеми этими местами, которые я уже никогда не должен был позабыть.

Корреспондент: Заброшенный аквапарк в Лимассоле - памятник и надгробие нескольким российским миллионам. Его владельцам, говорят, едва хватило на билет обратно в Россию. Зато рядом процветает другой - крупнее и, главное, с кипрскими хозяевами. Бизнес, наверное, удобнее делать на родной почве.

Игорь Носонов, предприниматель: Ну, 10-15 тысяч человек здесь точно уже русские, есть и другие иностранцы. И Кипр поскольку маленькая страна со своим населением около 700 тысяч человек, он просто себя еще и защищает. Защищает свой собственный бизнес.

Корреспондент: По объему инвестиций в российскую экономику Кипр стоит на третьем месте сразу после США и Германии. Все понимают, что это, конечно, не кипрские миллиарды. Разгадка - в заманчивом слове "оффшор". Так называют территорию с особым льготным налогообложением, который создается законодательно в том или ином виде. В мире несколько десятков таких мест, причем не только острова, но и некоторые штаты Америки и государства Западной Европы. На Кипре маленьким налогом – чуть более 4 % - облагаются все компании, которые размещены на острове, но ведут бизнес и добывают прибыль за его пределами. При этом межгосударственные договоры, во избежание двойного налогообложения, позволяют платить налоги только здесь, именно эти смешные проценты. У Кипра 27 таких соглашений с разными странами, включая Россию. Это превращает остров в оживленный перекресток финансовых потоков. Кипр намывает с них свой золотой осадок и старается не слишком мешать свободному течению чужих денег.

В отличие от большинства зарубежных стран, открыть счет в банке для россиянина на Кипре не просто, а очень просто. Вся процедура занимает несколько минут. Достаточно предъявить паспорт и небольшую, чтобы не напугать кассира, сумму денег. То, что россиянам разрешено иметь счета за границей только с разрешения Центробанка России, здесь мало кого волнует. Тем более, что в банке могут и не знать о гражданстве истинного хозяина денег. Еще одна важная деталь кипрского оффшора – абсолютно законная возможность создавать компании с фиктивными директорами. То есть номинально компанию возглавляет зиц-председатель Фукс, а реально владеет и распоряжается совсем другой человек или фирма. Не случайно во многих приватизационных конкурсах в России участвовали неизвестные кипрские компании.

Мой адрес ни дом и ни улица, мой адрес – оффшорный Кипр. Остров Афродиты - своего рода огромный почтовый ящик, в котором зарегистрировано более 40 тысяч оффшорных компаний. Предполагают, а точно этого не знает никто, что большинство из них имеют российские корни, и большинство из них не действуют. До 1998 года многие россияне открывали здесь свои оффшорные компании просто так, чтобы было.

По цене примерно 3000 долларов за штуку адвокатские конторы на Кипре могут создать хоть десяток бумажных компаний, и предоставить номинальных директоров. На самом деле то же самое можно сделать и в других более солидных странах, не в оффшоре, а в той же Швейцарии, например. Таким образом создаются запутанные цепочки владельцев и финансовые схемы, позволяющие прятать деньги, истинное лицо хозяев, уводить валютную выручку, занижать прибыль, перекрашивать инвестиции, обходить и законодательные барьеры и законодательные нелепости. Причем все совершенно законным образом.

Юрий Пьяных, президент ассоциации российских предпринимателей на Кипре: Если увод прибыли происходит незаконным образом, это ненормально, это должно наказываться. Но любая компания, любая западная компания и российская компания, имеет подразделения, которые работают над уменьшением налоговой базы, и тут нет ничего противозаконного и ничего ненормального.

Алексей Рогалев, временный поверенный в делах РФ на Кипре: Капитал стремится туда, где ему более выгодно и комфортно. И, так скажем, полностью поставить на его пути какие-то преграды невозможно. То, что уходят средства из России, – плохо, безусловно, плохо. Но не будут они уходить на кипрские оффшоры, они уйдут в другой оффшор. Видимо, должно быть создано, созданы такие условия для капитала, чтобы он не уходил.

Корреспондент: Как говорят бизнесмены, с Кипром или без Кипра существует тысяча и один способ, чтобы увести деньги из России и спрятать их за рубежом. Надо закрывать возможности для воровства, а не границы. Тем более сегодня, когда, по наблюдениям финансистов, актуально другое использование оффшоров – перекрашивание инвестиций российского происхождения в российскую же экономику.

Сергей Бондаренко, управляющий филиалом АвтоВАЗбанка на Кипре: Те люди, которые понимают, что они в любом случае, так сказать, не очень ожидаемы и не очень востребованны за рубежом, - там своих хватает предпринимателей. Российская экономика, так сказать, должна развиваться россиянами, а не американцами. Поэтому нам надо думать об этом. И люди, которые действительно творческие люди, это люди, которые думают о том, как развивать, так сказать, собственную страну, из которой они не собираются уезжать по разным причинам. Они думают о том, каким образом все-таки себя подстраховать.

Корреспондент: По наблюдениям большинства наших собеседников на Кипре, российские предприниматели, уже достаточно погуляв по миру, сегодня убедились, что работать в России для них и выгоднее, и полезнее, и вокруг все свои. Вот только бы пугали поменьше.


 
Количество просмотров:
268
Отправить новость другу:
Email получателя:
Ваше имя:
 
Рекомендуем
Обсуждение новости
 
 
© 2000-2024 PRESS обозрение Пишите нам
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "PRESS обозрение" обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.